Библиографическое описание:

Фомина Е. Г. Здоровьесохраняющие технологии в организации и содержании образовательного процесса дошкольного учреждения [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы V междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2014. — С. 19-21.

Материал представляет комплексную систему организации деятельности дошкольного учреждения с целью сохранения и укрепления здоровья своих воспитанников. Здесь представлены основные направления деятельности дошкольного учреждения по здоровьесбережению с основными субъектами образовательного процесса: детьми, родителями и педагогами. Данный материал будет интересен и полезен как работникам образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья, так и руководителям и педагогам общеразвивающих дошкольных учреждений.

В современном мире здоровье перестаёт быть только личной проблемой конкретного человека. Новая концепция здоровья подтверждает его социальную сущность, которая заключается в распределении ответственности за охрану здоровья между обществом, индивидуумом и медицинскими работниками. При этом базовой целью любого дошкольного учреждения является создание оптимальных условий для эффективного решения проблем развития каждого дошкольника. Задача укрепления здоровья детей является необходимым условием их всестороннего развития и обеспечения нормальной жизнедеятельности растущего организма. В современных условиях каждое дошкольное учреждение самостоятельно определяет направления и содержание собственной деятельности по этому важному вопросу. Деятельность нашего дошкольного учреждения по сохранению и укреплению здоровья содержит следующие основные направления.

1) Формирование у воспитанников осознанного отношения к своему здоровью.

Наряду с обеспечением необходимых условий для сохранения и укрепления здоровья детей через организацию санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности, организацию рационального питания, обеспечение оптимального двигательного режима, организацию лечебно-профилактической работы в нашем дошкольном учреждении простроена система педагогической работы по формированию у дошкольника осознанного, преобразовательного отношения к своему здоровью. Основной формой работы с детьми в нашем д/с являются специально организованные занятия по разделу «Здоровье». Содержание методического обеспечения не сводится лишь к валеологической направленности, а охватывает понятие «здоровье» в его широком смысле как полноценное физическое, психологическое, социальное и духовное благополучие человека. На занятиях по разделу «Здоровье» детям даются начальные теоретические представления по всем разделам, касающиеся организма человека, восприятия собственного «Я» и своего положения в мире окружающих людей, основ безопасного поведения в различных жизненных ситуациях и т. д. Кроме теоретических сведений на занятиях по «Здоровью» дети овладевают практическими приёмами оздоровления, такими как: дыхательная гимнастика и гимнастика для глаз, приёмы физиологического и психологического расслабления, упражнения на профилактику плоскостопия и т. п. Эти практические приёмы закрепляются детьми на других занятиях, а также в совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности. Для этого в «Островках Здоровья» в группах есть все необходимые практические материалы: операциональные схемы, дидактические игры.

2) Организация взаимодействия с родителями.

В центре работы по полноценному физиологическому и психологическому развитию и оздоровлению детей должны находиться и семья, и д/сад как две основные социальные структуры, которые в основном и определяют уровень здоровья ребёнка. В нашем д/саду совместная работа с семьёй по сохранению и укреплению здоровья детей строится на следующих основных положениях:

1)                 Цели и задачи воспитания здорового ребёнка хорошо известны. Это положение реализуется через имеющиеся в каждой группе «Уголки здорового ребёнка», где родители получают возможность познакомиться с основным содержанием, целями, задачами, методами и приёмами работы по сохранению и укреплению здоровья детей.

2)                 Систематичность и планомерность в работе с родителями. Это положение подразумевает наличие чёткого плана работы с семьями воспитанников (а не набор отдельных мероприятий в течение учебного года) при использовании разнообразных взаимодополняющих форм как наглядных, так и практических.

3)                 Индивидуальный подход к каждой семье подразумевает, что вся работа в дошкольном учреждении (с ребёнком ли, с семьёй ли) основывается на комплексной медико-психолого-педагогической диагностике, по результатам которой разрабатывается план работы с семьёй на основе выявленных особенностей, проблем, интересов и конкретных запросов семьи.

С этой целью в ДОУ используются как традиционные формы работы, такие как: информация в родительских уголках, коллективные, подгрупповые и индивидуальные консультации специалистов, семинары-практикумы, тренинги, совместные праздники, досуги, развлечения и т. д., так и нетрадиционные мероприятия:

-        тематические дни (например, «День Здоровья», посвящённый знакомству с работой по разделу «Здоровье», «Самый вкусный день в году», посвящённый рациональному питанию, «Движение — основа жизни» по проблемам оптимального двигательного режима в жизни ребёнка и др.);

-        выпуск газеты для родителей «Здоровей-ка», где ежемесячно вниманию родителей предлагается подбор материала по тематике здоровьесбережения;

-        интересной формой обучения родителей практическим приёмам традиционного и нетрадиционного оздоровления является работа родительского клуба «Академия Здоровья». Врамках клуба действуют 4 секций:

1.      «Бабушкина аптека» (руководитель — м/с), на которой родителей знакомят со способами нетрадиционной профилактики и лечения методами народной медицины;

2.      «Закаляйка» (руководитель-воспитатель), здесь родителям даются представления о значении закаливания для общего укрепления организма и знакомят с различными видами закаливания в д/с, дают рекомендации по организации закаливающих процедур в домашних условиях;

3.      «Держи осанку» (руководитель — физинструктор), где родители обучаются практическим приёмам профилактики нарушений осанки;

4.      «Неболейка» (руководител — старшая м/с), на которой родители получают сведения о традиционных и нетрадиционных способах лечения и профилактики различных заболеваний.

3) Организация работы с педагогами.

В современном дошкольном учреждении основная роль в процессе организации эффективной системы здоровьесбережения, несомненно, принадлежит педагогу. Ведь именно от профессионализма, грамотности, уровня знаний и умений, а также личностных качеств педагога напрямую зависит результат его взаимодействия с ребёнком. Заинтересованность в получении положительных результатов своей деятельности и владение практическими навыками оздоровительных технологий — также являются необходимыми условиями результативности внедрения новых здоровьеформирующих подходов к построению общего образовательного процесса в дошкольном учреждении. В общей системе работы с коллективом можно выделить 2 основных направления:

1)                 Работа по повышению профессиональной компетенции педагогов по вопросам здоровьесбережения. В рамках данного направления в общую организационно-педагогическую и методическую работу дошкольного учреждения ежегодно включаются методические мероприятия (деловые игры, подгрупповые и индивидуальные консультации, семинары-практикумы, мастер-классы, презентации опыта работы отдельных педагогов, лектории и т. д.).

2)                 Творческая деятельность педколлектива в рамках опытно-экспериментальной работы по данному разделу. В частности, в д/с работает творческая группа в составе, которая занимается разработкой темы «Формирование осознанного преобразовательного отношения к своему здоровью у дошкольников в условиях дошкольного учреждения».

4) Создание предметно-развивающей среды в ДОУ.

В д/саду оборудован отдельный медицинский кабинет, который включает: физиотерапию, процедурный кабинет, зал лечебной физкультуры. Воспитанникам предлагается целый спектр лечебно-оздоровительных услуг, среди которых: ЛФК, физиотерапевтические процедуры: КУФ, ингаляции, электрофорез. Также в группах д/сада, помимо традиционных двигательных центров, отдельно выделены так называемые «Островки Здоровья», где находятся материалы оздоровительного характера (дидактические игры и пособия, массажёры, спортивный инвентарь, схемы проведения гимнастики для глаз и дыхательной гимнастики и т. п.), которые дети могут использовать как с помощью взрослых, так и самостоятельно.

Итак, мы представили систему деятельности нашего дошкольного учреждения по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья своих воспитанников. Естественно, она не является эталоном, поскольку система такого типа должна быть открытой для дополнения и расширения в зависимости от различных условий: изменяющихся требований, особенностей дошкольного учреждения и контингента детей, его посещающих, но основные составляющие представленной системы по здоровьесбережению могут эффективно использоваться в условиях любого дошкольного учреждения.

Литература:

1.                  Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. — М.: Просвещение, 2003г.

2.                  Здоровый малыш: программа оздоровления детей в ДОУ/ под ред. З. И. Бересневой.- М.: ТЦ Сфера, 2004г.

3.                  Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях: проблемы и пути оптимизации. Материалы Всероссийского совещания.- М.: издательство ГНОМ, 2001г.

4.                  Здоровьеформирующее физическое развитие: пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: ВЛАДОС, 2001г.

5.                  Каштанова Г. В. Организация оздоровительного центра в образовательном учреждении: Практическое пособие. — М.: АРКТИ, 2002г.

6.                  Кузнецова М. Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях: пособие для медработников и воспитателей. — М.: АРКТИ, 2002г.

7.                  Маханёва М. Д. Здоровый ребёнок: рекомендации по работе в д/саду и начальной школе.: Методическое пособие. — М.: АРКТИ, 2004г.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle