Библиографическое описание:

Кузьмичёва Л. В. Специфика преподавания изобразительных дисциплин будущим архитекторам [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). — Уфа: Лето, 2014. — С. 178-182.

В данной статье рассматривается роль изобразительных дисциплин в процессе формирования профессиональных навыков студентов-архитекторов; уточняется понятийный аппарат; раскрываются некоторые особенности преподавания дисциплин «Рисунок», «Живопись» и «Композиция» на кафедре «Архитектура и изобразительные дисциплины» архитектурно-строительного факультета.

The main target of the article is the role of artistic subjects in the process of developing professional skills of students whose major is Architecture. There are some additions in term-making. And there is a focus on some peculiarities in such subjects as “Drawing”, “Painting” and “Composition” teaching at “Architecture and Art” department of Architecture Faculty.

Мы намеренно в названии статьи субъект обучения обозначаем не как «студентов-архитекторов», а как «будущих архитекторов», поскольку вопрос о специфике преподавания актуализируется ещё на этапе дополнительного образования (в детских школах искусств и художественных школах), а затем, на этапе довузовской подготовки (на подготовительных курсах).

Педагогу ДХШ или ДШИ, если он берёт на себя ответственность за подготовку своего выпускника, а стало быть, за его конкурентоспособность на вступительных экзаменах, необходимо помимо базовых программных знаний и умений дать учащемуся ясное представление об особенных требованиях, обусловленных спецификой будущей профессии. Это крайне важно, для того чтобы учащиеся, выбирая СУЗ или ВУЗ по художественно-изобразительному профилю, понимали, чем им там предстоит заниматься, как именно будет реализовываться этот художественный профиль.

Так, например, в Ивановской текстильной академии факультет «Дизайн и конструирование швейных изделий» одним из основных критериев выдвигает умение изобразительными средствами передавать пластику и характерные особенности человеческой фигуры. Факультет «Текстильный дизайн» в той же академии требует от абитуриентов глубоких знаний по цветоведению, умение строить формальные композиции, фактурность рисунка.

Можно предположить, что о специфике преподавания изобразительных дисциплин приходится говорить везде, где дисциплины «Рисунок», «Живопись» и «Композиция» являются не самоцелью, а носят, если можно так выразиться, прикладной характер, то есть служат необходимой базой для наилучшего освоения той или иной специальностью.

В связи с этим становится понятной роль подготовительных курсов для абитуриентов. Однако, к сожалению, на курсах нередко приходится заново либо впервые проходить с абитуриентами азы изобразительной грамоты, либо восстанавливать забытые навыки будущих абитуриентов. Причины такого положения дел мы не будем рассматривать в данной статье. В результате вся нагрузка по введению в специальность и ориентированию в узкопрофессиональных задачах, стоящих перед студентом ложится на первый курс. Для реализации этого в достаточно ограниченных регламентом условиях преподаватель должен владеть системой оптимальных педагогических средств и последовательно выстраивать динамику накопления студентами профессиональных навыков.

Специалиста-архитектора определяет наличие двух главных качеств. Это композиционное мышление и умение изобразить средствами графики и пластики необходимый объект или пространство, что в свою очередь предполагает, с одной стороны — умение мыслить образно, обладание развитым объёмно-пространственным восприятием окружающего мира и наличие креативных способностей, с другой стороны — наличие развитой пластической и графической культуры. Поэтому одним из базовых курсов на архитектурно-строительных факультетах является РИСУНОК.

Педагогический опыт обучение рисунку достаточно велик и разнообразен, чтобы изобретать что-то новое. Многие технологии старых мастеров, таких, например, как Леонардо да Винчи, Рудольф Арнхейм и др. сегодня заново открываются, а иногда и преподносятся как инновационные. Опыт педагогов прошлого, нёсших в себе традиции и преемственность поколений, во все времена являлся сильной стороной в российской методике преподавания изобразительных дисциплин. Однако если говорить о специфике обучения рисунку будущих архитекторов, следует разобраться с понятийным аппаратом, чтобы не низвести функцию рисунка до пропедевтической.

В последнее время ведутся дискуссии о том, каким должно быть преподавание рисунка для архитекторов, кто должен этим заниматься: педагог-архитектор или педагог-художник и в каком соотношении находятся такие педагогические инструменты как «академический рисунок», «классический рисунок», «натурный рисунок», «архитектурный рисунок»? Не редко даже (применительно к архитектурным факультетам) эти понятия отождествляются. Для того чтобы проследить иерархию и выявить приоритеты, а в зависимости от этого последовательно выстроить логику развития программных заданий по рисунку, рассмотрим понятийный аппарат.

Графика (от греч. — пишу), вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные изображения (гравюра, литография, монотипия и др.), основанные на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями. Графика делится на станковую (рисунок, не имеющий прикладного значения, эстамп, лубок); книжную и газетно-журнальную (иллюстрация, оформление и конструирование печатных изданий); прикладную (промышленную, почтовые марки, экслибрисы). Графикой так же называют совокупность всех средств письменности.

Рисунок изображение, начертанное на плоскости, основной вид графики. Выполняется с помощью контурных линий, штрихов, светотеневых пятен в одном или нескольких цветах.

Академизм — (от франц.) — чисто теоретическое направление, традиционализм в науке и образовании. Академизмом называют оторванность науки, искусства, образования от жизни, общественной практики. Академизм в изобразительном искусстве это направление, сложившееся в художественных академиях 16–19 веков, которое следовало внешним формам искусства античности и возрождения, продуцируя условные идеализированные образы, далёкие от жизни сюжеты, отвлечённые нормы красоты.

Классика (от лат. classicus — образцовый, первоклассный) — образцовые, выдающиеся, общепризнанные произведения литературы и искусства, имеющие непреходящую ценность для национальной и мировой культуры.

Натура (лат. natura — природа) в изобразительном искусстве — реальные объекты действительности (человек, предметы, ландшафт и т.п), которые художник непосредственно наблюдает при их изображении.

Архитектура (от лат. architectura, от греч. architekton — строитель) — здания и другие сооружения, создающие материально организованную среду, необходимую людям для жизни и деятельности; искусство проектировать и строить сооружения и их комплексы. В архитектуре взаимосвязаны функциональное, техническое и эстетическое начала (польза, прочность, красота). Выразительные средства архитектуры: композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика объёмов, фактура и цвет материалов, синтез искусств.

Исходя из этого, в педагогическом аспекте мы разводим понятия:

Натурный рисунок это основное средство обучения, позволяющее формировать у студентов навыки реалистичного рисования. Содержание натурного рисунка имеет вариативный характер и позволяет ставить узкие конкретные задачи в рамках основного задания.

Академический рисунок это традиционно устоявшиеся программные требования, представленные, как правило, натурным фондом гипсов. Академический рисунок позволяет путём неоднократного штудирования оттачивать технические навыки рисования.

Классический рисунок это качество рисунка, к которому следует стремиться, изучая лучшие образцы и основываясь на них. Содержанием классического рисунка может быть копирование работ мастеров и последующее использование некоторых «мастерских приёмов» в натурном рисунке.

Мы разделяем мнение педагогов, считающих, что вошедшее в оборот понятие «архитектурный рисунок» является скорее не научным, а профессиональным термином. Анализ содержания этого понятия, позволяет трактовать архитектурный рисунок как расширенную и обогащённую различными изобразительными средствами и приёмами художественного выражения разновидность архитектурной графики, в которой откровенно доминирует креативное начало.

В педагогическом аспекте архитектурный рисунок это графическое изображение функционально-конструктивного анализа с акцентом на внутренние и внешние пространства, их соотношение (масштаб), взаимодействие и ритм, возникающий при этом. Архитектурный рисунок даёт возможность сформировать студентам индивидуальный набор выразительных средств, обогатить «языковой запас» архитектора, позволяющих ему объективировать образ, требующий воплощения.

Содержательный анализ основных понятий и педагогических инструментов позволил нам выбрать направленность, выстроить программу и разработать педагогические средства, способствующие формированию у студентов-архитекторов профессионально-образного пространственного мышления и графического языка.

Особая роль в подготовке будущих архитекторов отводится дисциплине «ЖИВОПИСЬ».

Всеобъемлюще значение света и цвета, так как при их отсутствии у человека наступает «свето-цветовой голод», который сопровождается не только внешней бледностью, но и апатией, сонливостью и даже депрессией. Цвет играет огромную роль на психосоматическое состояние человека. Простая перемена цвета одежды или интерьера связана с новым восприятием мира.

Во второй половине ХХ века необычайно востребованным стали такие понятия, как архитектурная бионика, средовой подход, синергетическое мировосприятие, экологическое мышление. Новые подходы к формообразованию искусственной среды обитания породили новую область знаний — экологию визуального восприятия. Один из аспектов экологии восприятия, имеющий тесную связь с цветоведением, широко известен: он касается эмоционального воздействия цвета.

В докладе Международного центра «Гринливз» подчёркивалось, что цвет и форма окружающих предметов соответствует индивидуальным подсознательным программам человека. Несоответствие первых и вторых может привести к развитию заболеваний или даже к включению программы самоуничтожения. Изменение же среды согласно требованиям биодизайна приводят к исчезновению неосознанных страхов, тревог, раздражения, в ряде случаев пропадает головная боль. Роль архитекторов, дизайнеров и других специалистов в обеспечении благоприятности среды обитания человека исключительно велика, поэтому столь же велика их ответственность. В связи с этим, студентам-архитекторам необходимы очень глубокие познания о цвете и тонкое его чувствование.

На занятиях живописью задачи ставятся таким образом, чтобы студенты не только узнали, но и почувствовали различные цветовые гармонии (изохромия, хомеохромия, мерохромия, пойкилохромия). С этой целью на втором курсе вводится так называемая декоративная живопись. Это позволяет методически продуктивно выстроить работу по освоению закономерностей изменяемости цветовых сочетаний, научить студентов распределению цветов, поддерживающему плановость изображения. При построении цветовых гармоний студенты учатся видеть, что каждый конкретный цвет на изобразительной плоскости всегда вступает во взаимодействие с окружающими его цветами и оказывает на них определённое влияние; в то же время каждый цвет самостоятелен сам по себе и имеет свой тип движения на плоскости.

Студенты знакомятся на практике с различными видами стилизации (внешняя поверхностная и декоративная). Для декоративной стилизации характерно абстрагирование — мысленное отвлечение от несущественных, случайных с точки зрения художника признаков с целью заострения внимания на более значимых, отражающих суть объекта деталях. При декоративной стилизации изображаемого объекта необходимо научится тому, чтобы композиция отвечала принципу архитектоничности, т. е. нужно выстраивать систему связей отдельных частей и элементов в единую целостность произведения. Роль стилизации как методического и художественного метода значительна, так как эти занятия позволяют научиться созданию стилистически цельной, эстетически значимой окружающей среды.

В своё время Ле Корбюзье писал: «Тот, кто имеет дело с архитектурой, должен безупречно владеть пластическими формами… доступ к этой профессии должен быть открыт только для людей в нужной мере наделённых чувством пространства». Важную роль в развитии пространственного мышления помимо «Рисунка» играет «КОМПОЗИЦИЯ». Композиционное чутьё — одно из основополагающих профессиональных качеств архитектора. В связи с этим на занятиях рисунком и живописью необходимо формировать у студентов внимательное отношение к композиции как к средству выражения художественного образа.

Прежде чем говорить о композиции в изобразительном творчестве, важно обратить внимание студентов на то, что два основных композиционных начала, с которыми мы постоянно имеем дело в искусстве — симметрия и ритм — встречаются уже в растительном мире. Симметрию характеризует спокойное равновесие элементов, ритму свойственно движение, которое может быть продлено до бесконечности. Но несмотря на то, что основные начала композиции свойственны явлениям природы, композиция в искусстве представляет собой нечто принципиально отличное от этих проявлений в природе.

П. Руссо в своём письме к А. Сантье (1863г.) писал: «…композиция существует с момента, когда предметы начинают изображаться не только ради них самих, но для того, чтобы их внешний вид передал отзвуки, которые они вызвали в нашей душе». Подражая отдельным принципам строения органической и неорганической природы и последовательно развивая их, человек делает композицию основой художественного творчества, средством выражения своего отношения к действительности.

В этом понимании композиция свойственна решительно всем видам искусства. Можно говорить о композиции города или отдельного архитектурного сооружения, о композиции сонаты или романса, композиции романа, эпопеи или лирического стихотворения.

Смысл латинского слова compositio (композиция) — сложение, сопоставление, приведение частей в единство, сочинение. В архитектуре, скульптуре, а также в декоративном искусстве под композицией понимают цельность произведения, его пластическое единство, обусловленность формы идейным содержанием.

Мы солидарны с мнением, что композиция есть предмет крайне индивидуальный, зависящий от интуиции художника, от его ощущения меры, гармонии, равновесия и насыщенности. Например, Г. К. Савицкий пишет, что никогда не пользовался готовыми теоретическими рецептами, «так как в каждом отдельном случае различные идеи требуют для своего выражения различную композицию». Однако нельзя согласиться с утверждением, что композиция не подлежит научно-методическому обоснованию хотя бы по той причине, что, как правило, композиция произведения любого вида искусства заранее обдумывается.

Опыт мирового искусства в композиции успел выработать множество точных методов для получения определённых эффектов. Художники разных эпох и народов преемственно пользовались этими верными методами, не впадая в шаблон и повторение. Следовательно, можно говорить о достаточно устойчивых закономерностях, на которых зиждется композиция.

Так, например А. А. Дейнека к основным правилам, или постоянным закономерностям, которые организуют построение двухмерного и трёхмерного изображения, относит:

1.      Правила симметрии, вытекающие из пластики строения человеческого тела и множества других природных форм, устанавливающие закон гармонии пропорций, частей и целого организма.

2.      Правила равновесия — сочетание противоположных сторон изображения, равновеликих по массам.

3.      Правила статики и динамики (покоя и движения) в пластическом решении композиции.

4.      Правила ритма — закономерного чередования больших и малых форм, движения и покоя, контрастного и приглушённого, света и тени.

5.      Правила перспективы применительно к различным композиционным решениям — по иллюзорной перспективе, прямоугольной (ортогональной), воздушной.

6.      Золотое сечение и ордер как закономерные членения в архитектуре.

7.      Масштаб как мера уменьшения или увеличения по отношению к натуральной величине.

8.      Стилевое единство в ансамбле — в сочетании нескольких видов искусства.

9.      Вертикали и горизонтали как постоянные оси по отношению ко всем другим направлениям.

Е. А. Кибрик, оставляя в стороне вопросы композиционной техники, рассматривает объективные законы композиции в изобразительном искусстве. Анализ исторического опыта мирового искусства, позволяет ему уловить закономерности универсального значения, лежащие в основе художественного творчества. Особо выделяя идейность, интуицию и анализ, к законам композиции Е. А. Кибрик относит: цельность, контрасты, движение, образную трактовку пространства, новизну.

К. Ф. Юон выделяет типы и виды композиций: одноплановые, двуплановые и многоплановые, научно-перспективные и условно-перспективные и также свободные бесперспективные. Виды дают в каждом случае целый кодекс своеобразных приёмов. Элементы декоративные и реалистические, моменты психологические, жесты и мимика, движения и действия, группировки фигур и использование условий светотени составляют основной композиционный материал. Для овладения этим материалом необходимо изучение композиций прошлого по стилям, по народам, по эпохам, по школам или тематическим признакам, по приёмам и методам работы, по целевым назначениями, наконец, по индивидуальным признакам отдельных мастеров. Это, считает К. Ф. Юон, послужит к созданию «целого арсенала композиционного оружия, могущего быть диалектически использованным».

КОМПОЗИЦИЯ в своих начальных проявлениях участвует уже в учебных постановках непосредственно с натуры. Искусство вписать изображение в четырёхугольник листа составляет начало композиции. Её начальный этап выражается в первую очередь в выборе точки зрения, в том или ином размещении изображаемых предметов, в принципе отбора деталей, в умении расположить натюрморт, фигуру (часть фигуры) или же кусок природы на бумаге соответственно своей цели и идее. Определение масштабов рисунка, ритмическое использование и учёт пустующих промежутков на бумаге здесь тоже играют свою роль.

Очень важно с первых же занятий формировать у студентов не формальное отношение к натуре (постановке), как к очередному заданию, которое «надо выполнить и сдать». Необходимо воспитать трепетное любование объектом, изучение его характера, поиск художественного образа. Стимулом творчества является восторг, увлечение художника внезапно открывшимся ему новым и удивительным в окружающей обыденности. Природа художественного образа в том, что типическое проявляется в характерном, общее в единичном. Художественный образ — это как бы капля, в которой отражается мир.

У студента-архитектора важно сформировать культуру «бережного подхода к натуре»: прежде чем взяться за карандаш, необходимо вникнуть в суть постановки, обдумать, что предстоит сделать и как это должно быть выполнено. Лишь в таком случае через композицию может проявиться отношение художника к своей модели, его понимание модели, то есть эстетическая оценка модели художником. Только тогда, процесс обучения становится творческим, а простое изображение модели становится художественным явлением, когда оно одухотворено идейным замыслом, реализованным через композицию. В основе композиции должна лежать простая конструктивная идея, вытекающая из природы замысла художника.

Следующий этап — сознательный выбор позиции для максимального выражения образа и проверка в наброске своих умозаключений относительно компоновки рисунка. Нередко возникает необходимость сделать несколько набросков с разных сторон, чтобы лучше почувствовать пластику натуры и орнаментальность композиции.

Далее — «операторская работа» — найти оптимальное соотношение формата листа с массой объектов. Поймать остановить движение в кадре так, что бы оно работало на выражение образа.

Первый этап художественного творчества — интуитивный, следующий этап требует анализа сделанного. Только гармоническое соединение интуиции и анализа позволяет создать хорошо скомпонованное, законченное произведение. Способность к анализу, то есть логическому рассмотрению своего творчества, необходимо развивать, воспитывать. Идя от содержания к форме и разбирая сделанное интуитивно, художник устанавливает не только взаимоотношения объектов между собой и средой, формат композиции, но средства исполнения. Здесь сразу нужно научить студентов находить смысловую доминанту. При этом важно уметь, сконцентрировав внимание на смысловом центре, видеть весь формат (периферию и постановку) и подчинить второстепенное главному. Выразительность композиции зависит от контрастов, лежащих в её основе. В композиции сочетаются не только разнообразные, но и контрастные, противоположные элементы: объём и плоскость, свет и тень, большое и малое, близкое и далёкое, цвета холодные и тёплые, а так же контрасты положений, на которых строится сюжет. Детали композиции должны быть не только разнообразны и выразительны, но и динамичны, ибо жизнь — это движение. Через один изображённый момент композиция должна передавать то, что предшествовало ему и что может последовать. Художник должен воспринимать и передавать жизнь в её движении, развитии.

Наряду с принципами композиции (повторяемость, соподчинение, соразмерность, уравновешенность, единство) студенты изучают и способы сочетания пространств (отстоящие друг от друга пространства, соприкасающиеся пространства, пересекающиеся пространства, соприкасающиеся изнутри, находящиеся одно в другом).

Все задания по «Рисунку» и «Композиции» направлены на осознание студентами-архитекторами пространства как формы существования материи, как формы, имеющей границы, а значит, — систему отношений. Учебные задачи ставятся таким образом, чтобы студенты уяснили, что специфический материал профессионального творчества архитектора — это пространство, его организация по законам функционирования этого пространства, его масштаб и масштабность по отношению к человеку, его гармоничность или дисгармония, его образное «прочтение» при восприятии в натуре.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle