Библиографическое описание:

Харькова Е. А. Изучение творчества художников Забайкалья на уроках изобразительного искусства [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). — Уфа: Лето, 2014. — С. 140-142.

В статье раскрывается актуальность изучения творчества забайкальских художников на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе, с целью формирования целостных знаний о родном крае, развитие творческих и исследовательских умений, воспитание любви и уважения к историческому и художественному наследию родного края.

Ключевые слова: образование, культура, искусство, ценности, развитие.

Искусство каждого края нашей Родины богато художественными произведениями живописи и графики, монументальной скульптуры, предметами. Весь этот разнообразный художественный материал составляет сегодня коллекции картинных галерей, местных художественных и краеведческих музеев.

Не является исключением и наш Забайкальский край, в котором живет и творит множество прославленных, талантливых людей, посвятивших свою жизнь и творчество обогащению сокровищницы национального искусства. Улицы нашего города, родная земля хранят память о прошлом, а произведения, написанные земляками, подчеркивают красоту, и неповторимость природы, а также архитектуры края. Кроме того, в данных произведениях искусства можно узнать о растительном, животном мире, достопримечательностях, географии и особенностях ландшафта, характерные признаки сезонов года, особенности природы своего края.

Освоение искусства родного края как мира целостной культуры, его нравственных и духовных ценностей помогает раскрыть в душе школьника человеческие качества, связывающие его со своим народом, родным домом, краем, Отечеством.

Постепенно желание, «чтобы художества проповедовали нравственность, возвышали и укрепляли дух народный, чтобы они вместе утешали и поучали», становится всеобщим. [1. с 44]

Изучение творчества Забайкальских художников направлено на достижение следующих целей: воспитание культуры восприятия произведений изобразительного искусства; освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; формирование устойчивого интереса к произведениям известных Забайкальского края, освоение специфики и восприятия особенностей художественной культуры Забайкальского края; развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности, художественно-творческих способностей обучающихся; приобретение опыта в эстетической оценке произведений изобразительного искусства художников Забайкальского края.

Для реализации целей данного цикла уроков необходимо использовать следующие методы: теоретические(анализ и обобщение научной и публицистической литературы по проблеме исследования); эмпирические(анкетирование, сравнение).

Для определения уровня знаний школьников о их отношения и интереса к искусству родного края, мы провели анкетирование.

В анкетировании приняли участие школьники 6-х классов школы № 50 города Читы. В ходе опроса было выявлено следующее: У ребят отсутствуют знания о забайкальских художниках, большая часть современных подростков практически не посещали художественные музеи и галереи края, лишь некоторые из них бывали с родителями в краеведческом музее. Но радует интерес учащихся к данному вопросу, анкетируемые проявили желание посетить художественную галерею.

Отсюда следует сделать вывод: данная тема интересна и подрастающему поколению и изучать творчество Забайкальских художников необходимо!

Важно, изучая творчество современных художников забайкальского края использовать наглядность — это могут быть иллюстрации, фотографии, презентации («Художники нашего края», «Забайкалье в творчестве местных художников», «Весна в творчестве Забайкальских художников», «Столица Забайкалья в сердце художника»), слайд — фильмы. Интеграция элементов регионального компонента в другие предметы требуют активных форм и методов обучения: уроки-путешествия, экскурсии, наблюдения, конкурсы, викторины, творческие работы по развитию речи и т. д. Так, на первом уроке «Художники нашего края» целесообразно организовать встречу с художником. Перед проведением урока «Столица Забайкалья в сердце художника», можно провести экскурсию по достопримечательностям города Читы, а также экскурсию в художественную галерею, с экспозицией на данную тематику, что подготовит восприятие учащихся к опосредованному знакомству с городскими пейзажами, а также расширит кругозор учащихся, поможет в развитии наблюдательности, внимания и интереса к изобразительному искусству.

Цели и задачи урока «Образ весны в творчестве забайкальских художников»:

-        учить учащихся работать с иллюстрациями, картинами, понимать прекрасное;

-        активизировать внимание детей на искусстве родного края и способствовать развитию творческой активности;

-        выяснить разнообразие весенних образов в музыке, в изобразительной деятельности;

-        воспитывать любовь к природе родного края.

В начале урока детям было предложено заполнить анкеты под музыку из цикла «Времена года» Вивальди — весна. После чего перешли к постановке темы урока. Под музыку С. Рахманинова «Весенние воды» учитель читает стихотворение:

Сиренью пахнет, небо ясно,

Трава нежна и зелена.

И в сарафане ярко красном

Шагает по земле…

Дети (хором). Весна!

Ребята, кто обратил внимание на то, о чём музыкальное произведение, под которое вы заполняли анкеты? (О весне)

Действительно, прозвучал романс Сергея Рахманинова “Весенние воды”.

По каким признакам вы определили, что это именно весна? (Учащиеся: Мелодия напоминает потоки весенней воды, бурные журчащие ручьи.)

И композиторы, и художники очень часто обращаются в своем творчестве к образам природы, ведь каждое время года по-своему красиво и привлекает своим многообразием красок. С наступлением каждого времени года у нас появляются разные чувства, настроения, ощущения, будь то зима, лето, весна или осень. Итак, ребята, как вы думаете, какой же сегодня будет тема нашего урока? (Весна в творчестве художников…) Правильно, сегодня мы поговорим с вами о том, как чувствуют и передают весну в своих произведениях художники, которые живут рядом с нами, наши забайкальские художники.

Перед вами лежат таблицы, которые вы должны заполнить на наших уроках, и за их заполнение вы получите оценки.

Забайкальский край — удивительная и прекрасная земля, страна гор и степей, полноводных рек и голубых озер. Жемчужина планеты — священное озеро-море Байкал — является притягательным местом для многих тысяч туристов со всех уголков мира. Наш край обладает богатым культурно-историческим наследием, гармонично сочетающим в себе культуры Востока и Запада. На протяжении многих столетий в Забайкалье живут люди разных народностей и вероисповеданий — это уголок мира, любви и спокойствия, где раскрывается многообразие духовной и материальной культуры проживающих народов.

Иван Блохин.

Родился Иван Терентьевич 31 августа 1921 года в селе Красноярово Шилкинского района Читинской области в казачьей семье. Всю свою жизнь он прожил в городе Чите — столице Забайкальского края…

Блохин писал пейзажи, которые не просто воспроизводили полюбившиеся ему места, а становились сказаниями о красоте сибирского края.

В его полотнах, много повествований о весне. Это любимое время года художника. Так написанная в 1957 году картина «Весна», является отражением любви не только к этому времени года, но и ко всему так горячо любимому родному краю. Данная картина написана в технике масленой живописи. По колориту, произведение наполнено многочисленными сочетаниями, это очень тонкая и сложная смесь теплых (золотистых) и холодных (голубых и серых) оттенков. В природе разлита еще полная неопределенность: чувствуется и то, что еще недавно была зима, но и то, что скоро наступит тепло. Вот это переходное, неустойчивое, неопределенное состояние природы, которое так трудно изобразить, и запечатлел художник. И небо (еще холодное, но обещающее грядущее тепло), и тонкие, хрупкие, искривленные, словно дрожащие стволы молоденьких деревьев — во всем этом пробуждении Природа, нехотя просыпается от зимнего сна. На своих картинах, художник всеми средствами старается выразить основное впечатление о любимом времени года, во всей его полноте.

Тонкая лирическая грусть окутала тихие уголки родного края в живописном полотне «Весенний Байкал».Из-под его кисти выходили десятки пейзажных этюдов, крепких и эмоционально приподнятых, таких как «Цветет Багульник». В каждой работе всегда ощутима, его сочная палитра и тонкий настрой.

Владимир Калашников.

Калашников мастерски изображает разные уголки Забайкальского края. Глядя на его картины, испытываешь чувство единения с нашей природой. Первое мая на дальнем кордоне.Он исколесил сотни километров по родным просторам в поисках незамысловатых сюжетов для своих картин.Мартовский снег.

Форов В. И.

Форов родился в 1931 г. в Чите. В 1958 г. окончил Иркутское художественное училище.Форов, по-особому любит забайкальский северный ландшафт: угрюмые реки и лесные озера, бескрайные дали и холодновато — голубое небо над ними, горные профили и таящий снег. Такие картины говорят об интересе художника к жизни. Удивительно цельным восприятием природы отличается работа. «Последний снег» — с пасмурными днями весны.Он не любит палящего солнца и открытого цвета, его палитра приглушена эмоциональностью состояния, помноженного на мудрость и знание жизни.

Валентин Кандалов.

Любимый жанр художника Валентина Кандалова — ландшафтный пейзаж с незамысловатым сюжетом, Последний снег в Забайкалье, и простой композицией, целиком заимствованной у матери природы. Он пишет не столько картину природы, сколько ее состояние — переходящее, меняющееся, мимолетное, едва уловимое.

Николай Орлов.

Орлов изображает все вечное — гора нерушима, снег на вершинах гор не всегда тает — это говорит о крепости характера, самого художника, его верности забайкальской земле. Так и в этюде Сохандо. Май. Автор передает нам природу в ее первозданном величии и уникальности, еще охранявшейся в самых отдаленных местах.

Как вы думаете, что мы будем с вами сегодня рисовать?

Выполнение эскизов

Домашнее задание: Закончить композиционные эскизы с колористическим решением.

На последнем уроке данного цикла, проведя урок-викторину «Мастера художники», можно проверить усвоение учащимися изученного материала.

Главная задача учителей изобразительного искусства — это познакомить школьников с художественной культурой родного края и приобщить к систематическому обращению к художественному наследию.

Изучению родного края, его истории, природы, жизни наших современников, помогают произведения местных живописцев. Произведения посвященные пейзажам родной природы, воспитывают интерес к малой родине, расширяет представление об её истории, ее прошлом и сегодняшнем дне, что способствует общей гуманизации школьного образования. Соприкосновение с произведениями пейзажной живописи укрепляет дух человека, обогащает его внутренний мир. Правдиво передавая красоту природы и вместе с тем выражая эмоциональное отношение к ней художника, пейзаж является и важным средством воспитания чувства любви к Родине. «Зовите меня варваром в педагогике, — говорил К. Д. Ушинский, — но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога». [3. с 69]

В искусстве видят подражание натуре, природе. А. А. Писарев утверждает: «Подражание природе есть первое правило всех художеств: следственно, человек с умом, со вкусом, с познаниями, с неусыпным прилежанием может дойти до совершенства в подражании природе» [2. с 96]. Задача же искусства заключается в создании на основе этого подражания частному некоего стоящего выше натуры идеального художественного образа.

Литература:

1.   Маслов Н. Я. Пленэр: Практика по изобразительному искусству. Учебное пособие для студентов художественно — граф. Факультетов педагогических институтов — М.: Просвещение. 1984. — 112с., ил.

2.   Смирнов Г. Б. Живопись: Учебное пособие для студентов худож.-граф. фак-та. — М.: Просвещение, 1975.

3.   Тонких Л. С. // Забайкальский рабочий 1997, 7 мая «Твои люди, Забайкалье» — Художник, воин, человек.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle