Библиографическое описание:

Костюк Е. А., Герасимов Н. П. Планирование двигательной активности детей [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы V междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2014. — С. 36-37.

Речь пойдёт о планировании двигательной активности детей, а точнее о самостоятельной двигательной деятельности. Потому что, помимо организованных видов занятий по физической культуре: это физкультурные занятия, утренняя гимнастика, гимнастика после сна, дневная и вечерняя прогулки, в режиме дня детей значительное место должна занимать самостоятельная двигательная деятельность детей. Действия детей во многом зависит от условий, создаваемых нами взрослыми. При правильном руководстве двигательной активностью, можно в значительной степени влиять на формирование основных видов двигательных навыков детей, при этом, не подавляя инициативы самого ребёнка. Самостоятельная двигательная деятельность детей, как я уже упоминала, организуется в разное время дня: утром до завтрака, между занятиями, в часы игр, после дневного сна, во время дневных и вечерних прогулок. Активные действия детей, связанные с высокой двигательной активностью должны чередоваться с более спокойной деятельностью и учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, его самочувствие. При планировании самостоятельной деятельности детей важно позаботиться о создании физкультурно-игровой среды (пространство, достаточное для движений, разнообразие и чередование пособий и игрушек), выделить время в режиме дня для самостоятельных игр и упражнений детей. Для создания новизны физкультурно-игровой среды, мы в течение дня можем вносить различные физкультурные пособия и по-разному их группировать. Это позволит избежать однообразия движений и будет способствовать всестороннему физическому развитию детей. Учитывая, что на прогулке имеется больше времени и пространства для самостоятельных творческих игр детей, желательно иметь на участке соответствующее оборудование, физкультурные пособия, игрушки, в зимнее время года постройки для всей видов основных движений. Кроме того, в распоряжении детей (как в помещении, так и на площадке) должен быть предоставлен разнообразный инвентарь — скакалки, обручи, мячи разных размеров, ракетки, кегли и многое другое. В зимнее время дети должны иметь возможность свободно пользоваться санками, ледянками, лыжами; летом — велосипедами, самокатами, и другим спортивным инвентарём. Наша роль заключается в правильном планировании игр и упражнений, в предоставлении необходимого инвентаря, поясняя способы выполнения. В самостоятельной деятельности детей, особенно старшего дошкольного возраста ярко прослеживаются индивидуальные особенности. Например, детям с высоким уровнем Д/А (гиперактивные дети), как правило, присуща однообразная деятельность с большим количеством бесцельного бега. У этих детей преобладают игры и упражнения высокой степени интенсивности (они бегают на перегонки, друг за другом, любят бегать на скорость, с ловлей и увёртыванием, им интересны прыжки с разбега, прыжки через скакалку, их увлекают спортивные игры), которые составляют более 70 % всего времени самостоятельной деятельности детей. Эти дети отличаются неумением выполнять движения в умеренном темпе и нежеланием заниматься спокойными видами деятельности, чередовать активные действия с пассивными. Из опыта, могу сказать, что таких детей становится больше. Детям с низким уровнем Д/А (малоподвижные дети) также присуща однообразная деятельность, часто прерываемая статическими розами. У этих детей преобладают игры с низкой степенью интенсивности (это сюжетно-игровые игры, игры с песком и снегом), которые составляют 70 % времени самостоятельной деятельности детей на прогулке. Эти дети, как правило, предпочитают играть в одиночку или вдвоём. Малоподвижные дети не желают участвовать в коллективных играх спортивного характера, так как постоянно испытывают неуверенность в своих действиях. Для того, чтобы целенаправленно руководить деятельностью детей, нам необходимо хорошо представлять, какое место оно занимает в разных видах деятельности детей. Более всего движениями насыщена игровая деятельность, которая занимает большую часть времени самостоятельной деятельности детей. Среди причин низкой Д/А детей в игровой деятельности особо следует отметить недостаточное использование физкультурных пособий и спортивного инвентаря, с помощью которых можно и нужно обогащать игровой сюжет и наполнять его разнообразными движениями. Друга причина — недостаточность места для самостоятельной деятельности, нерациональное размещение спортивного оборудования, неграмотное планирование Д/А детей в неорганизованных видах деятельности. Важно обращать внимание на количество и разнообразие движений с широким использованием физкультурных пособий. У малоподвижных детей это достигается за счёт интенсивных движений (бег за мячом, прыжки через скакалку в движении), а у чрезмерно подвижных — за счёт менее интенсивных движений (бросание и ловля мяча, лазание по гимнастической лестнице и т. д.) Я понимаю, как сложно воспитателям в написании плана по физическому развитию. К какому источнику обратиться, литературы много и они в растерянности, поэтому запланированное всё однообразное и сводится к написанию названия подвижной игры и предложению взять мяч или скакалку. Так было и у педагогов одного ДОУ. Они решили собрать в методическое пособие игры, игровые задания и составить перспективное планирование самостоятельной двигательной активности детей в режимных моментах. С этой целью была составлена циклограмма планирования воспитательно-образовательного процесса, которая предполагала организацию самостоятельной двигательной деятельности детей в режимных моментах, 3 раза в неделю в утренний и вечерний отрезок времени. Перспективный план составлен для детей среднего и старшего возраста на каждую неделю, с подборкой подвижных, спортивных игр и упражнений с указанием цели, дозировки, с рекомендациями по размещению спортивного оборудования и нормативам выполнения различных упражнений. Кроме того в методическое пособие включены мероприятия по повышению двигательной активности детей на прогулке, после сна, подвижные игры и игры-упражнения с высокой Д/А, игры на развитие внимания, примерные комплексы оздоровительных мероприятий на летне-оздоровительный период. Всё это помогло педагогам детского сада в грамотном планировании двигательной активности детей.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle