Библиографическое описание:

Дерепаскина Т. В. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к художественно-эстетической деятельности [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). — Уфа: Лето, 2014. — С. 50-52.

Формирование творческой личности — одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим началом.

Ключевая роль детского сада — создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, интеллектуально-развитой личности. Все зависит от первого дошкольного опыта, который ребенок получит в стенах дошкольного учреждения, от взрослых, которые научат малыша любить и воспринимать окружающий мир, понимать законы общества, красоту человеческих отношений. Приобщение детей к искусству — это именно тот «ключик», который раскрывает в детях творческий потенциал, дает реальную возможность адаптироваться им в социальной среде.

Актуальность проблемы определяется тем, что художественно-эстетическое развитие — важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания. Составляющей этого процесса становится художественное образование — процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству.

Искусство является незаменимым средством формирования духовного мира детей: литература, скульптура, народное творчество, живопись. Оно пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. Оно также тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений.

Теоретической базой являются исследования ученых психологов Л. С. Выготского, Н. Н. Волкова, Е. И. Игнатьева, Ц. И. Кириенко, Б. М. Теплова, П. М. Якобсона о психологической природе детского творчества, его развития средствами искусства. А также исследования Т. С. Комаровой, Т. Я. Шпикаловой, Л. В. Куцаковой, Б. М. Неменского о развитии художественно-творческих способностей детей.

Свою работу строю в соответствии с требованиями Программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Использую методические пособия Т. С. Комаровой «Детское художественное творчеств», О. А. Соломенникова «Радость творчества».

Для целенаправленной работы составила перспективный план непосредственно образовательной деятельности, планы организации культурно — досуговой деятельности детей, разработала сценарии досугов, праздников, подобрала картотеку дидактических музыкальных игр, дидактических игр на сенсорное развитие, создала библиотеку познавательной литературы по знакомству детей с миром искусства. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала. Занятия рисованием, лепкой, аппликацией связаны с подготовкой необходимых материалов и требуют от каждого ребёнка проявления внимания, самостоятельности, целенаправленности действий, умение довести начатое дело до конца, оценить свою работу и работу товарища.

В группе продумала и организовала предметно — развивающую среду Художественный уголок привлекает внимание детей яркостью, насыщенностью, доступностью, большим разнообразием материалов. Эффективно использую раздевалку группы, где размещаю выставки фотографий, рисунков детей, совместных с родителями поделок из природного материала Всё это способствует познавательному развитию, развитию интереса к миру искусства, навыков в деятельности, творчеству.

Организация образовательного процесса была важным компонентом системы работы.

Вся работа педагогического взаимодействия с детьми, направленная на эстетическое развитие, строится в трех направлениях:

-        организованная деятельность (непосредственно образовательная деятельность, экскурсии, развлечения, индивидуальная работа, игры);

-        совместная деятельность педагога и детей;

-        самостоятельная деятельность детей, направленная на укрепление интереса к художественной деятельности и развитие творческих способностей (игры, концерты, инсценировки, продуктивная деятельность).

-        Работа с детьми ведется в данных направлениях не изолированно, а в интеграции:

-        музыкальное воспитание,

-        художественно-речевая деятельность,

-        изобразительная деятельность.

Реализация направлений осуществляется через следующие формы работы: групповые и подгрупповые занятия, праздники, развлечения, тематические музыкальные вечера, театрализованные представления, дидактические игры, выставки рисунков и поделок и др.

Знания, полученные на занятиях эстетического цикла, отражаются в игровой деятельности воспитанников. Они с удовольствием музицируют, показывают мини-спектакли, танцуют, пересказывают сказки, занимаются собственным сочинительством.

Организация разнообразных форм работы с детьми отражается на результатах: дети проявляют интерес и творчество в изобразительной, музыкальной, художественно-речевой, театрализованной деятельности; участвуют в выставках и конкурсах.

Для осуществления полноценного развития и воспитания ребенка дошкольника необходимо согласование усилий дошкольного учреждения и семьи, в которой он воспитывается. Сотрудничество с семьей строю по следующим направлениям:

-        вовлечение семьи в образовательный процесс, организованный дошкольным учреждением.

При работе в данном направлении использую различные приемы и формы: дни открытых дверей; организация выставок — конкурсов, поделки для которых изготавливаются совместно родителями и детьми; привлекаю их к участию в праздниках, к изготовлению костюмов. Все это помогает сделать их своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей.

-        повышение психолого-педагогической культуры родителей осуществляется через родительские собрания и конференции, консультации. Оформляю папки — передвижки, выпускаю информационные листы для родителей, буклеты.

-        обеспечение единства воздействий детского сада и семьи в вопросах художественно-эстетическом развитии воспитанников;

-        Работа носит целенаправленный, систематический, планомерный характер.

-        доброжелательность, открытость.

-        целенаправленность, систематичность, плановость.

Использование разнообразных форм работы способствует вовлечению родителей в организацию педагогической деятельности.

Сотрудничество с другими учреждениями образования и культуры помогает расширить возможности достижений детей. Тесный контакт налажен с детской городской библиотекой, городским музеем, городским домом культуры: в библиотеке проводятся занятия с детьми старших групп, посещение выставок, экспозиций. Дети ежегодно принимают участие в городских фестивалях детского творчества: «Пасху радостно встречаем» и занимают призовые места.

Оценка эффективности работы по художественно-эстетическому воспитанию детей осуществляется с помощью педагогической диагностики, проводимой по всем разделам. В группе наблюдается положительная динамика.

В результате дети стали наблюдательнее, развивается художественный вкус, открываются творческие способности. У детей сформировано ориентирование в пространстве, чувство цвета, также развиты специальные умения и навыки: координация глаза, владение кистью руки.

У детей сформировано умение высказывать эстетические суждения, давать эстетическую оценку созданным изображениям.

Дети познакомились с различными материалами (бумага, краски, глина, мелки и др.)

Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечило детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно — трудовое, физическое). И что самое главное, дети идут в школу подготовленные.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle