Библиографическое описание:

Волкова С. В. Проблемы восприятия речи у детей с последствиями очаговых поражений мозга [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). — Уфа: Лето, 2014. — С. 155-157.

В данной публикации рассматриваются проблемы восприятия речи, обусловленные нарушениями фонематических процессов у детей с очаговыми поражениями мозга преимущественно в перинатальном и раннем постнатальном периодах (до 3-х лет).

Симптомы нарушения фонематического слуха, можно разбить на три категории: 1) связанные с неполноценной слуховой перцепцией (то есть с тугоухостью), 2) обусловленные нарушением способности к различению фонем,то есть к дифференциации их перцептивных признаков (неполноценностью фонематического восприятия) и 3) те, в основе которых лежит несформированность, нечеткость сенсорных эталонов звуков речи (то есть фонематических представлений). Первую категорию не рассматриваем, так как она связана с физиологическим нарушением слуха.

Нарушения фонематического восприятия по происхождению могут быть первичными и вторичными. Первичные нарушения фонематического восприятия встречаются редко — только при сенсорной алалии и соответственно сенсорной афазии, когда нарушена способность к распознаванию, как отдельных звуков, так и фонетических слов. Это нарушение сопровождается неполноценностью образования связи между фонетическим образом и значением и распространяются на все звуки речи [Трауготт Н. Н., Кайданова С. И., 1975].

Постепенно у таких детей угасает даже ориентировочный рефлекс на речевые стимулы. Вторичные, парциальные нарушения фонематического восприятия проявляются преимущественно в смешении слов- квазиомонимов типа бочка-почка, коза-коса, дома- том и т. п. Ребенок путает значения этих слов, соотнося их с картинкой или при восприятии фраз, содержащих такие слова. Такие смешения касаются только парных согласных. Количество смешиваемых пар варьирует от 1 до 5–6. Данные симптомы проявляются непосредственно только при специальном исследовании. Например, при подборе слов (или соответствующих картинок), включающих заданный звук. Косвенно этот недостаток обнаруживается в наличии стойких смешений определенных звуков в произношении даже после того, как они уже освоены артикуляторно. В школьном возрасте это приводит к появлению дисграфических ошибок. [А. Н. Корнев]

Следующая категория — нарушения фонематических представлений. То, что в логопедии получило название «фонематические представления», не имеет достаточно четкого определения. По своей сущности это скорее приближается к метаязыковым, чем к языковым явлениям. Недостаточность фонематических представлений в устной речи детей предположительно может проявляться в наличии замен и смешений звуков. Нередко эти недостатки выступают как механизм некоторых нарушений письма. В ряду симптомов нарушений устной речи мы рассматриваем их только потому, что традиционно в логопедии «несформированность» фонематических представлений выделяется как один из компонентов фонетико-фонематического недоразвития речи [Никашина Н. А, 1965, Левина Р. Е., 1968].

Проблема нарушений речевой функции, в частности, фонематического слуха и фонематического восприятия у детей в результате травмы головного мозга, нарушений мозгового кровообращения (инсульт), нейроинфекций, в настоящее время недостаточно изучена. При анализе речевого расстройства необходимо учитывать различные патологические процессы, которые неизбежно откладывают отпечаток на характер развития речи и специфику ее нарушений. Каждый этиологический фактор имеет свои последствия, и синдром, вызванный тем или другим фактором, может быть различным на разных стадиях течения основного нарушения. Например, при сосудистом заболевании афазия может быть различной в зависимости от характера инсульта (геморрагического или ишемического), распространенности атеросклеротического процесса. Нарушение речи (афазия или алалия) вызванные травмой головного мозга, характеризуется большей связью с очаговым поражением мозга. Ей часто свойственно хорошее обратное развитие, т. к. травматические поражения обычно встречаются у молодых людей с сохранными мозговыми сосудами и большими компенсаторными возможностями.

Анализ последних исследований и публикаций показал следующее. Схожесть детской афазии с алалиями проявляется в: нарушении всех компонентов речи; общей незрелости и в первом, и во втором случаях речевой функциональной системы и связанных с нею психических функций. Различия в том, что: алалия — системное недоразвитие речи, а афазия — системный распад уже сформировавшейся речи. Следовательно, коррекционно-педагогическая работа при алалии — воспитание речи, при афазии — восстановление речи (М. Г. Храковская, А. В. Семенович, Л. С. Цветкова, Зыков, Зайцев).

Современные представления о процессе речевосприятия, особенностях его формирования в онтогенезе и дизонтогенезе базируются на фундаментальных исследованиях Л. С. Выготского, И. Н. Горелова, Н. И. Жинкина, Е. И. Исениной, М. М. Кольцовой, М. И. Лисиной, А. Р. Лурии, О. В. Правдиной, Э. Л. Фрухт, Н. X. Швачкина. Проблемы диагностики и коррекции импрессивной стороны речи на первом году жизни рассматриваются в логопедии на примере детей с ДЦП (Е. Ф. Архипова, О. Г. Приходько); детей с нарушениями психомоторного развития в условиях специализированного учреждения и семейного воспитания (Ю. А. Разенкова и другие); детей с перинатальными нарушениями ЦНС (3. М. Дунаева, Н. С. Жукова, Е. В. Кожевникова, Е. М. Мастюкова, Л. И. Ростягайлова и др.). Младенцы с родовыми травмами (ПП ЦНС травматического генеза) признаны объектом современной системы раннего вмешательства (Н. Ю. Баранова, Е. В. Кожевникова и др.). Вместе с тем исследований, посвященных особенностям диагностики и преодоления нарушений восприятия речи у детей дошкольного возраста с очаговыми поражениями мозга, мы не нашли.

Анализ литературных источников выявил неоднозначность научных подходов к вопросам, связанным с содержательной стороной понятия импрессивной речи в довербальный период, с временными границами и условиями ее появления, а также признание самими специалистами недостаточности теоретических и экспериментальных данных, которые бы характеризовали особенности речевого и языкового онтогенеза в рамках конкретной речевой патологии.

Опыт практической работы показывает, что при работе с детьми с последствиями очаговых поражений мозга необходимо учитывать время наступления поражения: перинатальный или постнатальный период, и рассматривать особенности развития фонематических процессов в доречевом и раннем речевом периоде. При обследовании ребенка мы можем выделить симптомы нарушения импрессивного и экспрессивного уровня.

Рассмотрев клинические примеры, мы отмечали разные проявления нарушения формирования фонематического восприятия, в основном вторичного характера. В одном случае, отмечаются симптомы нарушения «фонематического слуха», в данном случае нарушение фонематических представлений, что скорее всего связано с выраженной кинестетической апраксией (афферентная алалия), т. е. из-за недостатка артикуляционных опор. В другом случае, отмечались симптомы нарушения «фонематического слуха», которые проявлялись в ярко выраженном вторичном нарушении фонематического восприятия и проявлялись преимущественно в смешении слов-квазиомонимов, импрессивном аграмматизме.

С пациентами проводились занятия, направленные на уточнению схем произвольных оральных, мимических, артикуляционных движений, развитию скорости переключений произвольных оральных, развитие работоспособности мышц артикуляционного аппарата. Также проводилась работа над развитием фонематического восприятия и фонематических представлений с использованием аппарата «Интон-М».

Для того, чтобы выявить особенности формирования и восстановления фонематических процессов речи у детей с последствием очагового поражения мозга и выяснить особенности течения нейрореабилитационного периода, изучить условия, которые влияют на характер восстановления мозговой функции необходимо исследовать большее число клинических случаев.

Из опыта работы с детьми с последствиями локальных поражений мозга (ПЛМП) можно сделать вывод о полиморфности речевых нарушений у пациентов. По степени выраженности речевые нарушения имеют в основном тяжелую и среднюю степень. Опыт работы указывает на необходимость наиболее ранней комплексной нейрореабилитационной помощи таким детям, которая заключается в участии группы специалистов, и где ведущую роль играет интенсивное коррекционно-восстановительное обучение с использованием специального инструментария из-за сложности речевой патологии.

Для оптимизации логопедического воздействия необходим учет особенностей речевого развития до заболевания, возраста возникновения нарушения речи, характера и последствий очаговых поражений мозга, времени. В связи с этим на этапе коррекционно-восстановительного обучения детей с ПЛПМ специалистам требуется инновационный инструментарий для предупреждения и выявления проблем восприятия речи, который бы учитывал глубинные механизмы смыслообразований, взаимосвязь мыслительных, речемыслительных и собственно речевых процессов. Для реализации этих задач предполагается использование специального аппарата «Интон-М».

Литература:

1.                  Аксенова Л. И., Ласеев А. А., Тюрина И. Ш. и др. Программа ранней комплексной диагностики уровня развития ребенка от рождения до 3-х лет // Дефектология. — 2002. —№ 5. — С. 3–9.

2.                  Александрова Н. А. О клиническом обследовании детей раннего возраста со сложной структурой дефекта // Дефектология. —.2003. — № 4. — С. 30–33.

3.                  Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учеб-мое пособие / Цветкова Л. С., Семенович А. В., Котянина С. Н. и др.; Под ред. Цветковой Л. С.— М.: Московский психолого-социальный ин-т; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 2001.— 272 с.

4.                               Визель Т. Г. Патология речи и ее преодоление у детей и взрослых с точки зрения эволюции речевой функции/ в кн. Детская речь: норма и патология. — Самара, 1996

5.                               Кривощапова Л. А. Проблема понимания и использования невербальных средств общения у детей с общим недоразвитием речи 6.Ромусик М. Н. Дифференцированная коррекционно-логопедическая работа с детьми младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи /Психолого-педагогический журнал Гаудеамус, № 1 (9), 2006.

6.                               Корнев А. Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты. — СПб.: Речь, 2006. — 380 с: ил.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle