Библиографическое описание:

Казарина Н. В. Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся по химии [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). — Уфа: Лето, 2014. — С. 94-96.

Сначала неизбежно идет мысль, фантазия, сказка. За ними шествует научный расчет, и уже, в конце концов, исполнение венчает мысль.

К. Э. Циолковский

Федеральный Государственный Образовательный стандарт (ФГОС) общего образования преследует основную цель — формировать познавательного интерес учащихся к учебной деятельности, создавать условия для их саморазвития и непрерывного образования.

В связи с этим, возникает насущная необходимость увеличить долю самостоятельной работы в образовательном процессе за счет использования новых источники информации нам уроках и внеурочной деятельности.

Одной из форм такой работы является учебно–исследовательская работа (УИР) учащихся, которая гармонично дополняет традиционную систему обучения и имеет свои преимущества:

-        помогает создавать условия для получения навыков самостоятельной поиска и обработки необходимой информации;

-        процесс обучения становится индивидуализированным и самомотивируемым, выходит за рамки урока по мере повышения интереса ученика к исследовательской работе;

-        повышается самооценка учеников, занимающихся исследованиями, развиваются их творческие способности;

-        учащиеся коллективно осуществляют мыслительную деятельность и получают навыки презентации себя и своей работы в различных формах — устной, письменной, с использованием современных технических средств.

Кроме того, работа учащихся над исследовательскими проектами в области химии помогает им не только знакомиться с теоретическим материалом, самостоятельно определять содержание и структуру проекта, но и приобретать навыки работы с химическими реактивами и лабораторной посудой, участвовать в планировании экспериментов.

Обобщая педагогический опыт, можно отметить, что независимо от специфики исследования УИР включает в себя ряд необходимых компонентов: цель, задачи, научные идеи, система действий учителя и ученика, критерии оценки результата, результаты и ограничения в использовании.

Однако, личный опыт показывает, что для правильного этих ключевых моментов УИР так же необходимо выбрать определенную форму взаимодействия между учениками и учителем. В моей педагогической деятельности наиболее оптимальным способом организации УИР по химии является клуб по интересам в рамках кружковой работы. Клуб «Отчаянные домохозяйки» (КОД) осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением об организации КОД и планом работы на текущий учебный год.

Положение об организации КОД разрабатывалось совместно с учащимися на первом организационном собрании. Оно определяет порядок организации и функционирования клуба, цель его существования и задачи, которые должны выполнять участники КОД под руководством педагога.

Положением определено, что целью КОД является создание условий, при которых ученики самостоятельно и по собственному желанию приобретают знания и используют их для решения теоретических и экспериментальных задач.

Задачами являются:

-        приобщение учащихся к научному поиску и исследовательской деятельности.

-        углубление знания учащихся по химии и укрепление межпредметных связей с другими школьными предметами и повседневной жизнью.

-        формирование позитивной общественно-активной, социально-адаптированной творческой личности, способной решать практические и изобретательские задачи.

Так же в Положении о КОД были определены и научные идеи, на которые должна опираться УИР участников клуба:

-        ученик всегда должен находиться в центре событий;

-        любое исследование должно иметь личностный смысл для самого ученика и повышать уровень его развития;

-        планирование работы над исследовательскими проектами производиться только с учетом индивидуальных особенностей учеников;

-        ведущим направлением деятельности является универсальное применение базовых знаний в различных проблемных ситуациях.

План работы КОД, ежегодно утверждаемый ежегодно членами КОД, совместно с научным руководителем определяет систему действий учитель-ученик.

Особенно хочется отметить, что предлагая ученикам те или иные виды УИР необходимо учитывать следующее:

-        уровень базовых знаний и способность к самообразованию учащихся;

-        основу УИР должны составлять действия, которые ученик может выполнить без помощи учителя;

-        необходимо учитывать способность учеников совмещать исполнительные и контрольные действия, его способность к самооценке.

В целом, план работы КОД традиционно включает два этапа УИР — обучающий и практический.

Организационно-обучающий этап деятельности КОД включает в себя знакомство с положением об организации КОД, регистрацию членов клуба, определение перспективных направлений для выполнения учебно–исследовательских проектов, изучение содержания проектов прошлых лет, анализ их структуры, знакомство с требованиями, предъявляемыми к оформлению рефератов, презентаций, тезисов исследовательских работ. Так же учащиеся знакомятся с основами риторики и поведения на публике.

Практический этап связан с выполнением индивидуальных и групповых проектов. На этом этапе формируются инициативные группы, учащиеся самостоятельно составляют и представляют перспективные планы выполнения проектов, обсуждают их коллективно, изучают учебную и научно — популярную литературы, издания периодической печати, ведут поиск в сети Интернет.

В соответствии требованиями, предъявляемыми при оформлении рефератов и творческих работ, они оформляют теоретическую основу проектов, социологические исследования и др. виды работ по согласованному с руководителем плану.

Основным методом работы членов в КОД в процессе выполнения проектов является экспериментирование, которое включает в себя последовательные компоненты:

-        Выбор метода (ученики определяют, каким образом можно решить поставленную задачу, с какими закономерностями он может встретиться при выполнении эксперимента в данных условиях, какие трудности могут встретиться по ходу работы и какие меры следует принять для их устранения).

-        Подготовка приборов и оборудования (учащиеся выбирают наиболее подходящие приборы, подготавливает оборудование, реактивы, собирает и апробирует приборы, продумывает стадии эксперимента и возможные наблюдения).

-        Выполнение (учащиеся проводит эксперимент, наблюдают за его ходом, регистрируют результаты наблюдений или найденные величины).

-        Построение объяснения (ученики обрабатывают результаты исследований, делают выводы).

-        Обобщение (учащиеся поэтапно анализируют ход исследований, проверяют выводы, выдвигает гипотезу).

Результаты практической работы выносятся на рассмотрение коллектива для обсуждения и формирования предварительных выводов.

В завершении исследования учащиеся оформляют презентацию проекта, буклеты, листовки и другие материалы, необходимые для наглядной презентации проекта, проводят демонстрационные эксперименты.

Публичная презентация проектов осуществляется на классных часах, научно-практических конференциях. По итогам работы оформляется творческий отчет, организуется выставка достижений КОД

Главным критерием оценки деятельности участников КОД является достижение целей УИР. Ученик во время работы над темой исследования отчитывается по ней, выступает на различных мероприятиях. При этом, для объективной оценки его деятельности можно рекомендовать некоторые критерии, характеризующие качество исполнения работ: актуальность, практическая значимость содержания работы, степень готовности к внедрению, глубина проработки материала, соответствие содержания теме, эстетическое оформление, способ презентации результатов. Количественно, индивидуальное участие каждого ученика в УИР может выражаться в творческом рейтинге. При этом, выполнение тех или иных индивидуальных учебно–исследовательских заданий оценивается в баллах.

Таблица 1

Творческий рейтинг учебно-исследовательской работы учащихся

Индивидуальные учебно-исследовательские задания

Рейтинг в баллах

Реферат

Таблица, буклет, кроссворд

Презентация (не менее 5 слайдов)

Участие в общественных мероприятиях

1–8

1–5

1–6

2–5

Однако, не всегда УИР можно определить какими-либо «зримыми» результатами. В исследовательских работах важнейшее значение имеют индивидуальный стиль деятельности ученика, его творческий подход, оригинальность решения поставленной задачи.

Успешная работа учащихся над проектами во многом зависит от организаторских способностей учителя. Чтобы помощь педагога была эффективной, он должен уметь:

-        подбирать темы для проектов, правильно и кратко формировать цели и задачи проекта, устанавливать межпредметные связи, которые должны быть задействованы в ходе выполнения проекта;

-        выявлять и указывать проблему в проекте, так как проблемный подход к организации должен быть первым и основным условием для развития практического и творческого мышления учащихся;

-        готовить памятки, которые помогут в выполнении проектов, предоставлять готовую информацию, которая должна отражать различные точки зрения по интересующим учащихся вопросам;

-        определять продолжительность проекта, число его участников;

-        предлагать оформление результатов работы над проектом и обозначать формы контроля этапов выполнения проекта, разрабатывать критерии успешности проекта.

В заключение необходимо отметить, что успешное проведение УИР возможно при следующих условиях:

-        тематика и уровень исследовательских работ базируется на теории и практике;

-        ученикам самостоятельно выбирает тему исследования;

-        руководитель оказывает активную помощь при проведении исследований;

-        результаты работы демонстрируются с целью практического использования полученных данных.

Литература:

1.              Башкирова О. Б., Пуплевская Т. П. Влияние учебно-исследовательской деятельности на профессиональный уровень будущего специалиста. / О. Б. Башкирова, Т. П. Пуплевская. // Специалист. — 2009. — № 4. — С. 16–17.

2.              Иванова Л. В. Проектная деятельность как способ формирования УУД. / Л. В. Иванова. // Химия в школе. — 2013. — № — С. 25–27.

3.              Клименко М. Е. Метод проектов в образовательном пространстве школы. / М. Е. Клименко. // Химия в школе. — 2013. — № 10. С. 12–15.

4.              Потапова Ю. И. Исследовательская работа. / Ю. И. Потапова. //Специалист. — 2008. — № 12. — С. 17–18.

5.              Преображенская Э. Л Научно-исследовательская деятельность — важная часть образовательного процесса. / Л. Э. Преображенская. // Специалист. — 2008. — № 4. — С. 23–24.

6.              Торосян В. Ф. Об организации научно-исследовательской деятельности учащихся. / В. Ф. Торосян. // Химия в школе. — 2011. — № 9. С. 2–3.

7.              Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования — М.: Просвещение. — 2014. — 24 с.

8.              Харченко В. Н., Хенина Н. В. Метод проектов при организации самостоятельной работы студентов. / В. Н. Харченко, Н. В. Хенина. // Специалист. — 2008. — № 11. — С. 16.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle