Библиографическое описание:

Радченко Е. А., Рахманова М. Н. Архитектурные ансамбли как отражение величия и могущества русского государства [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы V междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2014. — С. 63-65.

На территории России большое разнообразие архитектурных построек, в частности архитектурных ансамблей. Ансамбль- комплекс зданий и сооружений, связанный единым художественным решением [5]. Мы провели мини-исследование по наличию архитектурных ансамблей на территории России и сделали соответствующие выводы. В своей статье мы рассмотрим такие архитектурные ансамбли, как: Московский Кремль, Коломенский кремль, Ростовский кремль,Вологодский кремль, Нижегородский кремль, Астраханский кремль, Тобольский кремль.

Московский Кремль

Московский Кремль — символ российской государственности, один из крупнейших архитектурных ансамблей мира, богатейшая сокровищница исторических реликвий, памятников культуры и искусства. За восемь веков своего существования Московский Кремль был свидетелем многих славных и трагических событий нашей истории. У его стен гремели вражеские пушки, на площадях шумели праздники и клокотали бунты, Сейчас Московский Кремль — один из самых больших музеев мира. В кремлевских палатах и соборах хранятся государственные регалии России, бесценные иконы, сокровища русских царей. Свободное расположение зданий и живописность всего ансамбля строго закономерны. Московский Кремль является древнейшей центральной частью Москвы на Боровицком холме. Это один из прекраснейших архитектурных произведений во всем мире [1].

Архитектурный комплекс Кремля образован храмовыми и дворцовыми зданиями, прекрасными ярусными кремлевскими башнями и доминирующим над ними столпом «Ивана Великого». Кремль с прилегающей к нему Красной площадью, является композиционным центром Москвы, с которым связаны архитектура города, его крупнейшие архитектурные ансамбли. Новые здания, мосты, облицованные камнем набережные, асфальтированные площади слились с Московским Кремлем в единое архитектурное целое.

Архитектурно-градостроительный ансамбль Московского Кремля складывался на протяжении столетий, и сегодня включает памятные архитектуры XIV-XX вв. Прежде всего это сама крепость, мощные стены и башни которой определяют панораму древней части Москвы, а на территории Кремля — храмы, древние терема и палаты, величественные дворцы и парадные административные здания. Общая длина стены — 2235 м., высота на разных участках от 5 до 19 м., толщина — от 3,5 до 6,5 м. По верху стены идет боевой ход шириной от 2 до 4 м. С наружной стороны его прикрывают 1045 двурогих зубцов, каждый из которых состоит из ствола (собственно мерлона) и раздвоенной в виде «ласточкиного хвоста» головки, которая предает зубцам столь знакомый всем и легко узнаваемый вид [4].

В него входят: Ансамбль колокольни Ивана Великого, который является композиционным центром Кремля, он состоит из трех разновременных объектов: столпа колокольни Ивана Великого, Успенской звонницы и Филаретовой пристройки; Царь — пушка- самое большое по калибру орудие в мире, размещается на специальном каменном постаменте близ собора Двенадцати Апостолов в Кремле; Водовзводная башня; Парадная проездная Спасская (Фроловская) башня- главная башня Московского Кремля. Выходя на Красную площадь, она воплощает на протяжении многих веков силу и величие Российского государства; Беклемишевская башня (Москворецкая) расположена в юго-восточном углу кремлевского треугольника; Первая Безымянная башня; Никольская башня — проездная башня восточной линии укреплений Кремля, имеет четырехгранную форму и вплотную примыкающую к ней отводную стрельницу, проездные ворота которой выходят на Красную площадь.

У входа в Кремль установлен памятник основателю города — князю Юрию Долгорукому. Успенский, Архангельский, благовещенский соборы, церковь Ризположения, Грановитая палата и царские терема, колокольня Ивана Великого и звонница образовали уникальный архитектурный ансамбль, задуманный и осуществленный по единому замыслу.

В конце XVII в. в архитектуре Москвы утверждается стиль, получивший название «нарышкинское барокко» по фамилии дворянского рода, в чьих московских имениях строились барочные церкви (отсюда второе название стиля — московское барокко). Ярким образцом этого стиля являются многоярусные центрические церкви: Покрова в Филя, церковь архангела Гавриила — Меншикова башня, Троицкая церковь в Троице — Лыкове, Знаменская церковь в Дубровицах. В этой грандиозной созидательной деятельности приняли участие мастера из многих центров Руси, а так же зодчие из Италии. Возведенные ими здания органически вошли в русское искусство, не нарушив его национальной сущности.

Коломенский кремль

Коломенский кремль — уникальный памятник русской истории и культуры, жемчужина русского оборонного зодчества. В плане Коломенский кремль- многогранник, приближающийся к овалу. По всему периметру стен равномерно были расположены башни, позволявшие организовать активную оборону. На территории кремля разместились Келейные корпуса Брусенского монастыря, Колокольня Ново-Голутвина монастыря. Успенский кафедральный собор на Соборной площади Коломенского кремля — памятник архитектуры второй половины XVII века. Гравновитая башня, получившая своё название из-за своей формы — в плане это шестигранник. В Коломенском кремле было четверо башенных ворот (Пятницкие, Ивановские, Косые, Водяные) и двое находились в пряслах стены (Михайловские и Мельничные, или Георгиевские) На внутренней стороне башни Пятницких ворот помещена икона, на которой изображены Новозаветная Пресвятая Троица, список с Донской иконы Божией Матери и Небесные покровители Коломны. Таким образом, Коломенский кремль являл собой не только внушительное и величайшее зрелище, но и первоклассное сооружение с точки зрения фортификации. Это так называемая полигональная крепость, то есть крепость, рассчитанная на оборону со всех сторон.

Ростовский кремль

Ансамбль Ростовского кремля по своему первоначальному назначению представлял собой резиденцию архиереев Ростово-Ярославской епархии. Поэтому в древности его называли Архиерейским, или Митрополичьим, двором. В настоящее время ансамбль делится на три относительно самостоятельные функциональные зоны: собственно Архиерейский двор и примыкающие к нему- с севера Соборную площадь, с юга — Митрополичий сад. Главной доминантой ансамбля является Успенский собор — старейшее здание города. Он находится вне кремлёвских стен, хотя и обнесен своей оградой, которая охватывает также и звонницу. Звонница собора относится к типу многопролетных сооружений, которые были распространены в русском зодчестве в XVI- XVII веках, знаменита своими 13 колоколами и представляет собой аркаду, стоящую на высоком основании с четырьмя главами. Стилистически близкая к архитектурному решению Успенского собора, звонница удачно составляет с ним единый ансамбль. В нижней части под центральным пролетом устроена небольшая церковь. В XVII веке службы в ней проводились только в храмовый праздник — Вербное воскресенье.

Строительство центральной части кремлёвского ансамбля началось с формирования парадного двора, который постепенно окружили в основном культовые и административные здания. Одним из первых здесь строится двухэтажный корпус Судного приказа. Часть корпуса в XVII веке занимало одно из важнейших учреждений Митрополичьего двора — Судный приказ. Около 1670 г рядом с ним возводится надвратная церковь Воскресения с защищающими её северный фасад двумя крепостными башнями. Этим комплексом был великолепно оформлен главный вход в Митрополичий двор — Святые ворота. На противоположной стороне двора возвышается большой корпус Митрополичьих хором, возведенный при митрополите Ионе примерно в 50-е — начале 70-х гг.

В одном ряду с Митрополичьими хоромами располагается комплекс Государских хором (70–80-е гг XVII в.), или, как его еще называют, Красная палата. Здание отличается живописной компоновкой объемов, каждый из которых завершен особой крутой кровлей. Еще большую живописность Государским хоромам придаёт великолепное крыльцо, увенчанное двумя шатрами. За Митрополичьими хоромами строится комплекс Спаса Нерукотворного образа. Западный вход на территорию кремля украшает одна из последних кремлёвских построек времен митрополита Ионы — надвратная церковь Иоанна Богослова. Около церкви расположена Красная палата, построенная в 1670–1680 гг. как дворец для приёма царей. Последним самостоятельным сооружением кремля стала церковь Одигитрии. Стены расписаны по кирпичу без штукатурки, в три цвета, что создает впечатление гранёной поверхности (подобный художественный приём можно встретить в Троице- Сергиевой лавре).

Вологодский кремль

Вологодский кремль — современное название бывшего двора вологодских архиереев. Он располагается в центральной, исторической части Вологды и является историко-архитектурной доминантой города. Вологодский кремль создавался в течении нескольких столетий, его разновременные постройки сильно отличаются друг от друга, у них нет единого стиля. В центре кремля — Софийский (первоначальное название Успенский) собор, пятиглавый, построенный под личным контролем Ивана Грозного в том же архитектурном стиле, что и Успенский собор Московского Кремля. Рядом с собором — колокольня в эклектическом стиле, напоминающем псевдоготику. Южнее — комплекс зданий Архиерейского подворья. В постройках кремля расположен Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей- заповедник.

Новгородский кремль

Новгородский кремль- памятник русской архитектуры X-XVII вв. и древнейший из сохранившихся в России кремлей. Из двенадцати башен Новгородского кремля сохранились лишь девять: Дворцовая, Спасская, Княжая, Кокуй, Покровская, Златоустовская, Митрополичья, Федоровская и Владимирская. К юго-востоку от Софийского собора находится звонница. Главные-западные- врата Софийского собора Магдебургские. Дворцовая башня в юго-восточной части кремля отличается особенно стройными очертаниями и пропорциями. Часозвоня, расположена в северо-западной части кремля, являлась колокольницей церкви Сергия Радонежского.

Нижегородский кремль

Нижегородский кремль- крепость в Нижнем Новгороде, исторический центр города. Кремль служил административным центром обширной округи. Сохранилось одиннадцать башен: Дмитровская, Кладовая, Никольская, Коромыслова, Тайницкая, Северная Часовая, Ивановская, Белая, Борисоглебская, Георгиевская и Пороховая. На территории кремля находится Михайло- Архангельский собор.

Астраханский кремль

Астраханский кремль — выдающийся памятник русского военно- инженерного искусства и архитектур второй половины XVI в. Троицкий собор, расположенный в северной части кремля, у Никольских ворот, представляет собой сложный архитектурный комплекс, состоит из трёх церквей: Троицкой, Сретенской, Введенской и двух Трапезных палат. Архиерейская башня находится в юго- восточном углу кремля, слева от главного входа на его территорию через колокольню. Кремлевская колокольня по праву считается одним из символов Астрахани. Её восьмидесятиметровый силуэт виден из любой точки города. Она возвышается над главными проездными воротами кремля. В Астрахани открыт Губернский музей.

Тобольский кремль

Тобольский кремль по праву называют жемчужиной Сибири и главной туристической достопримечательностью Тюменской области. Соборная колокольня. Эта первая в Сибири каменная звонница. В северо-западном углу кремля возводится Гостиный двор. Дмитриевские ворота- символическая триумфальная арка, открывающая вход России в Азию. В фондах музея- заповедника насчитывается около 300тыс. музейных предметов. Музей является крупным научно- исследовательским и просветительным центром [4].

Литература:

1.                 Зубанова С. Г. Прогулки по России: лучшие места для отдыха и туризма / С. Г. Зубанова, Е. В. Левкова, Ю. В. Щербакова. — Ростов н/Д.: Феникс, 2007. — 254 с.

2.                 Лазарев А. Г., Лазарев А. А., Кудинова Е. О. Справочник архитектора / Серия «Строительство и дизайн». — Ростов н/Д.: Феникс, 2005. — 352 с.

3.                 Пастухова З. И. Шедевры русского зодчества. — Смоленск: Русич, 2000. — 240 с.

4.                 Художественные сокровища Московского Кремля. Москва, издательство «Планета», 1990 г.

5.                 Шереметьева Т. Л. Семь чудес России /Минск: Харвест, 2008. — 160с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle