Библиографическое описание:

Максимова А. Н., Иванова Н. Н. Реализация индивидуального инклюзивного маршрута для детей с множественными нарушениями [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). — Уфа: Лето, 2014. — С. 162-163.

Одной из актуальных социальных проблем современной России является интеграция детей с особыми образовательными потребностями в общество.

На современном этапе развития общества актуальными являются вопросы обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями средствами искусства, используя возможности культурного наследия поколений. Подчеркивая, что по отношению к ребенку с нарушениями в развитии перестают действовать традиционные способы решения образовательных задач, Л. С. Выготский основной задачей воспитания считает его «вправить в жизнь», исправить социальный вывих, т. е. преодолеть те отклонения в поведении, которые определяют социальное лицо человека. В этой связи он отмечает: «Вероятно, человечество победит раньше или позже и слепоту, и глухоту, и слабоумие. Но гораздо раньше оно победит их социально и педагогически, чем медицински и биологически» [1, с.16].

В специальной (коррекционной) школе VIII вида № 4 г. Якутска обучаются 170 учащихся, в том числе 30 детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать школу, находятся в надомном обучении. Жизненное пространство для такого ребенка часто ограничивается только семьей. Недостаток двигательной активности детей, отсутствие общения приводит к еще более значительному отставанию в социальном развитии, бедности эмоциональной сферы, а это приводит к еще большей деградации развития личности ребенка с множественными нарушениями.

В социализации детей, находящихся в надомном обучении, значимую роль имеет психолого-педагогическое сопровождение ученика студентами-волонтерами в условиях социальной интеграции. Под социализацией мы понимаем процесс становления человека в обществе, как части какой-либо группы людей, организации, коллектива, в которой формируются качества личности, где он реализует свои потребности.

Общение со сверстниками — важная составляющая жизни ребенка с ограниченными возможностями здоровья, дающая богатый жизненный опыт, который станет основой его дальнейшего личного развития. Психолого-педагогическое сопровождение детей с множественными нарушениями предполагает разработку «Пошаговой модели инклюзивного маршрута для ребенка с особыми образовательными потребностями, находящегося в условиях надомного обучения».

В основу пошаговой модели инклюзивного маршрута ребенка с особыми образовательными потребностями обоснована поэтапность индивидуального инклюзивного маршрута, так как дети с особыми образовательными потребностями, в нашем случае — это ребенок с множественными нарушениями в развитии — с ранним детским аутизмом и на первом этапе нами определена важность организации культурно-досуговой деятельности в инклюзивном пространстве. Здесь главной задачей является определение реализации тех маршрутов, которые способствуют развитию эмоционально-волевой сферы, направленные на события, умения сопереживать происходящее. Эмоциональная система, как и когнитивная, обеспечивает регуляцию поведения и ориентировку в окружающем мире.

Нами разработан цикл занятий гуманитарно-эстетического цикла на базе Детского центра Национального художественного музея Республики Саха (Якутия). Реализация индивидуального инклюзивного маршрута на базе музейного пространства предусматривает цикл тем, таких, как «Я в музее», при котором ученик получает первоначальные представления о коллекциях художественного музея на примере произведений различных видов искусства (живопись, графика, скульптура); «Мир вокруг меня» — ознакомление с историческим центром города (различные типы зданий: дворец, храм, старинный дом) — рисование на свободную тему: «Филимоновские свистульки» — это знакомство с творчеством филимоновских мастеров; рисование филимоновских элементов: полосок, елочек, цветов; лепка и роспись курицы-свистульки: «Дымковская игрушка»; история промысла; рисование дымковских узоров; лепка и роспись. Эти занятия проводятся совместно со здоровыми сверстниками, которые способствуют не только развитию траектории образовательной, но и социальной интеграции ребенка с особыми образовательными потребностями.

В инклюзивном маршруте ребенка с особыми образовательными потребностями, находящегося в условиях надомного обучения, включены разнообразные тематические экскурсии. Это «День города», «Игры на площадке Натальи Водяновой», в зоопарк «Орто Дойду». Культурно-досуговая программа интегрирована с учебной деятельностью и с целью развития познавательных интересов в восприятии окружающего мира по теме «Животный и растительный мир Севера» на индивидуальных занятиях с использованием серии сюжетных картинок, постарались вспомнить и показать тех животных, которых ребенок наблюдал в зоопарке и при этом обязательно учитывалась ситуация успеха ребенка.

Реализация индивидуального инклюзивного маршрута детей со множественными нарушениями посредством культурно-досуговых мероприятий по социальной интеграции обеспечивает включение ребенка в сложный мир реального взаимодействия личности с обществом. Исходя из волонтерской практики по сопровождению детей с выраженными нарушениями, нами был разработан социально — ориентированный проект по социальной интеграции учащихся МОКУ специальной (коррекционной) школы VIII вида № 4 г Якутска «Центр поддержки учеников домашнего обучения» (ЦПУДО).

Проект «Центр поддержки учеников домашнего обучения (ЦПУДО) МОКУ С(К)ОШ VIII вида № 4 г. Якутска и кафедры СДО ПИ СВФУ в конкуре на соискание грантов главы городского округа «г. Якутск» в 2013 г. на поддержку общественно-значимых проектов — «Лучший проект по поддержке и социальной интеграции людей с ограниченными возможностями» удостоен гранта в сумме 150.000 рублей. На средства гранта 4 студента кафедры специального (дефектологического) образования ПИ СВФУ прошли курсы повышения квалификации по актуальной теме исследования «Нестандартные приёмы и подходы в работе с детьми с РДА.

Сегодня студенты, прошедшие курсы повышения квалификации, применяют полученные профессиональные знания и навыки в практической деятельности, определяя широкий спектр социальной интеграции и коррекционно-педагогического воздействия на личность школьника в рамках его индивидуальной траектории развития.

Данный проект предусматривает посещение детьми надомного обучения инклюзивных занятий в группах сверстников или здоровых детей в учреждениях дополнительного образования, как Детский Центр Национального художественного центра, детский центр кинотеатра «Айхал», экскурсии и т. п. Привлечение волонтеров — студентов будущих дефектологов, прикрепление их к каждому ребенку позволило составить индивидуальный маршрут по организации инклюзивной практики как внутри школы, так и за ее пределами. Это участие в праздниках, выставках детского творчества в учреждениях г. Якутска, тематических экскурсиях в музеях, детской юношеской библиотеке способствуют социализации «особого» ребенка. В реализации проекта привлекаются не только педагоги, ученики, но и родители. Это совместная работа заинтересовала родителей и они вместе с детьми проектируют и претворяют в действие свои планы, рады за успехи своих детей. Реализация культурно-досуговых мероприятий обеспечивает позитивные, положительные эмоции, влияя на адекватное поведение, познание и мотивацию ребенка с множественными нарушениями, находящегося в условиях надомного обучения.

Таким образом, при целенаправленной работе по реализации индивидуального инклюзивного маршрута совершенствуются навыки адекватного общения детей, культуры поведения, навыков преодоления трудностей, умения работать в коллективе: вовлечение родителей в педагогический процесс, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве со школой; расширение представлений об окружающем мире: знакомство с культурными традициями и обычаями своего народа.

Литература:

1.      Выготский Л. С. Проблемы дефектологии — М., 1994–206 с.:

2.      Выставки уходящего года // Художник Якутии, № 16, октябрь-декабрь 2009г

3.      Инклюзивное образование: проблемы, поиски, решения: //материалы междунар.науч — практ. г. Якутск, сент.2011 г. / [отв.ред.Е. И. Михайлова, д.п.н..: редкол: А. А. Григорьева, д.п.н. и др.].- Якутск: Офсет, 2011.-276с.

4.      Гончарова, Е. Л. Реабилитация средствами образования: особые образовательные потребности детей с выраженными нарушениями в развитии /Е. Л. Гончарова, О. И. Кукушкина // Сборник научных трудов и проектных материалов ИПН РАО «Подходы к реабилитации детей с особенностями развития средствами образования».- М., 1996.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle