Библиографическое описание:

Татьяненко С. А. Формирование творческих способностей студентов в процессе обучения в техническом вузе [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). — Уфа: Лето, 2014. — С. 193-195.

Современное развитие науки предъявляет требования к творческой составляющей работников большинства специальностей. Поливариативность профессиональных функций инженера предполагает формирование творческих умений, как элементов творческих способностей. «Творчество — в прямом смысле — есть созидание нового. В таком значении это слово могло быть применено ко всем процессам органической и неорганической жизни, ибо жизнь — это ряд непрерывных изменений, и все обновляющееся, все зарождающееся в природе есть продукт творческих сил. Но понятие творчества предполагает личное начало, и соответствующее ему слово употребляется по преимуществу в применении к деятельности человека. В этом общепринятом смысле творчество — условный термин для обозначения психического акта, выражающегося в воплощении, воспроизведении или комбинации данных нашего сознания в (относительно) новой форме, в области отвлеченной мысли» [1].

Творчество изучается многими науками: философией, психологией, науковедением, искусствознанием, теорией информации, педагогикой и др. Классифицируется многообразие творческих проявлений: творчество художественное, научное, производственно-техническое, религиозное, повседневно-бытовое — то есть соответствующее всем видам практической и духовной деятельности человека. По мнению Л. С. Выготского творчество не только удел гениев. В каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека.

Кудряшова Т. Б. отмечает [2], что на основе исследования более 2000 биографий творческих личностей, психологи составили следующий список качеств творческой личности.

1.                  Способность смело выбирать достойную цель (даже если она считается нереальной) и сделать ее главной целью в своей жизни.

2.                  Способность видеть проблемы, решение которых необходимо и достаточно для достижения цели.

3.                  Способность работать планомерно, наличие рабочих планов на месяц, на год. Регулярный контроль выполнения этих планов.

4.                  Высокая работоспособность.

5.                  Хорошая техника творческих задач, входящих в проблему.

6.                  Способность при всех обстоятельствах отстаивать свои идеи.

И. Т. Глебов большое значение в творческой деятельности отводит цели [3]. «Творчество — это деятельность человека, направленная на постановку новой задачи, получение новых результатов при ее решении, приближающая исследователя к Великой Достойной Цели. Без цели нет творчества вообще. Нельзя быть творцом, не имея достойной цели и не стремясь к ней всеми силами. При этом Великая Достойная Цель должна служить людям, развивая жизнь, созидая добро» (рис. 1).

Рис. 1 Критерии достойной цели (И. Т. Глебов)

В. И. Андреевым выделены следующие группы элементов творческих способностей[4]: мотивационно-творческая активность и направленность личности, интеллектуально-логические способности личности, мировоззренческие качества, способствующие успешности учебно-творческой деятельности, способности к самоуправлению, коммуникативно-творческие способности, индивидуальные способности личности, способствующие успешности учебно-творческой деятельности, нравственные качества, эстетические качества.

А. А. Черный отмечает [5], что различают научное, научно-техническое и техническое творчество.

-          Научное творчество — это творчество в фундаментальных науках, результатом которого являются открытия.

-          Научно-техническое творчество заключается в исследовании закономерностей известных явлений с целью их использования в практике. В основе этого вида творчества лежат прикладные науки, исследования, в результате которых разрабатываются новые технические решения. Результатом являются преимущественно сложные изобретения.

-          Техническое творчество реализуется в результате инженерной деятельности, направленной на разработку новых технических решений на основании известных закономерностей. Результатом технического творчества являются простые изобретения, рационализаторские предложения и конструкторские разработки.

Таким образом, инженер должен быть творческой личностью, обладать навыками решения творческих инженерных задач, в которых нет готовой постановки задачи, неизвестен способ решения, нет близких примеров решения аналогичных задач. Однако, как показывает практика, многие выпускники технических вузов не соответствуют в полной мере требованиям, которые предъявляются работодателями. Кроме того, большая часть выпускников испытывают затруднения в рабочей деятельности, связанные с решением именно творческих инженерных задач, принятием управленческих решений в условиях неопределенности области поиска, в условиях различных мнений, имеют слабое представление об истории инженерной профессии и т. д. Студентов в вузе специально не обучают основным приемам решения творческих инженерных задач.

В Тобольском индустриальном институте на протяжении нескольких последних лет организован и работает факультатив «Основы инженерной культуры» [7], одним из модулей которого является модуль «Основы инженерного творчества». Основной целью модуля является привитие студентам культуры инженерного труда, навыков решения творческих инженерных задач, возникающих при разработке новых конструкций, приборов, технического оборудования и технологий. Для организации самостоятельной работы студентов разработано электронное учебное пособие «Основы инженерного творчества» [6].

Структурно учебное пособие включает блок ориентировки, глоссарий, 3 модуля, список рекомендуемой литературы, самоконтроль. Первая глава учебного пособия «Понятие и структура инженерной деятельности» иллюстрирует инженерную деятельность как сложное многоаспектное образование, имеющее свои признаки и этапы. Описываются цели, задачи, структура инженерной деятельности. Приводятся мнения различных исследователей инженерной деятельности о сущности инженерной профессии.

Вторая глава «Психологическая сущность инженерной деятельности» посвящена психологическим особенностям инженерной деятельности. Описываются специфические особенности, которые приобретают психические процессы в деятельности инженера. Большое внимание уделяется понятию, структуре инженерного мышления, а также процессу принятия решений в условиях неопределенности, дефицита информации и т. д. В третьей главе «Инженерное творчество и методы его активизации» раскрыты особенности системного подхода в инженерном творчестве, характеризуются основные методы активизации творческого мышления инженера. Раскрывается сущность методов активизации инженерного творчества: мозговой штурм, синектика, методы ассициаций, метод контрольных вопросов, морфоанализ, основы ТРИЗ. Каждый из методов иллюстрируется большим количеством примеров.

В учебном пособии широко используются различные формы представления информации, текст перемежается иллюстрациями (формулами, таблицами, диаграммами, схемами. Учебное пособие содержит большой объем дополнительного материала. В дополнениях приводятся дополнительные источники информации по отдельным вопросам темы (в виде ссылок на Интернет-источники), углублённая информация, историческая справка, информация из родственной области знания и др.

Литература:

1.         Батюшков, Ф. Д. Творчество. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона [Электронный ресурс] / Ф. Д. Батюшков.-1901. — Режим доступа: http://be.sci-lib.com/article099766.html/

2.         Кудряшова, Т. Б. Теория и методика обучения культурологии. Курс лекций [Электронный ресурс] / Т. Б. Кудряшова. — Режим доступа: http://kudr-phil.narod.ru/index.html

3.         Глебов, И.Т., Глухих, В.В., Назаров, И. В. Научно-техническое творчество [Электронный ресурс] / И. Т. Глебов [и др.]. — Екатеринбург, 2002. — Режим доступа: http://www.usfeu.ru/general_info/faculties/mtd /Uchebniki/Tvorchestvo/Tvorchestvo1.pdf

4.         Андреев, В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности [Текст] / В. И. Андреев. — Казань: Изд–во КГУ, 1988. — 238 с.

5.         Черный, А. А. Принципы инженерного творчества [Текст]: учебное пособие / А. А. Черный. — Пенза: изд-во Пенз.гос.ун-та, 2005. — 43 с.

6.         Татьяненко, С. А. Основы инженерного творчества [Электронный ресурс]: электрон. текст. дан. (48 Мб) — Тобольск, 2011. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM): цв.; 12 см. — систем. требования: BM PC, 233 MHz; 128 Мб RAM; 20 Мб HDD: Windows ХР и выше; 4-скоростной дисковод; SVGA дисплей; мышь. — загл. с контейнера. — Свидет. о гос. рег. № 16800 от 14.03.2011

7.         Татьяненко С. А., Герчес Н. И., Чижикова Е. С. Формирование общекультурных и профессиональных компетенций будущего инженера [Текст]: монография / С. А. Татьяненко, Н. И. Герчес, Е. С. Чижикова. — Тюмень: ТюмГНГУ, 2011. — 178 с

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle