Библиографическое описание:

Гринченко У. Е. Образовательная среда как фактор формирования социально-профессиональных компетенций воспитателя [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). — Уфа: Лето, 2014. — С. 198-200.

Формирование социально-профессиональной компетентности воспитателя предполагает создание условий для повышения его квалификации. В соответствии с «Концепцией модернизации российского образования» основными целями профессионального образования являются: подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Поэтому одним из важнейших направлений деятельности, нуждающихся в концентрации усилий, является работа с кадрами педагогической квалификации. На настоящем этапе возникла необходимость в качественно иной подготовке педагога, позволяющей сочетать фундаментальность профессиональных базовых знаний с инновационностью мышления и практико-ориентированным, исследовательским подходом к разрешению конкретных образовательных проблем [1, 507с.].

Исследования по данной тематике ведутся в различных направлениях: формирование компетентности будущего педагога (В. Н. Введенский), изучение содержания профессионально-педагогической деятельности преподавателя в нашей стране (Л. М. Абдулина, 1996; Э. Ш. Абдюшев, 2000) и за рубежом (Е. Д. Вознесенская, 1999; Б. Л. Вульфсон, 2000), оценка профессионально-педагогического мастерства преподавателя высшей квалификации (Н. А. Дудкина, 2001). Цели работ этих ученых в основном направлены на выяснение условий, факторов, критериев педагогического мастерства, разработку путей его совершенствования. Ведутся поиски новых форм и путей подготовки педагогических кадров.

Анализ работ по проблеме социально-профессиональной компетентности педагога позволяет выделить следующие подходы к определению понятия:

-        способность педагога превращать специальность, носителем которой он является, в средство формирования личности обучающегося с учетом ограничений и предписаний, накладываемых на учебно-воспитательный процесс требованиями педагогической нормы, в которой он осуществляется (Н. В. Кузьмина, 1999);

-        профессиональная компетентность педагога есть единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности (особый интерес для нашего исследования представляет обоснованное автором положение о том, что деятельностная модель педагога соотносится с профессиональной компетентностью как «сущее» и «должное») (Т. В. Добудько, 1998).

Таким образом, основными путями внедрения компетентностного подхода в подготовке и повышении квалификации специалистов являются:

-        общесоциальная и личностная значимость формируемых знаний, умений, навыков, качеств и способов продуктивной деятельности;

-        четкое определение целей профессионально-личностного совершенствования, выраженных в поведенческих и оценочных терминах;

-        выявление определенных компетенций, которые также являются целями развития личности;

-         формирование компетенций как совокупности смысловых ориентаций, базирующихся на постижении национальной и общечеловеческой культуры;

-        индивидуализация программы выбора стратегии для достижения цели;

-        интегративная характеристика проявлений личности, связанная с ее способностью совершенствовать имеющиеся знания, умения и способы деятельности по мере социализации и накопления опыта жизнедеятельности [2, 125 с.].

Реализация компетентностного подхода в системе повышения квалификации педагога позволяет под новым углом зрения рассматривать проблему качества подготовки специалистов. Базисным критерием оценки качества образования выступает социально-профессиональная компетентность как «интегральная характеристика специалиста, которая определяет его способность решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности с использованием знаний и жизненного опыта, ценностей и наклонностей». Способность в данном случае понимается не как предрасположенность, а как умение.

Однако современное развитие науки и общества, передовых технологий все чаще и чаще приводит к появлению многочисленных проблем, с которыми сталкивается профессиональное обучение. Эти проблемы, как правило, связаны с появлением многочисленных узкоспециализированных профессий, динамичным изменением рынка труда, а также с частым технологическим обновлением различных отраслей науки и производства, вызванным их ускоренным развитием. Решение указанных проблем приводит к необходимости значительных изменений в системе профессионального образования, суть которых должна состоять в увеличении степени гибкости и адаптируемости этой системы к меняющимся условиям и требованиям работодателей, в усилении ее эффективности [3, 49 с.].

Подобные изменения в настоящее время уже происходят. Об этом говорит расширение в системе профессионального образования структур дополнительного образования. Среди таких структур наиболее активно развиваются те, которые используют дистанционную форму обучения, а также структуры, непрерывно организующие образование, благодаря которым появляется возможность взаимодополнения различных образовательных уровней и обеспечения целенаправленной профессиональной подготовки. Помимо этого, многие высшие учебные заведения модернизируют образовательный процесс посредством разработки и активного внедрения инновационных форм работ, корректировки содержания учебных дисциплин в соответствии с требованиями образовательного стандарта и актуальными потребностями общества.

Оптимальная образовательная среда как компонент образовательного процесса является важным социально-психологическим условием приобретения личностью профессиональных знаний, умений, навыков и развития стремлений к самореализации, самосовершенствованию, к повышению уровня социально-профессиональных компетенций.

В настоящий момент существует значительное число подходов к определению понятия образовательной среды. С позиции В. А. Ясвина образовательная среда это система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. С позиции Ю. А. Кулюткина, С. М. Тарасова образовательная среда система ключевых факторов, определяющих образование и развитие человека: люди, общественно-политический строй страны, природная и социокультурная среда (включая культуру педагогической среды), средства массовой информации, случайные события [4, 78 с.].

Смысловой анализ вышеуказанных определений показывает, что образовательная среда представляет сложную многоуровневую систему, включающую такие подсистемы, как педагогическая, образовательная, воспитательная, культурная, социальная, инновационная и. т.д. Образовательную среду можно рассматривать как явление, возникающее в результате освоения субъектом части образовательного пространства, имеющее субъект-предметную содержательно-процессуальную природу. Данная трактовка расширяет понятие «образовательная среда», подчёркивая её особые свойства, и, главное, фиксирует субъектную позицию каждого студента, являющуюся основным условием работы образовательной среды.

Основной целью образовательной среды образовательной организации является обеспечение условий (организационных, психологических и педагогических) для приобретения обучающимися социально-профессиональных компетенций. Назовем наиболее значимые социально-профессиональные компетенции, которые должны быть приобретены обучающимся в течение образовательного цикла, а именно:

− гибко адаптироваться в меняющихся жизненных условиях, самостоятельно приобретая необходимые профессиональные знания и эффективно применяя их на практике;

-       критически мыслить, искать способы оптимального преодоления трудностей;

-       креативно мыслить и генерировать инновационные идеи;

-       эффективно работать с информацией;

-       обладать коммуникативной компетентностью;

-       работать на саморазвитие.

Решая задачу оптимизации профессиональной образовательной среды, прежде всего следует обратить внимание на необходимость изучения взаимосвязи структуры образовательной среды и структуры профессиональной деятельности. Такая взаимосвязь, безусловно, существует, исходя из того, что система психических операций, которая лежит в основе любой деятельности, в начале своего развития, как правило, проходит «внешнюю» стадию активного взаимодействия со средой (по Л. С. Выготскому). При этом с каждой профессиональной деятельностью можно сопоставить структуру образовательной среды, в которой эта деятельность может оптимально развиваться. По отношению к формирующейся деятельности соответствующая образовательная среда будет порождающей [5, 89 с.].

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом можно выделить две группы дидактических условий проектирования содержания образовательной среды современного вуза. К первой группе условий, которая детерминирует характеристики содержания образования, относятся опора на субъективный опыт обучающихся, использование практико-ориентированных и проблемных ситуаций в педагогическом процессе. Вторая группа условий связана с процессуальной характеристикой образования. Кроме того, к ним относятся преобладание самостоятельной деятельности обучающихся; использование индивидуальной, групповой и коллективной познавательной деятельности; возможность создания собственного индивидуального образовательного маршрута для каждого из студентов, а главное, в результате обучения выход на целенаправленное развитие некого продукта познавательной, социальной, психологической рефлексии учащихся.

Таким образом, современное профессиональное образование в последние годы претерпевает существенные перемены: наряду с содержательными изменениями происходят и качественные, связанные с процессом актуализации ресурса самообразовательной деятельности студента; эта деятельность должна стать одной из функций оптимально организованной образовательной среды.

Литература:

1.      Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст]: собр. соч. в 6 т. Т. 2 / Л. С. Выготский. — М.: Педагогика, 1982. — 502 с.

2.      Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А. Н. Леонтьев. — M., 1977. — 125 с.

3.      Миняева, Н. М. Самообразование студента в вузе в свете ключевых идей гуманитарных наук [Текст] / Н. М. Миняева // Высшее образование сегодня. — 2010. — № 7. — С. 49–54.

4.      Петухова, А. В. Инженерно-графическая подготовка студентов в профессионально-ориентированной образовательной среде технического вуза [Текст]: учебное пособие для преподавателей и слушателей ФПК / А. В. Петухова. — Новосибирск: СГУПС, 2006. — 78 с.

5.      Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация [Текст] / Пер. с англ. М., 2002. — 89 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle