Библиографическое описание:

Пухова Л. Р. Военно-патриотическое воспитание в Нартовском эпосе осетин [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). — Уфа: Лето, 2014. — С. 8-10.

На своеобразие осетинского фольклора, на его богатство и разнообразие в значительной мере повлияли и природные особенности края. Суровые горы Кавказа, тяжелые условия жизни среди дикой природы, постоянная угроза извне сделали предков осетин «неустрашимыми и физически сильными». Все это обусловило героический характер нартовского эпоса. «Слушая их, мы и сегодня восхищаемся героизмом и самоотверженностью сильных и отважных сынов народа, переживаем их горе и страдания» [1, с.35].

К. Д. Ушинский считал, что в воспитании следует опираться на чувство патриотизма — природное, естественное чувство, которое, по его словам, умирает последним даже в преступнике [2, с.29]. Благодаря этому чувству легко и естественно обеспечивается согласованность личных и общественных интересов. Забота о безопасности и процветании родины приобретает для человека глубоко личный характер, затрагивающий основы его существа.

Военно-демократический строй составляет едва ли не наиболее яркий фон нартовских сказаний. Вероятно, именно в эту «героическую» эпоху завершается в основном оформление нартовского эпоса как единого фольклорного памятника. Однако нарты, очевидно, еще не представляли собой выделившегося из общества «военно-дружинного слоя». Нарты всегда выступают как единый род, единое племя или народ. Нартовское общество в основном сохраняет свое социально-экономическое и идеологическое единство. Но это — единство периода разложения первобытно-общинного строя. Уже наступил век «топора и меча», происходит интенсивный распад родового строя, и выражением его является нартовское военно-демократическое общество с его нескончаемыми походами как промыслом и военно-дружинным бытом.

«Нарты, как и герои гомеровского эпоса, — рыцари своего времени. Их прототипы, скифы и аланы, в известной мере были предтечей европейского рьщарства» [4, с.67].

Педагогические идеалы, разбросанные по всему нартовскому эпосу, особенно ярко прослеживаются в сказаниях, сюжетной линией которых является выявление и утверждение наиболее достойного члена общества, противоборство добра и зла или выполнение большого и важного дела, требующее от героев моральных и физических испытаний, что, кстати говоря, и является основной фабулой нартовского эпоса. Прежде всего, воины и охотники проводят все основное время в битвах и на охоте. Именно такой образ жизни и вели предки осетин. Это позволяло им идеализировать такие качества воина и охотника, как жажда сражений, воинская доблесть, отвага, храбрость, искусное владение оружием, выносливость, совершенное физическое развитие. «Ничего в мире не боятся нарты, и в жажде боя горят синим огнем,— так характеризует этих людей один из действующих лиц эпоса небожитель Сафа [5, с.231].

Я тот самый, который не может жить без пира или без войны,— говорит о себе другой герой эпоса нарт Сослан [5]. Одряхлевший старейшина нартов Урызмаг мечтает еще раз перед смертью принять участие в походе, вытереть свой меч кишками своих врагов и помочь соотечественникам в достижении победы. Любимец народа нарт Батрадз настолько метко стреляет из лука, что попадает в ушко иглы.

— Нет такого силача,— говорит великан Алаф,— у которого бы хватило сил одолеть нартов» [5, с.89].

Бегство с поля брани и трусость считаются у древних осетин величайшим позором. Вот почему убитая горем мать погибшего нарта говорит: «Если мой сын сражен ударом в грудь, то принесите его ко мне, чтобы насытилась я плачем на ним, и похороним мы его на родовом нашем кладбище. Если же в спину нанесен ему смертельный удар, то на свалку выкиньте его, недостоин он, чтобы с почетом похоронили его на кладбище. Не место там трусу, сраженному во время бегства»... [5, с. 367.

Существенное значение имеет описание военных походов. Весь быт нартов пронизан героикой боевой жизни. Геройство, признающееся наивысшей добродетелью, проявляется главным образом в походах. Нескончаемые походы «для добывания славы» образуют основные сюжетные линии эпоса. Всякий нарт, когда подрастет, должен был отправиться в поход — «на добывание славы». Нартовская конная дружина вооружена луком и стрелами, а также кольчугами, гигантскими мечами, плетьми и другими доспехами. В абхазских сказаниях упоминается боевое колесо под названием «аджинчархъ» (Адыгское «жан-шерх», осетинское «Балсагово колесо). Цель войны — добыча сокровищ, взятие неприступных крепостей, принадлежащих злым существам, защита людей от великанов и чудовищ, открытие новых земель и т. п.

В походах нарты постоянно сталкиваются с многочисленными опасностями, но нет такой трудности, которую не смогли бы преодолеть эти суровые и непобедимые богатыри. Рассказы об успешной борьбе с насильниками, злыми силами природы, дивами, драконами и особенно, с великанами-людоедами составляют содержание всех вариантов эпоса.

Нарты суровые воины, но им присущи глубинные свойства аристократизма, они виртуозно владеют как мечом, так и лирой. В образе нарта естественно сочетаются физическое совершенство и духовное величие. Воспитанию мужества и воли способствуют как спортивные игры, так и пляски, пронизанные духом состязания в силе и ловкости. В народном эпосе героизм является атрибутом патриотизма и служит утверждению добра и справедливости. Нартов отличает преданность данному слову, они высоко чтят святость долга, о котором не перестают думать даже в царстве мертвых.

Престиж нарта обусловлен не только героизмом, но всем образом жизни и поведения. Одеяние его — простое, но опрятное. Нартам чужда роскошь, красивое — это чистое, добротное, целесообразное. Очень живо, красочно, полно и широко рисуются более новые формы общества, относящиеся, по периодизации Энгельса, к высшей ступени варварства: родоплеменная организация и в особенности строй военной демократии. Отражая черты родового строя, нартовский эпос отражает в основном черты его разложения, переходный период, период военной демократии, когда «война и организация для войны становятся нормальными функциями народной жизни» [3, с.89].

Бесстрашие и дерзость ведут их от подвига к подвигу. Поиск сильного в утверждение своей силы — вот главная пружина действий нартовских героев. Именно это желание — «тых агур ацæуын» (пойти на поиск силы) поднимает их с нихаса и движет в дальний поход.

По колоссальному радиусу обойдены ими все земли кругом, и как будто нет силы, которую бы они не сломили. А тут, в небесах, где-то маячит тень бога. Тоже сила. Но сила невидимая и поэтому неведомая конкретно. Правда, она карает, милует, подчиняет. Подчиняет ли?! «Мы хотим видеть тебя, бог! Покажи нам свое лицо. Чья сила, чья слава выше?» Сила! Ее оказалось у нартов меньше. Но что стоит победа, если нет побежденных. Нартам изведана высшая грань героизма — презрение смерти во имя славы. Есть поразительный по краткости и содержательности вариант этого сказания, особо уточняющий главную идею героизма нартов — это безумство храбрых.

Сокрушив всех противников на земле, Нарты возгордились и решили померяться силами с самим богом. Но не видя его в лицо, они не находили способа вызвать его на бой. Тогда Сирдон им посоветовал: «Рассердите его и он сам явиться к вам». «Но как его рассердить?» — «Перестаньте ему поклоняться и приносить жертвы, не упоминайте его имени, и он рассердиться» [5, с.54]. Нарты так и поступили. Они перестали поклоняться и упоминать его имя. Переступая порог своих домов, они прежде вынуждены были по причине низких дверей, нагибаться. Но теперь они спохватились, что эти вынужденные «поклоны» бог может принять в свой адрес и немедленно перестроили свои дома, заменив низкие двери высокими…

Бог пытался образумить Нартов, посылая к ним своего вестника, ласточку. Но Нарты стояли на своем. Тогда бог предложил им на выбор: либо вечную жизнь, либо вечную славу; по другим вариантам — либо плохое потомство, либо отсутствие потомства. Нарты предпочли вечную славу вечной жизни, отсутствие потомства — дурному потомству. После этого, по одним вариантам, Бог поразил Нартов недородом, и они, примирившись, с судьбой, сами соорудили себе склепы и закончили в них свои дни. По другим вариантам — под ними разверзлась земля и поглотила их.

Нарты ушли из жизни, чтобы вечно жить в песнях.

Нарты — люди свободные и потому правдивые и честные, неподвластны року и божественной воле, поэтому предприимчивы, всегда в действии. В борьбе за жизнь и свободу они становятся богоравными. Эти качества дали нартам вечную жизнь и вечную славу. Отказ от вечной жизни во имя вечной славы — основная этическая идея нартовского эпоса. Этот же выбор между славой и долговечностью — стоял перед величайшим из гомеровских героем, Ахиллом. И подобно Нартам, Ахилл предпочел короткий, но блистательный путь долгому, но бесславному прозябанию

«Чтобы в песне стать бессмертным;

Надо в жизни смерть принять». [4, с.245].

Одной из важных особенностей эпоса осетинского народа является его животворный патриотизм. Патриотические традиции этноса уходят своими корнями в весьма отдаленные времена истории. Они начали формироваться еще задолго до того, как данный народ сложился в нацию. Он вынес из тяжелых испытаний на длительном историческом пути глубокие патриотические чувства. Беззаветная любовь к родной земле и лютая ненависть к ее внутренним и внешним врагам, готовность встать на защиту чести и достоинства, свободы и независимости своей родины — все это нашло широкое отражение и яркое воплощение в нартовском эпосе. «Нарты — это мир, где не признают над собой никакого господства и силы, где легче расстаются с жизнью, чем со свободой и привольем», — пишет В. И. Абаев [1, с.26].

Наглядной иллюстрацией этой мысли являются слова из самого же эпоса: -

Чем в рабстве жить нам и позор терпеть,

Уж лучше нам со славой умереть [2, с.143].

В нартовском эпосе создан незабываемый образ родины — непобедимой, непокоренной, за свободу которой борется весь народ, начиная от именитых богатырей и заканчивая нартовскими женщинами. Свобода ценится нартами превыше всего и ни за какие блага мира не может быть променяна.

Пусть золото останется на дне,

А нам свобода светит в вышине — говорят нарты [3, с.95].

Идея священного долга перед родиной, любовь к родной земле народа — автора эпоса — наиболее глубоко, ярко и сильно выражена в нескончаемой победной борьбе бесстрашных нартов с чудовищными циклопами-уаигами.

Честь и слава — вот два великих мотива, во имя которых нарты совершали подвиги, шли на самые невероятные безумства и гибли. У них в почете было достойное поведение в битве. Честь важнее славы и победы, достигнутой коварством или с использованием своего превосходства.

Беспримерный патриотизм древнего осетинского народа перекликается с чувством уважения к другим этносам. В своей беспокойной жизни нарты сталкиваются с различными иноплеменниками, имеют место и стычки, и открытая борьба между ними, но сильнее всегда оказываются традиции дружбы и взаимопонимания.

Жизнь, наполненная борьбой, опасностями и лишениями, породила тот героический дух в народе, который на протяжении столетий питал его эпическое творчество. Эти суровые условия наложили свой отпечаток и на нартовский эпос, сдержанный и строгий в выразительных средствах, но полный внутренней силы и динамичности.

Литература:

1.                       Абаев В. И. Нартовский эпос осетин [Текст] // Осетинский героический эпос. М Изд-во Наука, Главная редакция восточной литературы, 1990. Кн.1.

2.                       Абаев В. И. Историческое в нартовском эпосе [Текст] // Сборник статей, Дзауджикау, 1949.

3.                       Абаев В. И., Калоев Б. А. Эпос осетинского народа [Текст] Издательство Академии наук СССР, М. 1957.

4.                       Джикаев Ш. Ф. Человек и нравственность в нартовском эпосе [Текст] //Сборник статей Проблемы осетинского нартовского эпоса Владикавказ, 2000.

5.                       Нарты. Осетинский героический эпос [Текст]: В 3-х кн. М.: Изд-во Наука, Главная редакция восточной лит-ры, 1990. Кн.1.

Основные термины: нартовского эпоса, характер нартовского эпоса, родового строя, оформление нартовского эпоса, фабулой нартовского эпоса, эпоса нарт Сослан, эпоса небожитель Сафа, эпоса осетинского народа, идея нартовского эпоса, вечную славу, сюжетные линии эпоса, Нартовском эпосе осетин, вечную жизнь, нартовском эпосе, осетин величайшим позором, вариантов эпоса, Похожая статья, вечной жизни, нартовский эпос, предков осетин «неустрашимыми

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle