Библиографическое описание:

Муслимов А. М. Разработка аксиоматических оснований педагогических теорий профилактики межличностных конфликтов во второй половине XX века [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). — Уфа: Лето, 2014. — С. 2-5.

В статье проанализирован процесс формирования аксиоматики педагогической теории преодоления межличностных конфликтов в учебно-воспитательном процессе.

Ключевые слова: конфликт, межличностный конфликт, предупреждение, педагогическая профилактика.

Происхождение слово «конфликт» произошло от латинского слова сonflictus — столкновение [19, с. 307]. Теоритическое осмысление проблемы конфликта и накопление экспериментального материала началось сравнительно недавно, хотя сам термин для обозначения понятия «конфликт» появился давно. Поэтому встала проблема определения понятия «конфликт», в том числе и в педагогике.

В педагогике, как и в других отраслях науки, отношение к конфликту не однозначна. Одни исследователи считают конфликты нормальным явлением, другие — отклонением. Педагоги в своих работах указывают на два типа противоречий. Первые противоречия — диалектические, которое понимается как объективное свойство взаимодействующих педагогических структур. Развитие прогресса неизбежна и конфликт есть проявление прогресса. Вторые противоречия — казуальные, подразумевают собой, вызванные в большинстве некомпетентными преподавателями. Именно они могут быть источником конфликтов со всеми отрицательными последствиями.

Многие исследователи считают, что конфликты надолго нарушают взаимоотношения между участниками педагогической деятельности. Такого мнения придерживаются такие авторы, как М. М. Рыбакова [16, с. 46], А. Г. Ковалев [10, с. 129] и многие другие. Они утверждают, что конфликты вызывают глубокое стрессовое состояние у преподавателей и неудовлетворенность своей работой. В. А. Сухомлинский [20, с. 185] конфликт также рассматривают как большую беду школы.

В 40–50-х г. г. XX века происходит изменение отношения к конфликту как к разрушительному явлению. В настоящее время на творческую силу конфликта указывают С. А. Белкин [1, с. 62], В. И. Журавлев [8], И. М. Крохина [13] и др. Данные исследователи считают конфликт как возможность личностного развития и познания людьми друг друга в ходе взаимодействия. По их мнению, сложившиеся конфликтная обстановка, способствует привлечению ресурсов личности и тем самым выявляет крайние ее возможности.

И в педагогической практике конфликт может выступать как фактором объединения, так и разъединения конфликтующих сторон.

Исследования педагогических конфликтов немногочисленны. Для определения педагогического конфликта авторы берут за основу определения, которые уже существуют в других отраслях науки и опираются на эти же термины. Одни из этих обращаются в основном к разноплановым противоречиям, возникающим между участниками учебно-воспитательной деятельности, другие отражают конфликт как целостное явление и как естественное проявление жизнедеятельности системы, структуры, добавляя определение педагогический. Некоторые отечественные исследователи, например В. И. Журавлев отмечают, что есть попытки систематизировать подходы к теоретическому и прикладному освещению педагогических конфликтов. В настоящее время дискуссии по ряду проблем педагогической конфликтологии продолжаются.

Опыт показывает, что педагогическая деятельность не может быть бесконфликтной. Столкновений нельзя избежать в этой сфере деятельности, где общение между людьми (преподаватель — преподаватель, преподаватель — обучаемый, обучаемый — обучаемый) не прекращается ни на минуту. Как известно при общении люди многое узнают друг о друге, раскрывают новые качества (положительные и отрицательные), в результате появляются симпатии или антипатии, и на каком-то этапе происходит столкновение.

Х. Корнелиус, Ш. Фэйр [11], М. М. Рыбакова конфликт в педагогической психологии рассматривают как явление, связанное с негативной межличностной динамикой в контексте воспитательных (образовательных) задач. Под конфликтом здесь понимают способ борьбы участников конфликтного взаимодействия за неделимый или недостаточный ресурс. П. А. Сергоманов [18] утверждает что, это понятие унаследовано от социально-психологических интерпретаций конфликта (например, Н. В. Гришина [4], А. И. Донцова, Т. А. Полозова [5], А. А. Ершова [7] и др.), с одной стороны, и глубинно-психологических интерпретаций, с другой (например, А. Фрейд [21], З. Фрейд [22], К. Хорни [24]).

Некоторые исследователи педагогических конфликтов, такие как, например А. С. Белкин, М. М. Рыбакова, Н. В. Самоукина [17, с. 71] не всякий конфликт в относят к педагогическим конфликтам. Они предлагают называть конфликт педагогическим, когда он напрямую или косвенно связан с образовательным процессом.

По мнению С. А. Осипова в педагогической науке конфликт трактуется, как один из видов взаимодействия членов коллектива (школьного, педагогического, военного), при котором резко обостряются противоречия, как между отдельными людьми, так и между ними и коллективом, при котором существенно затрудняется реализация их целей и задач [14, с. 20].

Таким образом, не смотря на существование различных определений понятия «конфликт в педагогической деятельности», взятых или основанных на определениях из других наук, достаточно полной и однозначной трактовки данного понятия в научной литературе не существует. Принимая во внимание факт, что в действительности конфликт не обязательно приводит к крайнему обострению отношений, так как существует возможность компромисса с положительными исходами для участников конфликта, и, оперируя определениями «конфликт» в различных отраслях науки, в том числе и в педагогике, можно придержаться следующего определения межличностного конфликта. Межличностный конфликт — это ситуация, которая характеризуется наличием противоречий между участниками учебно-воспитательного процесса, обусловленным несовпадением целей, мотивов, позиций и ценностей субъекта.

Принимая во внимание эти особенности можно более глубоко понять сущность и причины возникновения конфликта, а, следовательно, и найти правильное педагогическое обоснование его профилактики.

Проблема педагогической профилактики конфликтов имеет достаточно глубокие исторические корни. В 20–30-е годы XX века в отечественной педагогике начинается формироваться интерес к противоречиям, возникающим в процессе воспитании. Также этот период связан теоретическими и экспериментальными исследованиями Л. С. Выгодского, A. C. Залужного, В. Н. Мясищева и других ученых.

В то время в педагогических исследованиях не рассматривались проблемы профилактики конфликта в воспитательном процессе, внимание акцентировалось на общие проблемы трудного детства.

К середине 70-х годов ХХ века интерес педагогов-ученых к конфликту едва начал расти. Одним из первых в отечественной педагогической науке к причине конфликтов среди учеников и позиции педагога обратился Б. Т. Лихачев в своей статье «О конфликте в детском коллективе» в 1964 году. Только во второй половине 80-х появились ряд работ, направленных на теоретические и экспериментальные исследования педагогики конфликта.

В 1969 году М. М. Ященко первым защитил диссертацию по педагогике, которая называлась «Проблемы воздействия сложных жизненных ситуаций на процесс формирования нравственного опыта старшеклассников». В работе рассматривались проблемы конфликта.

До начала 90-х годов направления рассматриваемые проблемы конфликта в педагогике не развивались. Интерес педагогов к проблемам конфликта и их профилактики проявляется после этого периода.

С. А. Осипов отмечает что, разработанные в педагогике подходы к изучению конфликтов и их разрешению, можно использовать и в педагогической профилактике различного рода конфликтов. Так, к примеру, этическая беседа, дискуссия, диспут (А. В. Зосимовский, В. А. Сухомлинский); метод включения в деятельность (В. М. Афонькова, М. М. Ященко); метод разрешения нравственных задач на основе жизненных конфликтных ситуаций (A. B. Зосимовский, В. П. Родченкова); метод моделирования конфликтных ситуаций, ролевая игра (Б. Т. Лихачев, С. А. Мищенко); метод взрыва (A. C. Макаренко), выражающийся в различных формах (доверие, отчуждение от коллектива, изоляция, гнев воспитателя, и т. п.) и другие можно использовать не только на стадии непосредственного разрешения конфликтов, но и на стадии их предупреждения, или профилактики.

В военной педагогике, психологии рассмотрение конфликтов начинается с 1958 года, когда уточнялись в воинских коллективах смысл понятий «глумление» и «издевательство». Понятия характеризовались до 1976 года как действия любых категорий военнослужащих. Только в последующем эти понятия стали называть преимущественно конфликты между военнослужащими разных периодов службы [23, с. 6].

В 1960 году Н. С. Кравчук ввел понятие «неправильные взаимоотношения между начальниками и подчиненными, старослужащими и молодыми воинами» [12, с. 48] подкрепив сущность и пути предупреждения таких взаимоотношений в ходе сплочения воинского коллектива. Эти положения в дальнейшем были развиты известными военными учеными М. И. Дьяченко, И. Ф. Феденко и др [6, с. 261]. Работы Н. Ф. Феденко (1966) и М. И. Дьяченко (1967) в которых неуставные взаимоотношения были определены, как конфликты среди военнослужащих, стали завершением исследований военных ученых. Именно с этого момента в военной педагогике и психологии появляется новое научное понятие «межличностный конфликт». Под межличностным конфликтом понимается противоречия, возникшие между двумя военнослужащими.

Нужно заметить, что термин «предупреждение», (синоним термина «профилактика») первым употребил в 1975 году Л. Я. Верб в статье «Предупреждение конфликтов в личных отношениях старшеклассников».

Впервые в 1984 году В. И. Хальзов и Н. В. Терещенко в своих публикациях упоминают термин «профилактика». Эта статья была опубликована в журнале «На боевом посту» и называлась «Профилактика конфликтных ситуаций в коллективе». В дальнейшем этот термин будет активно использоваться с 90-х годов и по настоящее время.

Профилактика (др.-греч. prophylaktikos — предохранительный) — комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления или устранение факторов риска.

У этого термина существуют и другие значения:

-          комплекс медицинских, санитарно-технических, гигиенических, педагогических и социально-экономических мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний и устранение факторов риска;

-          предупредительные меры для поддержания технического объекта и оборудования в исправном или работоспособном состоянии;

-          один из видов (направлений) работы психолога;

-          профилактическая деятельность, осуществляемая для реализации принципа социальной справедливости.

Военный педагог А. И. Каменев определяет профилактику конфликта как широкий круг психолого-педагогических дисциплинарных и организационных мероприятий, среди которых — повышение требований к стилю и методам работы руководителя, планово-предупредительная работа по укреплению воинской дисциплины и порядка, уставных взаимоотношений, здорового общественного мнения и нравственно-психологической атмосферы.

А. И. Каменев понятия «профилактика» и «предупреждение» разделяет. По его мнению, профилактическая работа в условиях воинского подразделения направлена на весь коллектив в целом, а предупредительная ведется по наиболее узким направлениям, с определенной категорией военнослужащих и наиболее активно в определенные периоды времени [9, с. 112].

В. Н. Герасимов в 1995 году выделяет из педагогической науки отдельное направление отрасли, такое как превентивная педагогика. В которой в качестве одного из основных понятий используется термин «педагогическая профилактика».

В дальнейшем, этот термин активно начинает использоваться в педагогической науке.

В. Г. Гетманский в своей работе «Педагогическая профилактика криминогенного поведения военнослужащих срочной службы» понимает педагогическую профилактику как совокупность знаний о предупредительной деятельности по выявлению и нейтрализации явлений и процессов, обуславливающих криминогенное поведение военнослужащих, определение форм и методов контроля за криминогенным поведением [2, с. 226].

В. В. Попов в своей диссертационной работе пишет что: «Педагогическая профилактика тесно связана с педагогическим прогнозированием и во многом обусловлена педагогической диагностикой, особенно диагностикой причин межнациональных конфликтов и факторов, им способствующих в конкретном воинском коллективе, связанных с особенностями взаимоотношений в нем» [15, с. 43]. Он считает что, предупреждение конфликта в сущностном плане целесообразно рассматривать как разновидность профилактики и даже как отдельный этап действий по разрешению конфликта, если речь идет о выявленных конкретных признаках его приближения.

Исследователи конфликта В. И. Андреев, А. С. Белкин, К. С. Лисецкий утверждают, что профилактика межличностного конфликта — это система мероприятий (психологической, социально-психологической диагностики, психологической и педагогической коррекции), направленных на предупреждение конфликтной ситуации, способной привести к возникновению межличностных конфликтов.

Н. В. Самсонова [3, с. 101] считает, что моделирование конфликтных ситуаций является профилактикой межличностных конфликтов. По ее мнению этот прием, во-первых, актуализирует интеллектуальный потенциал обучаемого, и, во-вторых, способствует тренировке умения конструктивного спора.

Таким образом, анализ теории и практики показывает, что конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем разрешить, а также для снижения количества деструктивных межличностных конфликтов, для формирования конструктивного опыта поведения при возникновении межличностного конфликта, наряду с методами управления и разрешения конфликтных ситуаций необходима профилактика таких ситуаций.

Приведенный научный анализ литературы позволили определиться в понимании сущности педагогической профилактики межличностного конфликта, изучить его особенности, выявить пути и систему средств, позволяющих использовать его развивающий потенциал.

Литература:

1.                  Белкин А. С., Жаворонков В. Д., Зимина Е. С. Конфликтология: наука о гармонии. Екатеринбург, 1995. С. 62.

2.                  Гетманский В. Г. Педагогическая профилактика криминогенного поведения солдат и сержантов в части: дис. … канд. пед.наук. –М.: ГАВС, 1994. — 226 С.

3.                  Гребенюк О. С. Общая педагогика. Калининград, 1986. С.101.

4.                  Гришина Н. В. Я и другие. Л., 1990

5.                  Донцов А. И., Полозова Т. А. проблема конфликта в западной социальной психологии // Психологический журнал, Т.1, 1980. № 1.

6.                  Дьяченко М. И., Феденко Н. Ф. Основы психологии. М.: ВПА, 1962. С. 261

7.                  Ершова А. А. социально-психологические аспекты конфликтов // Социальная психология и социальное планирование. Л, 1973.

8.                  Журавлев В. И. Основы педагогической конфликтологии. М.: Российское пед. агентство. 1995.

9.                  Каменев А. И. Конфликтные ситуации в подразделениях, их профилактика и предупреждение. — Алма-Ата, 1984. — 112 С.

10.              Ковалев А. Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства, 1978. С. 129.

11.              Корнелиус Х., Фэйр Ш. Выиграть может каждый: как разрешать конфликты. М.: Стрингер, 1992. 55 с.

12.              Кравчук Н.С, Пути сплочения воинского коллектива. //Труды Академии /Военно-политическая академия им. В. И. Ленина. М., 1960. № 32. С.48.

13.              Крупенин А. Л., Крохина И. М. Эффективный учитель. Ростов-на-Дону.: Феникс. 1995. 478 с.

14.              Осипов С. А. Педагогической профилактики межличностных конфликтов в курсантских подразделениях первого года обучения в вузах внутренних войск МВД России: дис. … канд. пед. наук/ С.А Осипов. — Санкт-Петербург, 2006. — С.20.

15.              Попов В. В. Педагогические основы профилактики межнациональных конфликтов в частях и подразделениях Сухопутных войск: дис. … канд. пед. наук/ В. В. Попов. — Москва, 1998. — С. 43.

16.              Рыбакова М. М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. М.: Просвещение, 1991. С.46.

17.              Самоукина Н. В. Педагогический конфликт // Народное образование, 1993. № 7. С. 71.

18.              Сергомонов П. А. Содержание и динамика конфликтов учения-обучения в младшем школьном возрасте: дисс. … канд. пед. наук. М., 1997. С. 13.

19.              Современный словарь иностранных слов. СПб.: «Дует», 1994. — C.307.

20.              Сухомлинский В. А. Методика воспитания коллектива. М, 1981. 185 с.

21.              Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. М.: Педагогика-Пресс, 1993.

22.              Фрейд З. Введение в психоанализ. М.: Просвещение, 1989.

23.              Хомяков А. И. Преступления против порядка подчиненности и воинских уставных взаимоотношений: дис.... канд. юрид. Наук/ А. И. Хомяков. — Москва, 2002. — С. 6.

24.              Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. М.: Изд. Группа Прогресс — Универс, 1993.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle