Автор: Митченко Татьяна Юрьевна

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

V международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, май 2014)

Библиографическое описание:

Митченко Т. Ю. Проблемы заочного обучения в сфере профессионального образования [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). — Уфа: Лето, 2014. — С. 174-175.

В настоящее время система заочного обучения в стране во многом уступает очной форме и нуждается в серьезной корректировке. Для людей, нацеленных на результат, ответственных и умеющих работать самостоятельно, заочное отделение может быть весьма эффективным. Это подтверждает опыт работы отделения заочного обучения Якутского торгово-экономического колледжа.

Учебный процесс по заочной форме включает в себя следующие виды учебной работы:

-                        обзорно-установочные занятия;

-                        учебная работа студентов-заочников в межсессионный период по самостоятельному изучению предметов, выполнению домашних и курсовых работ согласно учебному графику;

-                        лабораторно-экзаменационные сессии;

-                        практическое обучение (практика для получения первичных профессиональных навыков, практика по профилю специальности, стажировка);

-                        государственная итоговая аттестация.

При проведении обзорно-установочной сессии охват студентов обычно составляет 60–70 %. Студентам из арктических улусов задания высылаются в электронном варианте. В целях оказания помощи студентам при изучении дисциплин проводятся дни заочника.

Первый год обучения студентов-заочников является самым проблематичным с точки зрения адаптации личности к новым условиям. Выявление трудностей, возникающих у студентов-заочников в период адаптации, определение путей их преодоления позволяет повысить академическую успеваемость и качество знаний.

Колледж придерживается следующих принципов организации работы с первокурсниками заочного отделения:

1)   На первом организационном собрании обязательно знакомим студентов с правилами обучения в колледже, указываем на особенности заочного образования, рассказываем об особенностях предстоящего учебного семестра, знакомим с расписанием занятий, зачетов и экзаменов, даем рекомендации по выполнению межсессионных контрольных работ.

2)   Принимая во внимание территориальную удаленность студентов, на сайте колледжа размещаем всю необходимую студентам информацию — расписание консультаций в межсессионный период, нормативные документы, образцы выполнения контрольных работ, электронные варианты методических пособий по дисциплинам.

3)   В каждой группе проходят выборы старост, которые будут оказывать помощь сокурсникам при решении проблем учебного и организационного плана.

4)   В межсессионный период организовываем общие и индивидуальные консультации студентов с преподавателями, о расписании консультаций заранее оповещаем студентов, пишем письма.

5)   Для облегчения самостоятельной работы студентов в библиотеке колледжа хранятся электронные варианты методических указаний для выполнения контрольных, курсовых работ с пошаговыми инструкциями, методическими рекомендациями и рекомендуемой литературой.

6)   В период учебных сессий преподаватели максимально используют новые информационные технологии в обучении: презентации, слайд-лекции, метод проектов, компьютерное тестирование и т. д.

7)   Огромную роль играет психологическая поддержка. Доброжелательность, внимание преподавателей, методистов, администрации колледжа способствуют сокращению сроков адаптации к содержанию и организации учебного процесса.

Производственная практика для студентов-заочников реализуется в полном объеме. Все этапы производственной практики, предусмотренные государственными требованиями, выполняются в учебной лаборатории и на базах практики.

Преддипломная (квалификационная) практика реализуется студентами по направлению колледжа. Базами практики являются кооперативные организации СПО «Холбос», торговые организации, предприятия индустрии питания, производственные предприятия г. Якутска и районов республики.

По результатам прохождения практики проводится защита отчетов в форме собеседования, конференции, встречи с работодателями и т. д. Практический материал накапливается в учебной лаборатории для дальнейшего использования на занятиях и прохождении практики.

По всем специальностям заочного отделения проводится итоговая государственная аттестация. Итоговая государственная аттестация проводится по форме сдачи междисциплинарного экзамена в три этапа и защиты выпускных квалификационных работ.

Государственная итоговая аттестация включает в себя три этапа:

1.    Теоретический.

2.    Решение сквозной ситуационной задачи с использованием компьютерных программ по разным специальностям.

3.    Решение профессиональной задачи и с использованием компьютерных программ по разным специальностям.

По итогам Государственной итоговой аттестации ежегодно отмечается качественная успеваемость свыше 50 %. Увеличивается количество выпускных квалификационных работ.

Члены государственных аттестационных комиссий отмечают хороший уровень выполнения работ, умение студентов работать с практическим материалом, умение анализировать и разрабатывать рекомендации по улучшению работы предприятий и организаций на материалах которых выполнялись выпускные квалификационные работы.

После анализа достоинств и недостатков заочного обучения можно сделать следующие выводы:

-                        заочная форма обучения и далее будет востребована. Что вполне естественно, так как всегда будут люди, которым необходимо совмещать работу и обучение;

-                        необходимо дальнейшее совершенствование содержания учебного процесса в заочных отделениях;

-                        необходимы специальные учебные и учебно-методические материалы для заочников, в частности более широкое привлечение интернет ресурсов, в частности дистанционного обучения;

-                        необходимо выстроить систему подотчетности между студентами и преподавателями (или руководством направляющего их предприятия). То есть каждый студент должен иметь возможность задать все интересующие его вопросы и получить на них квалификационный ответ;

-                        необходимо более плотное взаимодействие предприятий и учебных заведений, что даст возможность формировать группы обучения непосредственно из сотрудников предприятия, в данном случае мы будем иметь возможность строить изучение программы исходя из потребностей предприятия. Кроме того некоторые из сессий можно проводить на базе предприятия, что позволило бы выстроить взаимодействие между преподавателем и руководством обучающихся в колледже студентов.

Все эти шаги могут помочь в том, чтобы поднять заочное обучение на новый качественный уровень, позволяющий готовить высококвалифицированных специалистов, способных работать в сфере инновационной экономики.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle