Библиографическое описание:

Малютина Т. В. Развитие навыков мелкой моторики у дошкольников методом «Рисование по клеточкам» [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). — Уфа: Лето, 2014. — С. 60-64.

«Больше всего на свете маленький ребёнок хочет двигаться, для него движение — способ познания мира. Чем точнее будут детские движения, тем глубже знакомство ребенка с миром».

Ковальская Н. В.

Важным инструментом интеллектуального, эмоционально-волевого и физического развития ребенка дошкольного возраста является соответствующее возрастным и индивидуальным возможностям формирование навыков мелкой моторики. В этой области педагогами уже накоплен широкий практический опыт. Разнообразие методических средств позволяет создать благоприятные условия, стимулирующие формирование необходимых навыков тонких движений у дошкольников разного возраста: шнуровки, мозаики, конструкторы, пальчиковые игры, лепка и т. д.

В целях органичного психофизического развития детей от 4 лет перспективно использование графических методов, таких как лабиринты, путаницы, дорисовывание узоров и изображений, штриховки, обводки, рисование по клеточкам. Однако отсутствие описания графического метода как системы последовательно усложняющихся элементов затрудняет его грамотное применение педагогом во всей полноте возможностей. Одна и та же учебная задача, в зависимости от цели, может быть организована как обучающее упражнение или в качестве «занимательной». Подобная градация осуществляется качеством содержания учебных задач, дозированием уровня детской самостоятельности и вариативностью роли педагога. Ценность обучающей задачи очевидна: посредством упражнения сформировать необходимые умения, навыки. Решение «нестандартных» задач способствует совершенствованию гибкости мыслительного процесса, смекалки, сообразительности, умения догадываться о решении. Это как два полюса, между которыми возможна организация оптимального промежуточного варианта. Педагог создаёт для детей дидактическую среду, озадачивает, в нужный момент оказывает необходимую помощь для преодоления затруднений, продвижения в материале и развития ребенком своих способностей. Безусловно, тонко и эффективно взаимодействовать с ребёнком позволяют подробные методические указания, раскрывающие специфику метода и отражающие особенности восприятия и мышления ребенка.

С целью оптимизации педагогического процесса мною был детализирован способ «рисование по клеточкам». Напомню описание способа: ребенку предлагается образец — изображение объекта на линованном в клетку листе бумаги; рядом — пустое пространство, на котором ребенка просят нарисовать точную копию объекта, рис.1.

Рис.1.

Основой исследования стало отслеживание и фиксация затруднений у детей 4–6 лет операционного, технического характера при выполнении рисунка по клеточкам с опорой на образец. Анализ наблюдений позволил представить рисунок (по клеточкам) как конструкцию из простых графических элементов, которые ранжированы по уровню сложности их для самостоятельного выполнения ребенком.

Уровни сложности рисунков определены качеством используемых линий:

1.                 Уровень прямых линий. Работа в линейном пространстве.

Задачи: научить проводить прямые линии (без применения линейки) как можно более точно по линиям основы, проводить линии заданной образцом длины (определять длину отрезка количеством клеточек), проводить горизонтальные и вертикальные линии.

Рис.2.

2.                 Уровень диагональных линий. Работа в двумерном пространстве.

Задачи: научить определять вторую точку конец отрезка по двум координатам, отсчитывая заданное количество клеточек по горизонтали и по вертикали, проводить прямые диагональные линии через одну клеточку; через несколько клеточек, расположенных в одном ряду (столбце); через клеточки, лежащие в разных столбцах и строчках.

Рис.3.

3.                  Уровень кривых линий.

Задачи: ориентируясь на образец, научиться определить наивысшую и вспомогательные точки кривой; научиться проводить через них плавную кривую.

Рис.4.

В рамках одного уровня усложнение задания достигается увеличением количества деталей в изображаемом объекте.

Совершенствованию координации движения кисти руки и визуального восприятия ребенка помогает чередование взаиморасположения рисунка-образца и места для выполнения рисунка в плоскости листа (место под образцом, место справа от образца).

Уместно учесть возможности предварительного этапа. Ознакомление ребенка с клеточками тетрадного листа (основы) поможет ему видеть пространственную структуру рабочего бланка, использовать этот навык в рисовании. Здесь целесообразно использовать бланк, линованный крупной клеткой (длина стороны около 1 см). Момент перехода ребёнка к работе с обычной ячейкой 0,5 см определяется педагогом при выполнении детьми заданий по текущим результатам. В качестве примера: «Перед вами на листе нарисовано много клеточек. Давайте сделаем их разноцветными. Возьмите синий карандаш, найдите одну какую-нибудь клеточку и поймайте её, обведите». Далее продолжить работать другими цветами. Если ребенок затрудняется рисовать и сглаживает углы, ему поможет использование опор-точек: «поставь точки в уголках клеточки, это поможет тебе нарисовать окошко красиво». Предварительная работа с частями изображенных объектов позволит корректно ознакомить ребёнка с правилами рисования по клеточкам: рисовать рисунок точно такой же, как образец; опираться в процессе рисования либо на целостное видение образа, либо с использованием для ориентировки клеточек рабочего бланка. Затем пририсовываем детали на основной контур: первоначально маркируем точками места изменения направления линии. Настойчиво обращаем внимание, что рисунки должны быть похожи: «Паровозики одинакового размера, у паровозиков одинаковые носики, одинаковые крыши, одинаковые колеса», (рис. 5).

Рис.5.

Пририсовываем основной контур к деталям (рис. 6).

Рис.6.

Рисуем образ целиком с опорой на точки (рис. 7).

Рис.7.

Полезно отрабатывать технику в разной последовательности:

1.                 Сначала поработать с ребенком в одной технике. Когда дети почувствуют себя в ней уверенно, предложить задания, требующие другого видения.

2.                 Предложить ребёнку дорисовать изображение одного предмета, например, паровозик, разными способами последовательно: на одном занятии — дорисовывая детали, на втором — восстанавливая контур, на третьем — проходя по точкам.

3.                 Возможен вариант, когда все три способа исполнения предлагаются на занятии единым блоком (рис. 8).

Рис.8.

Рисуночный материал и приёмы выполнения предлагаются педагогом, исходя из уровня развития возможностей ребенка: то, что он может сделать самостоятельно и то, что он может сделать вместе с взрослым (рис.9).

Рис.9.

Если ребенок чувствует себя неуверенно, можно предложить обвести контур детали рисунка прямо по образцу ярким цветным карандашом, чтобы он мог отчетливо наблюдать, сопоставлять и корректировать движение руки, заданную траекторию и фактическую траекторию при выполнении линии, а затем рядом попробовать повторить её без опоры. Выполнению задания самостоятельно может предшествовать совместное с взрослым последовательное называние и сравнение деталей рисунков: что нарисовано на картинках, чем они похожи, чем отличаются, «в домике не успели вставить окна, дорисуй их». Можно ограничиться выбором способа действия: «Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы домики стали одинаковыми?» По необходимости мы последовательно проговариваем способ выполнения рисунка: «Куда сейчас пойдёт линия? На сколько клеточек?», подтверждаем верный ход решения: «Эту линию ты нарисовал верно»; объясняем, советуем, одобряем, показываем правильные приемы работы: «Эта линия на рисунке — сколько клеточек, а у тебя?»; демонстрируем пример, задаем наводящий вопрос: «Посмотри внимательно, чем отличается носорог, который у тебя получился, от носорога на картинке?»; возвращаем инициативу: «Это ты можешь сделать сам»; ободряем: «Делайте, как можете, и это будет правильно. Главное делайте», «Здесь не говорят — я не умею, здесь говорят — я попробую, а я буду рядом и помогу тебе». Недостаток произвольности в этом возрасте компенсируем за счет природного любопытства и готовности включаться в игру: вводим элементы сюжета, строим игровую фабулу, создаем атмосферу таинственности и сказочности. Однако помогать ребёнку следует осмотрительно, чтобы сохранить его независимость и способность к самостоятельному мышлению.

Предлагаемая модель успешно реализована на групповых занятиях по развитию речи с детьми 4–6 лет, которые проводились в течение 8 месяцев 2 раза в неделю. Можно утверждать, что представление о методе «рисования по клеточкам» как системе последовательно усложняющихся элементов придаёт педагогическому процессу мобильность, расширяет его диагностические возможности, позволяет учитывать диапазон возможных затруднений ребенка и оказывать ему системную регламентированную помощь в освоении новых способов действий.

Литература:

1.      Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. М.,1996.

2.      Дусавицкий А. Дважды два = икс. М.Знание, 1985.

3.      Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. М. Просвещение. 1990

4.      Рогалевич Н. Н. 282 задания для успешной подготовки детей к школе. М.:АСТ, Мн.: Харвест, 2007.

5.      Узорова О., Нефёдова Е. 333 узора //тренируем руку. ООО «Издательство Астрель»,2010.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle