Библиографическое описание:

Ткачев В. А., Ковалёв А. В. Влияние медиаобразовательной среды на качество военно-специальной подготовки иностранных военнослужащих в вузах МО РФ [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). — Уфа: Лето, 2014. — С. 195-197.

Рассмотрены вопросы влияния медиаобразовательной среды на качество военно-специальной подготовки иностранных военнослужащих в инженерных вузах МО РФ и пути формирования личностно ориентированной образовательной среды военного вуза.

Ключевые слова: иностранный военнослужащий, военно-специальная подготовка, образовательный процесс, медиаобразовательная среда.

Многолетний опыт профессиональной подготовки иностранных военнослужащих показал, что этот процесс имеет свои особенности, и требует от преподавателя учитывать специфику, присущую обучению иностранцев в современных Российских военных вузах, что влечет необходимость глубоких научно-педагогических изысканий.

С помощью продуктов мультимедиа, возможно как самостоятельное изучения материала, так и сочетание его с живым общением аудитории и преподавателя. В ходе таких занятий преподаватель получает возможность довести до иностранных обучаемых устойчивый образ сложных для восприятия объектов, достигая большей эффективности. Наличие реального видео и звукового сопровождения, делает изучение наиболее сложных вопросов более увлекательным и повышает качество усвоения информации обучаемыми.

Принято считать, что под медиаресурсами следует понимать учебные ресурсы, насыщенные мультимедийной информацией. Однако такое толкование не охватывает весь спектр доступных сегодня образовательных ресурсов. Мультимедиа — набор аппаратных и программных компонентов, которые значительно изменяют и расширяют возможности компьютера.

Основная идея мультимедиа — использование различных способов подачи информации для упрощения взаимодействия человека и компьютера. Современная концепция мультимедиа подразумевает включение в программное обеспечение высококачественной графики и анимации, видео и звукового сопровождения текстов. Это позволяет сделать программный продукт информационно насыщенным и в то же время удобным для восприятия. Именно поэтому технология мультимедиа широко применяется в сфере создания обучающих и познавательных программ. Кроме того, существующие технологии позволяют активно применять в процессе обучения функции контроля результатов освоения, диагностики ошибок, а также самоконтроля.

Обучающие мультимедийные программы способствуют укрупненному структурированию содержательной компоненты учебного материала, самостоятельному выбору и прохождению слушателями программы обучения.

Проведенный анализ убедительно свидетельствует, что обеспечение мультимедийного сопровождения всех видов учебных занятий может стать еще одним эффективным путем формирования личностно ориентированной образовательной среды военного вуза, которая при этом становится медиаобразовательной средой.

Медиаобразовательной средой (МОС) Гура В. В. [1] называет культурно-образовательную среду, в которой главным носителем информации для индивида являются электронные образовательные ресурсы (ЭОР), различной модальности (текст, изображение, звук, видео) и медиа, доступные пользователю в данной среде.

Исследование показало, что ученые различают спроектированную медиаобразовательную среду и «естественную» медиасреду.

«Естественная» медиасреда является информационным аспектом современной культурной среды (представленной электронной масс медиа, периодической печатью, компьютерными информационными сетями и т. п.), созданной предшествующими поколениями людей и развиваемая нашими современниками. Общение с «естественной» медиа средой носит стихийный, неуправляемый характер и является одним из важнейших современных факторов социализации и информационного ориентирования индивидов [2].

Педагогически спроектированная МОС военного вуза является современной педагогической системой, имеющей своей целью организацию условий для целенаправленного взаимодействия иностранных обучаемых с электронными информационно-образовательными ресурсами и медиа в интересах их личностно-культурного развития вхождения в профессию.

Главной особенностью, отличающей компьютер от обычных ТСО, является возможность организации диалога человека с компьютером посредством интерактивных программ. При наличии телекоммуникационного канала компьютер может выступать посредником между преподавателем и иностранным обучаемым, а так же брать на себя часть образовательного процесса. Для этого компьютер обладает возможностями хранения и оперативной обработки информации, представленной в мультимедиа виде. К этому следует добавить возможность доступа к удаленным базам данных (электронным библиотекам) и др.

Обучение с применением компьютерных средств относится к классу интенсивных методов, однако использование гипертекстовых структур учебного материала позволяет создать в военном вузе открытую систему интенсивного обучения, когда иностранному военнослужащему предоставляется возможность выбора подходящей ему программы и технологии обучения, т. е. система адаптируется под индивидуальные возможности обучаемого. Обучение становится более гибким.

Роль преподавателя по мере совершенствования мультимедиа технологий все более и более сводится к управлению образовательным процессом, однако это не принижает его влияния на познавательную деятельность обучаемых и не вытесняет его из этого процесса.

Таким образом, установлено, что с появлением компьютеров, применение мультимедийного сопровождения занятий разных видов стало более эффективным благодаря универсальной кодировке в среде ЭВМ информации из источников разных типов. Это снимает проблемы, присущие традиционным техническим средствам обучения, когда использование разных информационных носителей приводит к необходимости эксплуатировать на занятиях разнообразную воспроизводящую аппаратуру и привлекать для ее обслуживания разных специалистов. Применение мультимедийного сопровождения всех видов учебных занятий на базе ПК, облегчает процесс донесения необходимых сведений до каждого иностранного обучаемого и повышает эффективность усвоения им материала, а значит — служит целям повышения эффективности и качества образовательного процесса, как центрального элемента личностно ориентированной образовательной среды военного вуза и военно-специальной подготовки в системе материально-технической подготовки.

Подводя итог, отметим, что медиа сопровождение образовательного процесса можно считать неотъемлемой частью личностно ориентированной образовательной среды военного вуза и называться медиа образовательной средой, которая является элементом педагогической системы, имеющей своей целью организацию условий для целенаправленного взаимодействия иностранных обучаемых с электронными и медиа информационно-образовательными ресурсами в интересах их личностно- культурного развития и вхождения в военную профессию.

Литература:

1.      Гура В. В. Теоретические основы педагогического проектирования личностно-ориентированных электронных образовательных ресурсов и сред: Дис. … докт. пед. наук. Ростов-н/Д, 2007.- 402 с.

2.      Тетерина Т. Е. Формирование личностно ориентированной образовательной среды военного вуза: Дис.... канд. пед. наук. — М., 2011. — 229 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle