Библиографическое описание:

Сон Э. С. ЕГЭ по математике как показатель качества знаний и уровень образования выпускников [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). — Уфа: Лето, 2014. — С. 133-136.

Описание: matematika1

Актуальность избранной темы связана с подготовкой учащихся к ЕГЭ по математике. Анализ результатов ЕГЭ и мониторинга за несколько лет, проведение различных мероприятий, направленных на улучшение подготовки к экзамену, опыт, накопленный за эти годы, позволяют выявить факты, влияющие на повышение качества знаний и уровня образования по этой дисциплине.

Проблема исследования: влияние повышения качества обучения математики на результативность ЕГЭ

Описание: 787

Цель исследования: определить роль организации процесса подготовки учащихся на результаты ЕГЭ.

Поставленная цель обосновывает поставленные задачи:

-          проанализировать процесс подготовки учащихся старших классов к ЕГЭ;

-          раскрыть идеи деятельностного подхода в подготовке к ЕГЭ на уроках математики

-          рассмотреть метопредметный подход к подготовке к ЕГЭ по математике

-          определить методы творческого обучения на уроках математики при подготовке к ЕГЭ

В готовности учащихся к сдаче экзамена в форме ЕГЭ можно выделить следующие составляющие:

-          информационная готовность (информирован-ность о правилах поведения на- экзамене, о правилах заполнения бланков и т. д.);

-          предметная готовность или содержательная (готовность по определенному- предмету, умение решать тестовые задания);

-          психологическая готовность (внутренняя настро-енность на определенное- поведение, ориенти-рованность на целесообразные действия).

Ориентируясь на данные компоненты, можно выделить актуальные вопросы подго-товки к ЕГЭ:

1)      организация информационной работы по подготовке учащихся к ЕГЭ;

2)      мониторинг качества знаний;

3)      психологическая подготовка к ЕГЭ.

В основу программы подготовки к ЕГЭ должны быть положены следующие концептуальные положения:

-          Личностный подход, педагогика успеха, педагогика сотрудничества.

-          Обучать математике значит обучать решению задач, а обучать решению задач значит обучать умениям типизации и умениям решить типовые задачи.

-          Индивидуализировать обучение «трудных» и «одаренных».

-          Органическая связь индивидуальной и коллективной деятельности.

Можно выделить следующие направления деятельности учителя на уроке:

-          Уроки-лекции проводятся с целью изучения новой темы крупным блоком, активизируют мышление школьников при изучении нового, экономят время для дальнейшей творческой работы.

-          Уроки решения ключевых задач по теме. Учитель (вместе с учащимися) выделяет минимальное число задач, на которых реализуется изученная теория, учит распознавать и решать ключевые задачи, после которых задается определенный объем индивидуальной работы. Учащемуся для нормального изучения чего-либо надо проделать самому огромный объем духовной и умственной работы.

-          Уроки-консультации, на которых вопросы задают ученики, а отвечает на них учитель.

-          Зачетные уроки, на которых школьники докладывают решения задач, над которыми они трудились дома. В идеале было бы замечательно, если все учащиеся побывали у доски. Каждая самостоятельно решенная задача — это успех ученика, который способствует воспитанию у него чувства собственного достоинства и уверенности в своих силах.

Уроки контроля и оценки знаний, умений и навыков, целью которых является организация управления процессом усвоения, его коррекции.

Главными в обучении служат следующие два принципа

-          Принцип активного обучения

-          Принцип дифференцированного обучения и оценки

Принцип дифференцированного обучения и оценки

-          Первый принцип — тематический. Разумнее выстраивать такую подготовку, соблюдая правило — от простых типовых заданий до заданий части С. Система развития логического мышления учащихся осуществляется с помощью системы различных типов задач с нарастающей трудностью. Исследования показали, что расположение однотипных задач группами особенно полезно, поскольку дает возможность научиться логическим рассуждениям при решении задач и освоить основные приемы их решения.

-          Второй принцип: переход к комплексным тестам разумен только в конце подготовки (апрель-май), когда у школьника накоплен запас общих подходов к основным типам заданий и есть опыт в их применении на заданиях любой степени сложности.

-          Третий принцип: все тренировочные тесты следует проводить с жестким ограничением времени. Занятия по подготовке к тестированию нужно стараться всегда проводить в форсированном режиме с подчеркнутым акцентированием контроля времени. Этот режим очень тяжел школьникам на первых порах, но, привыкнув к этому, они затем чувствуют себя на ЕГЭ намного спокойнее и собраннее.

-          Четвертый принцип в шутливой форме звучит так: «Нормальные герои всегда идут в обход!». Нужно учиться использовать наличный запас знаний, применяя различные «хитрости» и «правдоподобные рассуждения» для получения ответа наиболее простым и понятным способом

Деятельностный подход в подготовке к ЕГЭ

Основная идея деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности

Основная цель деятельностного подхода в обучении: научить не знаниям, а работе.

Средства развития потенциала будущего исследователя:

-          моделирование;

-          рефлексивный анализ;

-          работа в группах;

-          работа с вопросами причинно-следственного, прогностического и проектного характера.

Методы творческого применения знаний и способы деятельности — нетрадиционные формы урока:

-          интегрированные;

-          деловая игра;

-          уроки творчества и др.;

-          проблемное изложение;

-          частично-поисковые методы;

-          эвристическая беседа;

-          поисково-исследовательские методы

Структура урока с позиций деятельностного подхода

-          учитель создает проблемную ситуацию;

-          ученик принимает проблемную ситуацию;

-          вместе выявляют проблему;

-          учитель управляет поисковой деятельностью;

-          ученик осуществляет самостоятельный поиск;

-          обсуждение результатов.

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:

-          уроки «открытия» нового знания;

-          уроки рефлексии;

-          уроки общеметодологической направленности;

-          уроки развивающего контроля.

Метапредметный подход к подготовке к ЕГЭ

Метапредметный подход озна-чает умение учиться, то есть способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Для реализации метапредметных результатов необходимо использовать в учебном процессе определенные технологии обучения:

-          развивающего;

-          критического мышления;

-          теория решения изобретательских задач (ТРИЗ);

-          технологический компонент личностно ориентированного урока;

-          общеучебные умения и навыки

Принцип «метапредметности» состоит в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом. Это составление ментальных карт, кластеров, денотатных графов, схем «Fishbone» («рыбьи косточки» — технология «за и против»), различные техники: графические модели, знания, приемы сворачивания информации (конспект, таблица, схема) и пр.

Цель — привести детей к успеху, и если ребенок шаг за шагом успешно добивается успеха и ощущает его, то это способствует не только овладению базовым уровнем знаний, но и формирует у ребенка интерес к учебе, развивает его математические способности, повышает чувство собственного достоинства и раскрывает его интеллектуально-творческий потенциал.

Методы творческого обучения на уроках математики при подготовке к ЕГЭ

Творческая деятельность требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач.

Одним из условий формирования творческого мышления учащихся является проблематизация — ориентация на постановку перед детьми проблемных ситуаций.

Цель проблемного обучения широкая: усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути процесса получения этих результатов; она включает еще и формирование познавательной самостоятельности ученика и развития его творческих способностей.

Особенность проблемных методов состоит в том, что методы основаны на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящих в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умений видеть за отдельными фактами явления, закон.

Проблемная ситуация может создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.

Проблемная ситуация специально создается учителем путем применения особых методических приемов:

-          учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;

-          сталкивает противоречия практической деятельности;

-          излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;

-          предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций;

-          побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

-          ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснования, конкретизацию, логику рассуждения;

-          определяет проблемные теоретические и практические задания;

-          ставит проблемные задачи (с недостаточными или избыточными исходными данными; с неопределенностью в постановке вопроса; с противоречивыми данными; с заведомо допущенными ошибками; с ограниченным временем решения; на преодоление психической инерции и другим).

Для реализации проблемной технологии необходим:

-          отбор самых актуальных, сущностных задач;

-          определение особенностей проблемного обучения в различных видах учебной работы;

-          построение оптимальной системы проблемного обучения, создание учебных и методических пособий и руководств;

-          личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать активную познавательную деятельность ребенка.

Исходя из задач школы, выделяют основные функции проблемного обучения. Их делят на общие и специальные.

Общие функции проблемного обучения:

-          усвоение учащимися системы знаний и способов умственной и практической деятельности;

-          развитие познавательной самостоятельности и творческих способностей учащихся;

-          формирование диалектико-материалистического мышления школьников как основы их мировоззрения.

Специальные функции:

-          воспитание навыков творческого усвоения знаний (применение логических приемов или отдельных способов творческой деятельности);

-          воспитание навыков творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умение решать учебные проблемы;

-          формирование и накопление опыта творческой деятельности.

Результативность сдачи ГИА и ЕГЭ во многом определяется тем, насколько эффектно организован процесс подготовки на всех ступенях обучения, со всеми категориями обучающихся.

Литература:

1.         Епишева О. Б. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода. М: Просвещение, 2003.

2.         Петерсон Л. Г., Кубышева М. А., Мазурина С. Е., Зайцева И. В. Что значит “уметь учиться”. М.: АПК и ППРО, УМЦ “Школа 2000…”, 2006.

3.         Кузнецов, А. А. Примерные программы основного общего образования. Математика / А. А. Кузнецов, М. В. Рыжаков, А. М. Кондаков. — М.: Просвещение, 2009. — 96 с

4.         Кузнецова Л. В., Суворова С. Б., Рослова Л. О. Экзамен для девятиклассников: содержание алгебраической подготовки // газета “Математика”, издательский дом “Первое сентября”, № 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 2010 год.

5.         Кузнецова Л. В., Суворова С. Б., Бунимович Е. А. Сборник заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 классе. М.: Просвещение, 2009.

6.         Лысенко Ф. Ф. Алгебра. 9 класс. Тематические тесты для подготовки к ГИА-2010. Учебно-методическое пособие. Ростов н/Д: Легион — М., 2009.

7.         Хуторской А. В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? М.: Владопресс, 2005.

8.         http://ege2012.mioo.ru — сайт Московского института открытого образования “Статград”.

9.         http://fipi.ru Кодификаторы элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников IX классов общеобразовательных учреждений к государственной итоговой аттестации в 2012 году (в новой форме) по математике.

10.     http://fipi.ru Спецификация экзаменационной работы для проведения к государственной итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений в 2012 году (в новой форме) по математике (алгебре).

Основные термины: к государственной итоговой аттестации, воспитание навыков творческого, IX классов общеобразовательных, качества знаний, классов общеобразовательных учреждений, выпускников ix классов, проблемного обучения, мышления учащихся, творческого усвоения знаний, Проблемная ситуация, творческого применения знаний, показатель качества знаний, знаний и уровня образования, творческого мышления учащихся, деятельностного подхода, проблемных ситуаций, подготовки к государственной итоговой, наличный запас знаний, минимальное число задач, Методы творческого обучения

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle