Библиографическое описание:

Лобова К. С. Развитие личности одаренного ребенка младшего школьного возраста в творческой деятельности [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). — Уфа: Лето, 2014. — С. 99-101.

В современной педагогике большое значение отводится воспитанию личности, способной предлагать миру нестандартные способы действий, искать новые пути решения проблем. В процессе воспитания участвуют различные институты социализации. Остановимся на значении начальной школы в жизни ребенка.

В первый класс школы приходят дети разного возраста, с разным уровнем развития познавательных и психических показателей. Главная цель, которая раньше определялась как формирование основ разносторонне и гармонично развитой личности, воспитание людей, владеющих основами наук, сейчас видится в том, чтобы сделать акцент на воспитании личности активной, творческой, осознающей глобальные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении. Данные цели документально подтверждены ФГОС НОО, вступившего в силу 1 сентября 2011 года. Одним из важных требований стандарта является требование к результатам освоения ООП НОО. Функция начальной школы — создать такие организационные и психолого-педагогические условия, при которых ребенок научится самостоятельно думать, принимать решения, отвечать за их последствия. Для этого обучающимся необходимо овладеть умением ставить перед собой цели и задачи, самостоятельно осуществляя поиск средств их достижения; освоить способы решения проблем творческого и поискового характера; определять наиболее эффективные способы достижения результата. Также важно сформировать у обучающихся готовность взаимодействовать с другими людьми: слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать собственное мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Вся образовательная деятельность школы направлена, прежде всего, на формирование у подрастающего поколения личностных компетенций. Главный показатель личности — высокий уровень мыслительных способностей, который будет сказываться в дальнейшем на успешности ее социализации. По мнению В. А. Петровского, развиваясь как личность, человек формирует и раскрывает свою собственную природу, узнаёт себя, присваивает и созидает предметы культуры, обретает круг значимых других существ, проявляет себя перед самим собой [5]. Определимся с основными понятиями, которые мы будем рассматривать в нашей работе.

Личность — человек, как носитель социальных ролей, обладающий возможностью выбора жизненного пути [1].

Творческая деятельность — форма деятельности человека или коллектива — создание качественно нового, никогда ранее не существовавшего [6].

Творчество предполагает наличие у субъекта способностей, мотивов, знаний и умений. Важную роль в творчестве играют воображение, интуиция, потребность личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих возможностей. Суть творчества заключается в умении открывать новые идеи и находить оригинальные пути, которые часто могут быть субъективны: человек (особенно ребенок), склонен предполагать, что он открыл новое, но объективно это уже известное знание. Поэтому творчество принято делить на субъективное и объективное. Способность ребенка осваивать культуру и ее образцы в форме проблем, а не «готовых ответов», проявлять самостоятельность и инициативу в их решении является творческой.

При работе с одаренными детьми у педагогов возникают некоторые сложности при организации образовательного процесса. Свое внимание учитель должен обращать на развитие не только умственных способностей, но и духовно-нравственного потенциала такого ребенка. Как говорил Я. А. Коменский «…поистине гораздо более нуждаются в воспитании люди даровитые, так как деятельный ум, не будучи занят чем-либо полезным, займется бесполезным, пустым и пагубным. Чем плодороднее поле, тем обильнее оно производит терновник и чертополох, если его не засеять семенами мудрости и добродетелей» [4].

Одаренные дети испытывают значительные трудности личностного развития, выражающиеся в проблемах общения со сверстниками. Особенно заметно у многих одаренных детей нарушение чувства реальности, отсутствие социальной рефлексии и навыков поведения в реальных условиях школьного и общего социума. Одаренные дети часто находятся в условиях, неблагоприятных для их развития, в зоне воспитательного риска [7].

Исследование проводилось на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 28 с углубленным изучением математики». Нас заинтересовал один из классов начальной школы, в котором возник конфликт между обучающимися.

Классный руководитель предоставил сведения о детях, имеющих признаки одаренности. С этими обучающимися проводилась различные мероприятия, направленные на развитие индивидуальных способностей, велась работа по взаимодействию с родителями одаренных детей. Одаренные ученики этого класса систематически участвуют в олимпиадах различного уровня, являются участниками научно-практических конференций, активно занимаются проектной деятельностью. Классный руководитель большое значение уделяет коллективным творческим делам, которые направлены на сплочение ученического коллектива, и в то же время предоставляют возможность развивать свой потенциал в творческой деятельности, проявляя свою индивидуальность.

Одним из итогов КТД стал коллаж «Наш класс», где каждый ученик нарисовал свой рисунок, предварительно выбрав для него место на листе. Получилось единое полотно, где каждый нашел место для собственного «творения». Это коллективное дело было задумано с целью анализа картины класса. Предварительно классный руководитель совместно с психологом выбрал проективную методику, с помощью которой планировалось:

-       выявить особенности взаимоотношений учеников данного класса;

-       определить тех, кто был зачинщиком и участником конфликта с «новичком»;

-       выяснить причины детской агрессивности.

Анализируя результаты интерпретации проективной методики, нас заинтересовал тот факт, что в конфликте были задействованы несколько детей, у которых отмечаются признаки одаренности. У этих ребят были выявлены затруднения в выстраивании межличностных отношений с одноклассниками, сложности во взаимодействии между членами семьи, неумение контролировать себя (на это указывает выход фломастера за границы рисунка при раскрашивании), а как следствие — проявление вербальной и физической агрессии. В их рисунках преобладает черный цвет, который указывает на стремление ребенка к принятию самостоятельных решений. Двое из участников конфликта использовали элементы свастики Гитлера, изображая военную технику, убитых людей, оружие. Многие ребята отразили в своих рисунках и совершенных ранее действиях смысл компьютерных игр, наполненных жестокостью. Это подтверждает тот факт, что одаренные дети не могут четко развести реальные события и фантазию.

У одаренных детей другие, альтернативные, (но не всегда действенные и правильные с точки зрения моральных норм и ценностей)способы решения проблем: они пытаются показать себя самостоятельной личностью, способной преодолевать жизненные трудности собственным способом, отличным от рекомендаций взрослого «наставника» (родителя, учителя). В рассматриваемой нами ситуации решением проблемы стала драка. В драке проявились организаторские способности зачинщика конфликта, его индивидуальность; он смог сплотить коллектив одноклассников, объединив их силы общей идеей. Исследователи проблем одаренных детей также отмечают тот факт, что одаренные дети пытаются решать проблемы, которые им пока «не по зубам», но для их развития такие попытки полезны.

Одаренному ребенку очень важно найти свое место в коллективе, а порой его приходится завоевывать или даже отвоевывать. У большинства одаренных детей психолог отметил агрессивность, трудности в семейных взаимоотношениях, трудности в социализации, возможность развития психосоматических заболеваний. Для одаренных детей данного класса также характерны преувеличенные страхи. Это объясняется способностью воображать множество опасных последствий.

Результаты проективной методики «Наш класс» были представлены родителям обучающихся на родительском собрании. Каждый законный представитель ребенка получил возможность индивидуальной консультации. Одной из дальнейших задач педагога при работе с одаренными детьми класса становится создание благоприятной обстановки в коллективе и своевременное разрешение конфликтных ситуаций. Важно отметить, что гиперопека таланта может привести к печальным последствиям — обожествлению самого себя и унижению других, а также отказу для дальнейшего самосовершенствования.

Все окружение одаренных детей должно быть готово к их вызову. Часто ребенок, ярко проявляющий свою индивидуальность, становится «неудобным» учеником, задающим вопросы, на которые учитель не может или затрудняется дать ответ. Обучая одаренных детей, учителю необходимо быть готовому к критике и не страдать от стресса при работе с обучающимися, которые знают больше, чем он сам. Основная задача учителя — раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, приобрести устойчивость к социальным воздействиям, и, самое главное, направить креативность ребенка в нужное русло, задать правильный вектор дальнейшего развития [2].

Одной из важных форм работы, в которых дети могут проявлять свои способности, является исследовательская деятельность. В основе любых исследовательских работ лежит умение определять проблему, ставить перед собой цели, искать пути решения конкретной проблемы, анализировать и систематизировать полученную в ходе экспериментальной работы информацию. Направляя умственную деятельность одаренного ребенка, учитель создает для него ситуацию успеха, получая эмоциональный отклик; настраивает личность на созидательный характер проявления индивидуальности, заставляя почувствовать нужность маленького человека в таком большом и еще неизведанном мире [3].

Литература:

1.                  Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь / Б. М. Бим-Бад. — М., 2002. С. 134

2.                  Зеленина Е. Б. Педагог для одаренного ученика / Е. Б. Зеленина. // Народное образование. — 2011. — № 1. — С. 153–157.

3.                  Ивенина Т. В. Организация учебно-исследовательской деятельности одаренных школьников в образовательном учреждении / Т. В. Ивенина. // Учитель в школе. — 2009. — № 3. — С. 87–90.

4.                  Коменский Я. А. Материнская школа / Я. А. Коменский; пер. с лат. Д. Н. Королькова; под ред. А. А. Красновского. — Москва: Учпедгиз, 1947. — 104 с.

5.                  Психология воспитания / под ред. В. А. Петровского. — 2-е изд. — М.: Аспеки Пресс, 1995. С. 233–234.

6.                  Психологический словарь / под общей науч. ред. П. С. Гуревича. — М.: ОЛМА Медиа Групп, ОЛМА ПРЕСС Образование, 2007. — 800 с.

7.                  http://www.docme.ru/doc/7204/zavojskih-psihologicheskoe-soprovozhdenie-odarennosti

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle