Некоторые причины социального сиротства и возможные пути их устранения | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Величко, Е. В. Некоторые причины социального сиротства и возможные пути их устранения / Е. В. Величко, А. Е. Вайнер, В. В. Постнова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2014. — С. 209-211. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/103/5441/ (дата обращения: 25.04.2024).

На протяжении почти всего прошлого столетия политика нашего государства состояла в том, чтобы определять детей-сирот в специально организованные для них учреждения, что может рассматриваться как своеобразная резервация детей. Поэтому общество уделяло недостаточно внимания интересам самого ребёнка, фактически оно не решало его проблемы, а скорее их «консервировало». [4]

Сиротство — одна из тех проблем и сегодня, которые крайне остро стоят перед нашим обществом и в ближайшем будущем она должна быть решена.

В свете сегодняшнего дня статистика количества детей, оставшихся без попечения родителей, падает с каждым годом, хотя в нашей стране по-прежнему ежегодно более полумиллиона детей разного возраста остаются без попечения родителей [7. с.57].

В 2012 году в России были выявлены 74724 ребёнка, оставшихся без попечения родителей. На семейные формы устройства в 2012 году были переданы 61,4 тыс. детей, из них 6,5 тыс. — на российское усыновление, 2,6 тыс. на иностранное усыновление, 37,3 тыс. — на безвозмездную форму опеки (попечительства), 15 тыс. — на возмездную форму опеки (попечительства), 0,2 тыс. — на патронатное воспитание. Из выявленных за 2012-й год детей 7 380 вернулись к своим родителям [8].

Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов заявил, что в ближайшие 5–8 лет в России будут закрыты большинство детских домов и интернатов. По его словам, воспитанников данных социальных учреждений заберут приемные родители. Для того чтобы этот процесс проходил активнее, Астахов предложил высвобождаемые от содержания детдомов и интернатов деньги направлять в приемные семьи». Это, с одной стороны, послужит дополнительным стимулом для приемных родителей взять к себе на воспитание ребенка, с другой — позволит направить дополнительные средства на содержание и обучение приемных детей», — считает П. Астахов. [2].

Педагоги и психологи, занимающиеся исследованием проблем ребенка в учреждениях интернатного типа, установили, что разлука с близкими в ранний период жизни фатальным образом предопределяет дальнейшую судьбу ребёнка. Разлука с матерью или вообще отсутствие близких (депривация) отрицательно сказывается на развитии детей.

Е. А. Стребелевой отмечено, что у ребёнка с депривацией родительского внимания, помещённого в условия стационарного учреждения, снижается общий психический тонус, нарушаются процессы саморегуляции, доминирует подавленное состояние.[1]

Современные исследования подтверждают, что у него появляется чувство тревоги и неуверенности в себе, исчезает заинтересованное отношение к миру, ухудшается эмоциональная регуляция, эмоционально-познавательные взаимодействия и впоследствии тормозится интеллектуальное развитие [6. с.8.]. Дети, чьи родители лишены родительских прав, переживают двойную жизненную травму: с одной стороны, это плохое обращение в родной семье и негативный жизненный опыт, с другой — сам факт разрыва с семьей.

Такую вынужденную разлуку ребенок воспринимает почти как смерть своих родителей. Представления большинства из нас о том, что дети «маленькие, ничего не понимают», что «им все равно» являются ошибочными. Дети точно довольно остро чувствуют боль утраты близких отношений, но у них отсутствует возможность оградить себя от этого.

Ни в коем случае нельзя считать, что ребенок не может любить родителей, которые так плохо с ним обращаются и если такая любовь имеет место, то у ребёнка, наверняка психические отклонения. Однако сохранение привязанности к родителям является признаком нормально психологического развития ребёнка. Потребность любить и быть любимым естественна для любого психически здорового человека. Необходимо помнить, что эти дети любят своих родителей не такими, какие они есть, а такими, какими они должны были бы быть: додумывая хорошее и не замечая плохое.

Детям трудно понять причины изъятия их из семьи, и они могут воспринимать это как насилие, а представителей органов опеки — как агрессоров. Зачастую воспитанники интернаторных учреждений испытывают страх и неуверенность, чувствуют себя зависимыми от внешних обстоятельств и незнакомых им людей.. Но каковы бы ни были реакции ребёнка, взрослым нужно помнить: уход из семьи — самое значительное событие из всех, что происходили до сих пор в его жизни.

Все дети из неблагополучных семей хотят, чтобы их родные родители были нормальными, заботливыми и любящими.

Разлука с семьей по сути является признанием того, что для данного ребенка быть любимым своими родителями — невозможно, и утрата семьи, даже если она была неблагополучной, — серьезная травма, приносящая ребенку боль, обиду на родителей и на «жизнь вообще», чувство отверженности и гнев.

Глубокие эмоциональные связи со значимыми людьми служат основой и источником жизненных сил для каждого из нас. Для детей же это –жизненная необходимость

Вся внутренняя энергия уходит на борьбу с тревогой и приспособление к поискам эмоционального тепла в условиях его жесткого дефицита.

Потребность в привязанности — врожденная для каждого из нас, однако способность ее устанавливать и поддерживать может нарушиться из-за враждебности или холодности взрослых.

Именно родительская депривация и последствия жестокого обращения являются основной причиной диспропорционального развития детей-сирот, а не «наследственность» и органические нарушения.

Если взрослый с теплотой относится к ребенку, привязанность будет крепнуть, ребенок будет учиться у взрослого положительному взаимодействию с другими, т. е. тому, как общаться и получать удовольствие от общения. Если взрослый безразличен, или испытывает к ребенку раздражение и неприязнь, то привязанность формируется в искаженном виде. [2. c.5–6]

Существует множество причин по которым дети переживают разрыв с семьёй и назвать их все довольно трудно, поскольку это многоаспектная проблема, которой занимаются ученые разных областей наук (медики, психологи, социологи, педагоги и многие другие). Однако по крайней мере некоторые причины такого явления можно назвать. [1. с.61].

К категории детей, оставшихся без попечения родителей, относятся дети, у которых родители:

-        умерли;

-        лишены родительских прав;

-        ограничены в родительских правах;

-        признаны безвестно отсутствующими;

-        недееспособны (ограничено дееспособны);

-        отбывают наказание в местах лишения свободы;

-        обвиняются в совершении преступлений и находятся под стражей;

-        уклоняются от воспитания детей;

-        отказываются забрать детей из лечебных, социальных учреждений, куда ребенок помещен временно.

Однако государство прилагает все усилия к тому, чтобы сохранить ребенка в семье и предотвратить его передачу на воспитание в государственное учреждение. Если сохранение ребенка в семье оказывается невозможным, предпочтение отдается поискам для него новой семьи. [5. с.43–52].

Таким образом, в нашей стране создается, развивается и укрепляется система социальных альтернативных решений, касающихся воспитания и развития ребенка. К ним можно отнести следующие возможные варианты:

-        сохранение ребенка в родной семье;

-        возвращение в семью,

В наше время приходится говорить об отсутствии системной работы с пациентками наркологических клиник и родителях, находящихся в местах лишения свободы, которые в свою очередь являются потенциальными отказниками. В настоящее время в домах ребёнка и детских домах нет специалистов по социальной работе, которые могли бы сопровождать мать или отца в тюрьмах и наркологических лечебницах. Специально такой работой не занимается никто. Поэтому в ГКУЗ АО «Специализированный дом ребёнка «Звездочка» на добровольных основах ведётся своеобразная работа в данном направлении.

В 2010 году, в рамках социального сотрудничества были решены многие вопросы реабилитации детей, оставшихся без попечения родителей. Для этого стартовал совместный проект между Специализированным дом ребёнка «Звездочка», и исправительно-трудовой колонией № 8 и ГБУЗ АО «Областной наркологический диспансер».

В рамках проекта проходили выставки детского творчества на территории ИТК и женского отделения Областной наркологического диспансера, цель которого –избежание рецидива преступлений среди заключённых в колонии и наиболее успешное лечение алкоголизма и наркомании среди женщин, страдающих вышеназванными заболеваниями.

В ходе данной работы были проведены беседы с родителями, желающими вернуться к детям, которые на данный момент находились в государственных учреждениях. Каждый из них искренне сознавал свои ошибки и был абсолютно готов к их исправлению. Еженедельно, после старта проекта, в учреждения, где находятся их дети стали приходить письма, в которых родители интересуются своими детьми и выражают свою искреннее раскаяние. В каждом из таких писем они описывают свои планы на будущее, которое уже не воспринимают отдельно от своих детей.

Такое сотрудничество, несомненно, поможет выявить проблемы в семьях, скоординировать работу педагогов, юристов, медицинских работников, психологов, а также ускорит процесс социализации бывших заключённых, наркоманов и алкоголиков.

Таким образом, можно говорить об инновационной модели профилактики рецедива алкоголизма, наркомании и преступлений со стороны органов Внутренних дел и профилактики отказов от детей, разрабатываемой в рамках деятельности инициативных команд педагогов.

Описанная выше модель работы с родителями группы риска представляет собой эффективную систему сопровождения женщин и мужчин, попавших в трудную жизненную ситуацию, с целью предотвращения отказа от ребёнка и создания условий для его развития в семье. Необходимо учесть, что подобный опыт приобретался без какого-либо финансирования. Такая профилактика является всего лишь пилотным проектом инициативной команды специалистов. Система профилактики социального сиротства по настоящему заработает в тех случаях, когда очаги инновационного опыта станут распространяться на всю государственную систему защиты детства; когда услуги предоставляемые сейчас, в рамках локальных (и по сути временных) проектов, перейдут в повсеместную и постоянную практику; наконец, когда наиболее эффективные и отработанные технологии найдут своё законодательное закрепление.

Литература:

1.                  Арефьев А. Л. Беспризорные дети России //Социологические исследования. 2003, № 9. С. 61

2.                  Большинство российских детдомов в ближайшие годы закроются. ИТАР-ТАСС, Информационно-телеграфное агенство 28 февраля 2012, [Электронный ресурс]. URL:http://itar-tass.com/obschestvo/571814. (Дата обращения: 28.02.2014).

3.                  Дети-сироты: консультирование и диагностика развития/ Под ред. Е. А. Стребелевой. — М.: Полиграфсервис, 1998. — 336 с.

4.                  Попечение сирот в современных условиях [Электронный ресурс]. URL: http://www.psylist.net/pedagogika/00211.htm (Дата обращения: 19.03.2014).

5.                  Пучкина Ю. А. Профилактика Ранних отказов от детей в контексте проблем социального сиротства // Вестн. Том. ГОС. УН-ТА. Философия. Социология. Политология. 2009. № 1. С.43–52.

6.                  Сатышева С. Н. Психологические особенности общения воспитанников детских домов и многодетных семей: автореф. дис.... канд. психолог. наук: 19.00.01 / Сатышева Светлана Николаевна; Новосиб. гос. пед. ун-т Новосибирск, 2003 -20 c.

7.                  Трушкина С. Проблема отказа от новорожденных детей // Социальная работа. 2006, № 3. С. 57.

8.                  Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в 2012 году. Усыновление в России. Интернет-проект министерства образования и науки РФ [Электронный ресурс]. URL: http://www.usynovite.ru/statistics/2012/2/ (Дата обращения: 27.03.2014).



[1] Дети-сироты: консультирование и диагностика развития/ Под ред. Е.А. Стребелевой. - М.: Полиграфсервис, 1998. – 336 с.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, попечение родителей, родитель, семья, место лишения свободы, родная семья, сохранение ребенка, учреждение.

Похожие статьи

ребенок, попечение родителей, родитель, семья, родная...

Некоторые причины социального сиротства и возможные пути их... ребенок, попечение родителей, родитель, семья, родная семья, место лишения свободы, сохранение ребенка, учреждение.

Возврат детей из приемных семей. Анализ ситуации

ребенок, родитель, приемная семья, семья, приемный ребенок, попечение родителей, воспитание ребенка, приемная, потребность, чувство привязанности. Анализ опыта использования технологий социальной работы...

Усыновление — приоритетная форма устройства детей...

попечение родителей, ребенок, семья, усыновление, усыновление ребенка, РФ, Российская Федерация, Семейный кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс, государственная политика.

ребенок, попечение родителей, приемная семья, СК РФ, Семья...

семья, попечение родителей, ребенок, родитель, возвращение ребенка, кровная семья, интернатное учреждение, детское

орган опеки, СК РФ, попечительство, ребенок, родитель, воспитание детей, место жительства, категория дел, воспитание ребенка, спор.

попечение родителей, ребенок, приемная семья...

семья, попечение родителей, ребенок, родитель, возвращение ребенка, кровная семья, интернатное учреждение, детское учреждение, возвращение детей, орган опеки.

попечение родителей, ребенок, приемная семья...

При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органами опеки и попечительства в порядке, установленном главой 18 СК РФ (п. 2 ст. 54).

Замещающая семья как способ решения проблемы сиротства...

замещающая семья, семья, попечение родителей, профессиональное сопровождение, приемная семья, приемный ребенок, ребенок, созданная замещающая семья, воспитание ребенка, успешная адаптация.

Усыновление (удочерение) как приоритетная форма устройства...

попечение родителей, ребенок, семья, усыновление, усыновление ребенка, РФ... Проблемы правового регулирования усыновления.

Особенности подбора приемной семьи для ребенка

ребенок, родитель, приемная семья, семья, приемный ребенок, попечение родителей, воспитание ребенка, приемная, потребность, чувство привязанности.

Похожие статьи

ребенок, попечение родителей, родитель, семья, родная...

Некоторые причины социального сиротства и возможные пути их... ребенок, попечение родителей, родитель, семья, родная семья, место лишения свободы, сохранение ребенка, учреждение.

Возврат детей из приемных семей. Анализ ситуации

ребенок, родитель, приемная семья, семья, приемный ребенок, попечение родителей, воспитание ребенка, приемная, потребность, чувство привязанности. Анализ опыта использования технологий социальной работы...

Усыновление — приоритетная форма устройства детей...

попечение родителей, ребенок, семья, усыновление, усыновление ребенка, РФ, Российская Федерация, Семейный кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс, государственная политика.

ребенок, попечение родителей, приемная семья, СК РФ, Семья...

семья, попечение родителей, ребенок, родитель, возвращение ребенка, кровная семья, интернатное учреждение, детское

орган опеки, СК РФ, попечительство, ребенок, родитель, воспитание детей, место жительства, категория дел, воспитание ребенка, спор.

попечение родителей, ребенок, приемная семья...

семья, попечение родителей, ребенок, родитель, возвращение ребенка, кровная семья, интернатное учреждение, детское учреждение, возвращение детей, орган опеки.

попечение родителей, ребенок, приемная семья...

При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органами опеки и попечительства в порядке, установленном главой 18 СК РФ (п. 2 ст. 54).

Замещающая семья как способ решения проблемы сиротства...

замещающая семья, семья, попечение родителей, профессиональное сопровождение, приемная семья, приемный ребенок, ребенок, созданная замещающая семья, воспитание ребенка, успешная адаптация.

Усыновление (удочерение) как приоритетная форма устройства...

попечение родителей, ребенок, семья, усыновление, усыновление ребенка, РФ... Проблемы правового регулирования усыновления.

Особенности подбора приемной семьи для ребенка

ребенок, родитель, приемная семья, семья, приемный ребенок, попечение родителей, воспитание ребенка, приемная, потребность, чувство привязанности.