Библиографическое описание:

Джураев Б., Шодмонов Ш. А. Правовое воспитание учеников подросткового возраста в различных видах деятельности [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы V междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2014. — С. 189-191.

В данной статье представлены факторы, влияющие на формирование юридических понятий у учащихся средних специальных учебных заведений, приведены первичные эмпирические данные полученные в результате настоящего исследования.

Ключевые слова. юридические понятия, юридические знания, правовая грамотность, правовая культура, правовое государство, правовое мышление.

Вступая в подростковый возраст, учащиеся более глубоко осмысливают суть правовых и нравственных отношений с помощью специальных учебных предметов. Они изучают обществоведение, основы государства и право. Правовое воспитание учеников старшего возраста характеризуется тем, что они вступают в реальные правовые отношения гражданской ответственности в различных видах деятельности. Они практически усваивают свои права и обязанности через систему ученического самоуправления, организацию и оплату производительности труда, организацию досуга, в отношениях друг с другом. Они узнают о практической деятельности административных органов, судов, милиции, оказывают помощь взрослым в проведении выборных кампаний. Некоторые из них, нарушающие закон, приобретают отрицательный опыт правовых взаимоотношений, подвергаясь за свои поступки различным мерам взаимоотношений, подвергаясь за свои поступки различным мерам воздействия и пресечения. В целях предотвращения правонарушений среди учеников возраста ранней юности с ними не только обсуждают правовой аспект их отношений и поведения, усиливают профилактическую работу, но и вовлекают их в правоохранительную деятельность как высшую форму нравственно-правового воспитания. Гражданская активность подростков и юношей реализуется в создании отрядов друзей милиции, которые патрулируют территорию микрорайона школы, сосредоточивают внимание на поведении ребят своей и соседних школ. На формирование правового сознания юношей и девушек оказывает определенное влияние их пристрастие к чтению детективной литературы. Существует немало высокохудожественных приключенческих произведений, удовлетворяющих интерес молодежи к романтике познавательного расследования. Кроме того, подлинно художественный детектив всегда несет в себе глубокий социальный смысл, раскрывающий корни и причины правонарушений, предостерегающей от противоправного поведения.

Система правового воспитания определяется научными представлениями о структуре правового сознания. Его исходным элементом является правовая грамотность [1, 418]:общее знакомство с правовыми основами государства, видами права и нормами, регулирующими отношения людей на основе закона. Однако знание элементарных юридических норм не всегда становится решающим действенным мотивом и стимулом плавильного поведения. Подростки и юноши нередко пренебрегают известными им правовыми нормами, сознательно и тайно идут на правонарушение. Правовое сознание, элементарная правовая грамотность становятся действенной силой, когда органически взаимодействуют с сознанием — гражданским и нравственным. Гражданская сознательность помогает школьнику понять сущность и общественное значение правовых норм, направленных на защиту интересов демократического общества и его граждан. Нравственное сознание способствует глубокому усвоению правовой нормы, нравственным отношением к ней. Оно позволяет увидеть и осознать ту границу нравственного поведения, за пределами которой начинаются безнравственные и противоправные поступки. Неуважение к товарищу, учителям и родителям ведет к нарушению прав и оскорблению достоинства личности. Когда прекращается нравственное отношение к жизни, обязательно возникает отклоняющееся от правовых норм, нарушающее их поведение. Оно порождает преступное сознание и извращенную антиобщественную мораль.

Важнейшим элементом правового сознания — нравственно-правовые и политические чувства. Нравственно-правовым чувством является глубокое уважение к закону как проявлению воли народов. Оно неразрывно связано с чувством патриотизма, органично вплетается в патриотические эмоциональные переживания. Огромную роль в правовом сознании человека играет чувство гражданской совести. Оно является внутренним контролером правопослушного поведения, порождает нравственные страдания личности в случаях нарушения закона.

Осуществление правового воспитания требует ясного представления о противоречиях, негативных явлениях в жизни современной молодежи и их воспитании, создающих почву для правонарушений.

В нашем исследовании мы поставили цель получить эмпирические данные у респондентов. Попросили их ответить в начале на вопрос: «Как вы думаете нужны ли в жизни юридические знания?». Результаты ответов участников нашего исследования приведены в рисунке.

Рис. 1. Ответы на вопрос: «Как вы думаете, нужны ли в жизни юридические знания?»

Целенаправленное воспитание способствует формированию мировоззрения. Мировой социально-исторический опыт позволяет определить главную цель воспитания как формирование гармонично и всесторонне развитой личности, подготовленной к инициативной социальной и профессиональной деятельности в современном обществе, личности, способной разделять и преумножать его ценности. Анализируя общее и различное в группах респондентов с разными уровнями отношений к правовым знаниям, мы им дали задание составить список понятий о юридических знаний. Мы в таблица№ 1 привели максимум часто повторяющихся понятий.

Таблица 1

Ответы респондентов на вопрос: «Где можно извлечь юридические знания?»

Ответившие

«Не знаю»

«Наверно нужны»

«Да, обязательно»

Юридические документы, понятия, знания

Конституция, Законы

Конституция, Законы

Права

Обязанности

Конституция, Законы

Права

Обязанности

Знания, Кодексы

Как видим, больше половины респондентов считают, что юридические знания обязательно нужны в их жизни.

Таблица № 2

Особенности отношений учащихся к юридическим знаниям, понятиям

№ п.п

Наименование понятий

%

1.

Юридические понятия формируют у человека юридическую грамотность

38,6

2.

Юридические знания нужны человеку, чтобы быть законопослушным

29,4

3.

Юридические законы призывают честно жить и работать

18,7

4.

Юридические понятия предупреждают не нарушать законы, не совершать преступления

13,3

Полученные результаты подтвердили наше убеждение в том, что юридические понятия и знания действительно являются важным личностным ресурсом молодежи, и что их надо обязательно формировать, т. к., в их дальнейшей жизни эти знания нужны.

Литература:

1.      Саидов А., Таджиханов У., Одилкориев Х. Основы государства и права. Т: «Шарк», 2002.

2.      Никитин А. Ф. 200 вопросов и ответов по основам государства и права. М: 1993. 189 с.

3.      Никитина О. А. Формирование правовой культуры студентов в процессе изучения иностранного языка: Автореф. Дисс. … к.пед.н. — Рязань: РГУ, 2006. — 22с.

4.      Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие/В. Д. Балин, В. К. Гайда, В. К. Горбачевский и др., Под общей ред. А. А. Крылова, С А. Маничева. — СПб: Питер, 2000. — 560с.: ил. — («Практикум по психологии»)

5.      Талызина Н. Ф. Педагогическая психология. — М.: Академия, 1998.- 288 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle