Библиографическое описание:

Воронова Е. Г., Харлампиева С. Я., Шейко Н. Развитие самосознания ребёнка старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). — Уфа: Лето, 2014. — С. 46-48.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 312 комбинированного вида», ориентированное на детей с ранними проявлениями туберкулезной инфекции, с малыми затихающими формами туберкулеза и для детей с тяжелыми нарушениями речи и фонетико-фонематическими нарушениями речи имеющих туберкулезную инфекцию.

Анализ результатов психодиагностики показывают, что часть детей имеет проблемы в осознании себя как субъекта в системе социальных отношений, У них не сформирована внутренняя позиция, которая отражает степень их удовлетворения своим местом в среде сверстников. В работе с такими детьми задачи учителя-логопеда переплетаются с общепедагогическими, так как правильная речь оказывает большое влияние на самосознание ребенка.

Одним из показателей сформированности самосознания является самооценка. Положительная самооценка основана на самоуважении, ощущении собственной ценности и положительного отношения ко всему, что входит в представления о самом себе. Отрицательная выражает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности. Д. Б. Эльконин отмечал, что дошкольник направлен не только на предметный мир, но и на мир человеческих отношений; ребенок начинает выделять и осознавать себя в системе взаимоотношений людей через свои достижения в той или иной предметно-операциональной сфере, и, наоборот, последняя выделяется, обобщается, обретает личностную природу в системе взаимоотношений с людьми.

Важное значение для психического развития ребенка имеет общение его с другими детьми. По мнению А. П. Усовой одним из решающих факторов общественного воспитания является само общество детей, внутри которого и формируется человек как общественное существо. К концу дошкольного возраста ребенок становится значительно самостоятельнее, независимее от взрослого, расширяются, усложняются его отношения с окружающими, возрастает стремление к взаимопониманию, совпадению своего отношения и оценки окружающих. По словам Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько это дает возможность для более полного и глубокого осознания себя, оценки достоинств и недостатков как своих, так и сверстников. В старшем дошкольном возрасте активно развивается и важная форма проявления самосознания — самооценка. Оценочное суждение ребенка непрерывно переплетается с оценочными отношениями к нему со стороны товарищей и особенно педагога. Относясь к ядру личности, самооценка является оценкой личностью самой себя, своих возможностей, качеств, оценочно-волевой компонент образа «Я». В старшем дошкольном возрасте появляются зачатки рефлексии — способности анализировать свою деятельность и соотносить свои мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих, поэтому самооценка детей старшего дошкольного возраста становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка завышенная. Заниженная самооценка у детей дошкольного возраста рассматривается как отклонение в развитии личности.

Мы видим несколько путей развития самосознания ребенка, формирования правильного представления о себе и способности адекватно оценивать себя.

1.      Оптимизация детско-родительских отношений: необходимо, чтобы ребенок рос в атмосфере любви, уважения, бережного отношения к его индивидуальным особенностям, заинтересованности в его делах и занятиях, уверенности в его достижениях; вместе с тем — требовательности и последовательности в воспитательных воздействиях со стороны взрослых.

2.      Оптимизация отношений ребенка со сверстниками: необходимо создать условия для полноценного общения ребенка с другими; если у него возникают трудности в отношениях с ними, нужно выяснить причину и помочь дошкольнику приобрести уверенность в коллективе сверстников. Опыт общения со сверстниками также оказывает влияние на формирование детского самосознания. В общении, в совместной деятельности с другими детьми ребенок познает такие свои индивидуальные особенности, которые не проявляются в общении со взрослыми. Это и умение устанавливать контакты со сверстниками, и придумать интересную игру, и выполнять те или иные роли. Именно в совместной игре в дошкольном возрасте происходит выделение ребенком «позиции другого», как отличной от своей собственной, появляется осознанное отношение к себе со стороны других детей, снижается детский эгоцентризм.

3.      Расширение и обогащение индивидуального опыта ребенка (в том числе и речевого): чем разнообразнее деятельность ребенка, чем больше возможностей для активных самостоятельных действий, тем больше у него возможностей для проверки своих способностей и расширения представлений о себе.

4.      Развитие способности анализировать свои переживания и результаты своих действий и поступков: всегда положительно оценивая личность ребенка, необходимо вместе с ним оценивать результаты его действий, сравнивать с образцом, находить причины трудностей и ошибок и способы их исправления. При этом важно формировать у ребенка уверенность, что он справится с трудностями, добьется хороших успехов, у него все получится. С этой целью нами используется методика В. К. Воробьёвой «Формирование навыков связной речи у детей с системными речевыми расстройствами» в которую вошло обучение связной речи на основе картинно-графических схем.

1задача: Учить детей на слух узнавать образцы связной речи и отличать их от ошибочных вариантов.

2 задача: Учить различать рассказ и не рассказ по картинно-графической схеме.

3 задача: Учить по картинно-графической схеме оценивать рассказы сверстников.

Образец оценивания рассказа сверстника:

1 вариант: — Я думаю, что у Коли рассказ получился, в нём был сюжет, предложения шли друг за другом, и они дружили.

2 вариант: -Я думаю, что у Лены рассказ не получился, в нём не было сюжета, предложения не шли друг за другом и не дружили.

Таким образом, влияние учителей-логопедов в дошкольном учреждении на формирование детского самосознания осуществляется двумя способами: непосредственно, через организацию индивидуального опыта ребенка, и опосредованно, через словесные обозначения его индивидуальных качеств, вербальную оценку его поведения и деятельности.

Рис. 1. Картинно-графическая схема оценки рассказа сверстника

Литература:

1.      Агафонова И. Н. Развитие эмоциональной сферы дошкольника. СПб.,2006.

2.      Анкудинова Н. Е. О развитии самосознания у детей Психология дошкольника: Хрестоматия. Сост. Г. А. Урунтаева. М.: «Академия», 2000.

3.      Воробьева В. К. Развитие связности высказывания учащихся с моторной алалией. Обучение и воспитание детей с нарушениями речи (сборник), МГПИ, Москва, 1982.

4.      Глухов В. П. Методика формирования связной монологической речи дошкольников с общим речевым недоразвитием. Москва, 1998.

5.      Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Екатеринбург, 2003.

6.      Соколова Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М.: Издательство МГУ, 1989.

7.      Усова А. П. Роль игры в воспитании детей. — М.: Просвещение, 1976.

8.      Эльконин Д. Б. Избр. психологические труды. М., 1989.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle