Библиографическое описание:

Завьялова Я. Е., Митькина Е. В., Козырева О. А. Специфика и продуктивность моделирования портфолио обучающегося среднего звена [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). — Уфа: Лето, 2014. — С. 145-147.

Портфолио как объект изучения педагогической и социально-педагогической практики в системе среднего образования вызывает немалый интерес, определяющийся через так называемую «технологию портфолио», педагогические условия включения портфолио обучающегося в структуру продуктивного обучения, метод проектов «портфолио обучающегося» и пр.

Под портфолио обучающегося среднего звена будем понимать презентацию или любой другой электронный ресурс (вплоть до классического сканированного портфолио), в которой обучающейся в выделенном направлении или самостоятельно обозначенных видах и формах творчества, науки, спорта, культуры и искусства определил и пояснил достигнутые им вершины согласно различным представлениям о способах и формах самовыражения и самореализации, опосредованных общественным мнением (социальными приоритетами) и личностным, уникальным пониманием необходимости достижения вершин в тех или иных видах деятельности и общения.

Аксиолого-акмеологические особенности моделирования портфолио обучающегося среднего звена (система принципов детерминации и верификации основ построения портфолио обучающегося) могут быть сведены к следующим положениям:

1.         Свобода и ответственность за определяемые и иллюстрируемые ресурсы самоидентификации, самоопределения, самореализации и самосовершенствования личности в структуре ведущей деятельности и общения, досуга и отдыха.

2.         Научность, наглядность, доступность, объективность, последовательность, системность в представлении данных о результатах деятельности и себе самом.

3.         Культуросообразность и природосообразность высказываний и терминологического аппарата, определяющего особенности презентации (портфолио).

4.         Учет индивидуальных особенностей личности и социокультурных или социально-образовательных норм, определяющих приоритеты и возможности той или иной деятельности.

5.         Акмепроектирование и акмепрограммирование личности в структуре анализа достижений в контексте формирования адекватной, позитивной самооценки, необходимого уровня притязаний и внутренней мотивации деятельности.

6.         Продуцирование и верификация основ ведущей деятельности как механизма саморазвития и самореализации, самосовершенствования и социализации личности в микро-, мезо-, макро- и мегасредовых отношениях.

7.         Своевременная профориентация и профессиональное самоопределение личности структуре обучения в СОШ и ДЮСШ, клубов, секций, студий и пр.

8.         Преемственность и востребованность результатов современного обучения и образования в условиях непрерывного профессионального образования.

Совокупность основных положений, определяющих возможности детерминации и верификации основ построения портфолио обучающегося в структуре системы принципов социально-педагогического взаимодействия, верифицируются и модифицируются в структуре полисубъектных и межгрупповых отношений. Качество детерминации и возможности моделирования ситуативно иллюстрируют и возможности личности обучающегося, и специфику социума, создающего и реализующего условия для социализации, самореализации и самосовершенствования личности в структуре ведущей деятельности и общения [1–7].

Выделим компоненты сформированности продуктивной составляющей в структуре становления личности обучающегося и ресурсах формирования культуры самостоятельной работы обучающегося, фасилитирующей самостоятельное получение определенного результата в деятельностно-практической сфере. В структуре нашей работы это может быть социальный компонент, личностный компонент и профессиональный компонент.

Социальный компонент определяется возможностями включения личности обучающегося в социальные отношения. Личностный компонент определяется возможностями самостоятельного личностного развития и формирования в структуре детерминируемых направлений и качеств.

Профессиональный компонент определяется возможностями профессионального самоопределения, профессионального обучения, профессионального становления, профессиональной самореализацией и профессиональным самосовершенствованием (для обучающегося среднего звена — это может быть заменено успехами в учебе и различных направлениях внешкольного воспитания — дополнительного образования детей и юношества).

Критерии и показатели в структуре определения специфики и продуктивности моделирования портфолио обучающегося среднего звена могут быть сведены к следующим показателям — востребованность (внешнему) и удовлетворенность деятельностью (внутреннему); критериям — продуктивность и гуманизм. Продуктивность рассматривается как завершенность, самостоятельность продукта ведущей деятельности и общения обучающегося, его уникальность и универсальность использования в практике детерминации или применения в различных направлениях социокультурных отношений, предопределяющих и востребованность, и удовлетворенность в структуре сформированности данного показателя. Гуманизм рассматривается как высшая ценность культурно-исторического пространства, верифицирующая нормы общественной морали и эталоны этики, права, общения, способы и формы преобразования объективного в интересах человека и государства.

Приведем модель оценки портфолио обучающегося среднего звена в контексте выделенных компонентов, критериев и показателей (модель 1, 2).

Модель 1. Модель определения возможностей портфолио обучающегося в изучении сформированности структур личности обучающегося среднего звена (технологический ресурс)

Продуктивность

Гуманизм

Социальный

Востребованность

Востребованность

Удовлетворенность

Удовлетворенность

Личностный

Востребованность

Востребованность

Удовлетворенность

Удовлетворенность

Профессиональный

Востребованность

Востребованность

Удовлетворенность

Удовлетворенность

Самый примитивный способ оценки — это выделение трех групп — трех уровней — низкий уровень — «3», средний уровень — «4» и высокий уровень — «5». Другой способ — выделение пять уровней — низкий, допустимый, средний, высокий и профессиональный. Их оценка может быть определена через модель-формулу, из которой вычисляются относительные значения для каждого уровня.

Третий способ — за каждый продукт в ресурсах моделирования портфолио обучающегося в различных номинациях оценки ставится 1 балл, затем баллы суммируются и по итогам определяется тот или иной уровень в соответствии с заявленными способами и формами оценки сформированности того или иного педагогически обусловленного процесса, свойства, явления или качества.

Возможна система определения шкалы, например, — 10 или 100 балльной, по которой оценивается общее и частное процессуальное образование в структуре сформированности личности обучающегося.

Модель 2. Модель определения возможностей портфолио обучающегося в изучении сформированности структур личности обучающегося среднего звена (профессионально-педагогический ресурс)

Продуктивность

Гуманизм

Социальный

Продуктивная социализация (социальное признание, одобрение, поощрение и пр.)

Общая культура

Продуктивная адаптация (комфортность в микро-, мезо-, макрогрупповых отношениях)

Коммуникативная культура

Личностный

Самопрезентабельность (способность отразить последовательно, логично, объективно достижения и определяемые идеи)

Культура межличностных отношений

Состоятельность в выбранном направлении личностного роста (наличие грамот, благодарственных писем, кубков, медалей и пр.)

Культура самостоятельной работы или внутриличностного становления

Профессиональный

Профессионализм (у нас качественное обучение, т. е. на «4» и «5»)

Профессиональная культура

Профессиональная продуктивность (наличие целостных личностно значимых продуктов ведущей деятельности в спектре реализуемых компетенций и норм отношений)

Акмекультура

После определения качества и способов оценки моделирования портфолио и определения возможностей портфолио обучающегося в изучении сформированности структур личности обучающегося среднего звена можно выделить совокупность направлений и номинаций в структуре поощрения обучающихся в ресурсах проводимой работы, например, — в заочной научно-практической конференции обучающихся средних общеобразовательных школ, лицеев, гимназий «Портфолио как итог формирования культуры самостоятельной работы обучающегося».

Качество моделируемых и презентуемых портфолио зависит от личностного и мультисредового становления, где семья и воспитательно-образовательная среда средних общеобразовательных школ, лицеев, гимназий определяет возможности и практику самовыражения личности, отражаемую и характеризуемую через специфику сформированности культуры самостоятельной работы обучающегося, являющейся причиной и следствием всех преобразований внутриличностного становления обучающегося и объективного преобразования социума как среды, создающей и реализующей оптимальные условия для полноценного становления гражданина, труженика, семьянина.

Портфолио обучающегося среднего звена содержит ресурс, в структуре которого необходимо вовремя создать предпосылки для нивелирования несформированных или деформированных качеств личности, ценностей и ценностных ориентаций, способов и форм принятия норм культуры, форм, способов и возможностей самоутверждения, самореализации и самосовершенствования личности в структуре ведущей деятельности и общения, хобби и отдыха, обеспечив тем самым повышение качества всех личностно и социально значимых педагогически детерминируемых процессов в старшем звене и самостоятельной жизни, опосредованной возможностями качественного включения личности в условия непрерывного профессионального образования.

Литература:

1.         Лапыгина Е. В. Ресурсы, формы и методы формирования культуры самостоятельной работы обучающихся в структуре моделирования портфолио / Е. В. Лапыгина, О. А. Козырева // Образовательная среда сегодня: стратегии развития: сб. стат. Междун. науч.-практ. конф. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2013. — С. 263–265.

2.         Логачева, Н. В. Подготовка будущих педагогов по ФК к работе с портфолио обучающегося / Н. В. Логачева, И. А. Горбунова, О. А. Козырева // Инновационные подходы к подготовке специалиста в условиях глобализации образовательных процессов: матер. IIIМеждун. науч. конф. — Владимир: изд-во ВлГУ, 2013. — С. 303–306.

3.         Ступин, В. С. Особенности моделирования портфолио в контексте идей гуманизма и продуктивности /В. С. Ступин, В. П. Зубанов, О. А. Козырева // Development of the creative potential of a person and society: mat. of the II intern. sc.conf. on January 17–18, 2014.- Prague: Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ». — С. 197–198.

4.         Устинова, Л. А. Качество и специфика моделирования портфолио обучающегося в среднем звене /Л. А. Устинова, О. А. Козырева //Воспитание и обучение: теория, методика и практика: сб. стат. Всеросс. науч.-практ. конфер. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2014. — С. 28–30.

5.         Козырева, О. А. Культура самостоятельной работы: учеб.-метод. пособ. к компьютеризированному учебнику / О. А. Козырева. — Новокузнецк, 1997. — 102 с.

6.         Кошелев, А. А. Портфолио школьника: учеб. пособ. /А. А. Кошелев, О. А. Козырева.- Новокузнецк: КузГПА, 2011.- 38 с. [+прил. на DVD].- ISBN 978–5-85117–615–9.

7.         Кошелев, А. А. Культура самостоятельной работы обучающегося: монография /А. А. Кошелев, О. А. Козырева.- Новокузнецк: КузГПА, 2012.- 113 с.- ISBN 978–5-85117–675–3.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle