Библиографическое описание:

Сараева Е. В. Использование метода проектов на уроке технологии [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). — Уфа: Лето, 2014. — С. 125-127.

Проектный метод обучения позволяет учащимся освоить знания и получить умения в процессе выполнения проекта.

Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем.

Конфуций

Образование является составной частью культуры человека и общества. Для достижения нового результата образования в условиях современной школы необходим поиск новых более эффективных педагогических технологий, призванные решить проблему развития творческих способностей школьников в эпоху научно-технического прогресса, формируя навык саморазвития и самообразования, подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, креативному подходу к решению различных задач. Для воспитания современного человека в полной мере является метод проектов на уроках технологии.

Основа предмета «Технология» — практическая деятельность учащихся, направленная на получение какого-либо продукта, путем преобразования материала, информации, энергии. На уроках применяются различные способы получения продукта труда, требующие знания технологические, политехнические, эргономические, социально-экономические, а для усвоения столь широкого спектра знаний необходимо применение наиболее эффективных способов обучения, таких как развивающие, проблемное, метод проектов [1].

Применение на уроках технологии метода проектов даёт большие возможности успешного усвоения материала.

В настоящее время метод проектов, возникший более 100 лет назад, переживает второе рождение. Так что же понимается под методом проектов?

Наиболее полно понятие «метод проектов» представлено в исследованиях И. Д. Чечель. По мнению ученого, исследовательский проект как элемент научного творчества учащихся рассматривается сегодня и как составная часть современных педагогических технологий. Исследователь определяет метод проектов как педагогическую технологию. По мнению автора, цель данной технологии ориентирует не на интеграцию фактических знаний, а на применение актуализированных знаний и приобретение новых, для активного включения в проектировочную деятельность, освоение новых способов человеческой деятельности в социокультурной среде. [2,с.7–10]

Проектный метод обучения позволяет учащимся освоить знания и получить умения в процессе выполнения проекта. Работа учащегося над проектом дает возможность составить представление о жизненном цикле изделия — от идеи до её воплощения в реальности. Результатом работы школьника над проектом является новый продукт, конкретный опыт или знания, приобретенные самостоятельно. [3,с.200–204]

При выполнении проектов качественно меняется роль учителя. Она различна на разных этапах проектирования. Это можно более наглядно продемонстрировать на следующей схеме:

Рис. 1.

Схема показывает, что педагог на всех этапах выступает в роли консультанта и помощника, а акцент обучения делается на содержание учения и на процесс применения имеющихся знаний.

Учащиеся выступают активными участниками процесса выполнения проекта. Деятельность в рабочих группах помогает им работать в команде, сотрудничать в коллективе, искать нестандартные решения.

В работе над проектом обязательно соблюдаются определенные этапы деятельности учащихся.

Рис. 2.

В основе каждого учебного проекта лежит некая проблема, из которой вытекает и цель, и задачи проектной деятельности учащихся. Для метода проектов характерны все те особенности, которые присущи проблемному методу. Это один из способов его применения, одна из форм его осуществления. Таким образом, можно говорить, что метод учебных проектов построен на принципах проблемного обучения.

Итак, метод учебного проекта характеризуется как:

-          личностно ориентированный;

-          деятельностный;

-          обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельноcти;

-          построенный на принципах проблемного обучения;

-          развивающий умения самовыражения, самопроявления, самопрезентации и рефлексии;

-          формирующий навыки самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах;

-          воспитывающий целеустремленность, толерантность, индивидуализм и коллективизм, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу;

-          здоровьесберегающий. [7]

Оценка выполненных работ должна носить стимулирующий характер. Оценивать и поощрять работу ребенка необходимо по следующим критериям:

-          Новизна материала или подхода к его изложению

-          Глубокое понимание материала

-          Блестящие ответы на вопросы

-          Яркое оформление презентации

-          Заинтересованность темой

-          Номинации: «Дружный проект», «Весёлый проект», «Оригинальный проект»

После защиты проекты должны использоваться как демонстрационный материал в других классах, в проведении внеклассных мероприятий с участием авторов проектов, как наглядный материал, чтобы дети ощутили удовлетворение от своей деятельности. [6]

Выводы.

Учитель, не овладевший проектированием, методом учебных проектов, не может эффективно использовать возможности проектного обучения, учебного проектирования.

Проектный метод обучения «Технологии» предполагает, что проектирование выполняется не под опекой преподавателя, а вместе с ним, строится не на педагогическом диктате, а на педагогике сотрудничества.

Метод проектов помогает учащимся приобретать разнообразные знания и навыки по преобразованию материалов, изучать технику и культуру дома, уточнять свои профессиональные планы. В технологическом образовании метод проектов позволяет решить проблемы уровневой и профильной дифференциации и гармонично сочетать в обучении интересы личности и общества, формировать интерес учащихся к технологическому образованию, знакомя их с той областью знаний и умений, которая способствует их становлению как будущих специалистов и граждан.

Литература:

1.      В. И. Егоров. Методика преподавания технологии. М.,2005

2.      И. Д. Чечель. Исследовательские проекты в практике школы / И. Д. Чечель. – М.: Педагогика, 1998. — С. 85.

3.      Программы общеобразовательных учреждений. Технология трудовое обучение 1–4 классы, 5–11 классы.- М.: Просвещение, 2010. — с. 204

4.      Е. С. Полат. Метод проектов — статья на сайте Российской Академии Образования.

5.      В. В. Гузеев. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения // «Директор школы», -1995.-№ 6.

6.      А. В. Хуторской. Развитие одарённости школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. — 320 с. — (Педагогическая мастерская).

7.      Н. Ю. Пахомова. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. 3-е изд. испр. И доп. — М.: АРКТИ, 2005.- 112 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle