Библиографическое описание:

Хабибуллина Ф. Г., Куренова Н. А. Педагогический союз учителя и родителей — могучая воспитательная сила [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). — Уфа: Лето, 2014. — С. 201-203.

Современная школа, переосмысливая задачи образовательного процесса, отмечает исключительно важную роль воспитательной работы. Роль школы, как института воспитания, значительно растет и становится востребованной. На первое место выходят: развитие личности ученика, как индивидуальности, создание условий для их успешного обучения и самореализации.

Семья и школа — два общественных института, которые стоят у источников нашего будущего. Вопрос о сотрудничестве семьи и школы сейчас особенно актуален, т. к. система семейного воспитания претерпевает значительные изменения и сегодня приходится отмечать, что разрушение семьи в традиционном понимании усугубляет проблемы семейного воспитания.

Современная ситуация в образовании предполагает активное участие родителей в педагогическом процессе. Сегодня они выступают социальными заказчиками содержания воспитательно-образовательной деятельности дошкольных и школьных учреждений. Современная наука постулирует именно равенство педагогов и родителей в общении, диалог между ними, который возможен только при восприятии сторонами друг друга на равных. Нужно заметить, что общение педагогов с родителями — это, прежде всего, общение профессиональное, целенаправленное и содержательное.

В законе Российской Федерации “Об образовании” говорится: “Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, интеллектуального и нравственного развития личности ребёнка уже в младенческом возрасте”.

Для ребёнка духовным центром, нравственным основанием является семья, её ценности, устои, отношения — семейный уклад. Поэтому не случайно в последние годы особую важность и значимость приобретает работа образовательного учреждения с семьёй.

Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями. Родители и педагоги — воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут союзниками.

Семья по праву считается главным фактором и условием развития и воспитания ребенка. Именно здесь он рождается (желанный или нежеланный), здесь получает зачатки физического и духовного развития (позитивные либо негативные), первые знания об окружающем мире, здесь формируются первые навыки и умения во всех видах деятельности, изначальные критерии оценки добра, истины, красоты. Здесь протекает большая часть его жизнедеятельности, закладываются основы его отношений с миром, т. е. начинается процесс воспитания.

Семья со школой создает тот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность либо неуспешность всего учебно-воспитательного процесса. Поэтому школа в своей деятельности ставит вполне определенные цели и задачи взаимодействия с семьей.

Деятельность педагогического коллектива по организации работы с родителями реализует следующие цели:

1.      Просветительская — способствовать родительскому видению и пониманию изменений, происходящих с детьми.

2.      Консультативная — совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков.

3.      Коммуникативная — обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.

Задачи взаимодействия семьи и школы:

1.      Воспитание гармонически развитой творческой личности учащихся.

2.      Формирование активной жизненной позиции родителей и учащихся.

3.      Привитие навыков здорового образа жизни.

4.      Развитие интересов, склонностей, способностей учащихся.

5.      Подготовка ребенка к саморазвитию и самовоспитанию.

Современная семья развивается в условиях качественно новой противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем.

Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Процесс взаимодействия семьи и школы направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.

Основные направления сотрудничества семьи и школы проявляются в следующем:

1.      Единство требований к учащимся.

2.      Согласованность действий (законы, защищающие семью и ребенка, знание обеими сторонами психологических особенностей ребенка).

3.      Преодоление недостатков в формировании личности (работа с детьми, находящимися в особо трудных условиях, психологическая коррекция).

4.      Совместная работа по закреплению и развитию успехов ребенка.

5.      Повышение педагогической культуры родителей.

6. Различные формы сотрудничества с родителями.

Задачи семейного воспитания:

Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья, призванная решать следующие задачи семейного воспитания:

-       гармоническое развитие ребенка;

-       забота о здоровье детей;

-       помощь в учении;

-       помощь в социализации личности и ее самореализации;

-       забота об общекультурном и интеллектуальном развитии;

-       развитие интересов, склонностей, способностей и творчества;

-       подготовка к самовоспитанию и саморазвитию;

-       половое воспитание, подготовка к будущей семейной жизни.

Основными направлениями в работе классного руководителя с родителями следует считать:

-    педагогическое просвещение родителей;

-    коррекцию семейного воспитания;

-    совместную деятельность классного руководителя с семьей по воспитанию детей;

-    защиту ребенка от неблагоприятных условий в семье, в школе, в микрорайоне.

-    Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс предусматривает:

-    организацию секций, кружков, клубов, студий;

-    совместные творческие дела;

-    работу органов самоуправления;

-    шефство над неблагополучными семьями, подростками.

В работе с родителями классный руководитель может использовать разнообразные формы:

-        массовые (родительские собрания, родительский лекторий, конференции, практикумы, обмен опытом семейного воспитания, диспуты, вечера вопросов и ответов, дни открытых дверей, совместные с детьми праздники, дни коллективного отдыха, посещения учреждений культуры, походы, экскурсии, дела и др.);

-        групповые (родительский комитет, клуб общения, тренинг родительского взаимодействия, консультации, практические занятия, беседа и др.);

-        индивидуальные (консультация, беседа, поручение, посещение семьи и др.).

Родители — социальные заказчики школы, поэтому должны иметь возможность влиять на ее деятельность, участвовать в школьной жизни. Совместно с классным руководителем и под его руководством родительский комитет планирует, готовит и проводит совместную работу по воспитанию детей класса, анализирует, подводит итоги работы школы и семьи.

Формы работы с родителями:

1.      Встречи за «круглым столом».

2.      Родительские собрания.

3.      Индивидуальные встречи «разговор по душам».

4.      Встречи с директором школы.

5.      Психолого-педагогические консультации (на базе Кабинета профилактики).

6.      День открытых дверей.

7.      Конференции отцов.

8.      Совместные праздники.

9.      Семейные конкурсы.

10.  Посещение семьи.

Взаимодействие с родителями необходимо строить на основе таких идей-принципов, как:

-        обращение к чувству родительской любви;

-        умение разглядеть в каждом ученике положительные черты;

-        уважение личности отца и матери, их родительских забот, трудовой и общественной деятельности.

Всегда придерживаться мнения В. А. Сухомлинского “Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской “сильной рукой”, для предупреждения об опасности “если и дальше так будет продолжаться” — и как можно больше духовного общения с детьми и родителями”.

Большой эффект во взаимодействии семьи и классного руководителя будет, если педагог даст возможность проявить инициативу и поддержит родителей во всех делах в классе и в школе. В общении с коллективом родителей классный руководитель должен проявлять учтивость и корректность, умение сдерживать свои эмоции. Только тогда можно рассчитывать на поддержку родителей во всех проводимых в классе мероприятиях.

Существует и определенная этика общения с родителями при подготовке и проведении индивидуальной работы с семьей:

-        родители должны быть приглашены на консультацию в доброжелательной и спокойной форме;

-        время консультации или беседы должно быть четко оговорено;

-        родители не должны ждать под дверью своей участи;

-        необходимо четко формулировать цели консультации, ее актуальность;

-        родители должны иметь возможность высказаться в полной мере по обсуждаемой проблеме;

-        в ходе консультации родители должны получить четкие рекомендации и предложения по обсуждаемой проблеме;

-        если в этом есть необходимость, в ходе консультации родители получают возможность встретиться со специалистами и организовать дополнительное консультирование ребенка;

-        если присутствие ребенка в ходе консультации обязательно, то он приглашается на встречу.

Посещение ребенка на дому — это крайняя мера. Не многие родители готовы к тому, чтобы классный руководитель беспокоил их дома. Но если совместная школьная жизнь только начинается, необходимо в беде и в радости учиться быть вместе. Преподаватель может не только прийти и проверить наличие уголка школьника, но и поздравить с днем рождения, навестить больного ребенка вместе с его одноклассниками, вместе с ребятами помочь по хозяйству, если в этом есть необходимость. Такие приемы возможны только в том случае, если они связаны с определенными обстоятельствами в жизни ученика. Однако в последнее время мы встречаемся с такой ситуацией, что ребята в собственных семьях подвергаются насилию со стороны взрослых, матери забывают о своем предназначении. Дети в таких семьях чувствуют себя изгоями и при этом далеко не всегда школа и классный руководитель знают о том, что происходит в семье ученика. Если родительский комитет знает о тех проблемных ситуациях, которые есть в семьях учащихся класса, необходимо бывать в семьях таких ребят, не оставляя его без поддержки и помощи.

Каждая консультация или беседа должна классным руководителем тщательно анализироваться. Результаты посещения на дому, консультации фиксируются в дневнике классного руководителя, они являются руководством к действию для последующих встреч с семьей.

Огромную роль в сотрудничестве родителей учеников и классного руководителя играет родительский комитет класса. От того, насколько слаженно и ответственно подходит к своей деятельности родительский комитет, зависит атмосфера в классном коллективе, взаимоотношения родителей друг с другом, общение взрослых и детей.

Хорошо организованный родительский комитет может выполнять в классе различные функции. Одной из главных функций является помощь родительского комитета в организации учебно-воспитательного процесса. Родительский комитет может взять на себя организацию конкурсов на лучший дневник, тетрадь; рейдов — проверок бережного отношения учащихся к своему портфелю, учебникам, письменным принадлежностям.

Польза родительского комитета огромна, все мероприятия с участием родителей интересны не только детям, но и самим родителям — увидеть своего ребенка в непривычной обстановке, проанализировать его поведение, отношение к происходящему, просто пообщаться со своим ребенком и другими детьми.

Взаимодействие воспитательных усилий семьи и школы имеет большое значение, так как семья как социальная общность не может быть заменена ни одним воспитательным институтом. Она — главный воспитатель. Более влиятельной силы на развитие и становление личности ребенка не существует. Именно в ней закладываются основы социального «Я», фундамента будущей жизни человека.

Литература:

1.      Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начального

2.      общего образования — М-во образования и науки Рос.Федерации — М.,Просвещение, 2010. -51с.

3.      Коротаева Е. В. Духовно-нравственное воспитание. Народное образование. -2010г. -№ 4,с. 123–127.

4.      Бордовская Н. В.,Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов. СПб.,2009,-167с.

5.      Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. Учебник для вузов. СПб.,2009,-97с.

6.      Николаенко В. М., Залесов Г. М., Андрюшкина Т. В. и др. Психология и педагогика. М.-Новосибирск,2008,-189с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle