Библиографическое описание:

Пухова Л. Р. Формирование этнокультурной компетентности будущих педагогов [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). — Уфа: Лето, 2014. — С. 6-7.

Переход на культурологическую парадигму образования, введение национально-региональных аспектов в его структуру, учет специфики и возможностей конкретного вуза и т. д. влечет за собой изменения всей системы подготовки будущих педагогов. В любой специальности, а тем более в педагогической, на первое место выходит такой критерий профессиональной подготовки специалиста, как компетентность, которая определяет объективную готовность к полноценной реализации педагогом своих функций, субъективную готовность к непрерывному самообразованию в условиях быстро изменяющейся педагогической реальности [1, с. 6].

Особенностью России является то, что она исторически сложилась и продолжает существовать как многонациональное государство. И это всегда накладывало свой отпечаток на социально-экономическую, политическую и, безусловно, культурную жизнь общества.

Значительная часть регионов России объединяет представителей разных национальностей, где наряду с русскими проживают осетины, кабардинцы, башкиры, чуваши, азербайджанцы и другие народы.

Такое переплетение народов ставит перед современным вузом сложные задачи развития дружественных, гуманистических, межнациональных отношений среди студентов [4, с. 36]. Будущий педагог должен быть готов воспринять идею многокультурности и уважительного отношения ко всем малым этническим единицам и их культурам. Вследствие чего, особенностями профессиональной подготовки являются ориентация на культуру народа, язык которого является основным в данном регионе, а также изучение культуры русского народа в сравнительном контексте с культурами других народов с целью выявления характерных отличий.

Процесс формирования этнокультурной компетентности будущих педагогов выступает как один из важных компонентов профессиональной компетентности.

Важной чертой этнокультурного направления является рассмотрение конкретного предмета отечественной культуры с выявлением общих закономерностей и специфических форм в других этнорегиональных вариантах культуры (3, 13). Это отражает философский аспект содержания этнокультуры, на что обращали внимание многие выдающиеся отечественные мыслители.

Еще в начале XX века в статье «О воспитании», написанной в 1909 году, Л. Н. Толстой среди приоритетов в образовании назвал этнографию своего и других народов наряду с религией и нравственностью (2, 10). В современный век всеобщей компьютеризации это более, чем удивительно, что следом за этнографией великий мыслитель поставил в ряд историю, математику, физику и другие науки. Он подчеркивал, что без этих предметов образование превращается в набор случайных сведений. Хотелось бы заметить, что профессиональная компетентность любого специалиста, а в особенности будущего педагога, не может быть достаточно полной, если не содержит такой важный компонент, как этнокультурная компетентность.

В настоящее время среди педагогов школ и вузов активно обсуждается значение этнографического компонента в воспитании и образовании, который лежит в основе региональной образовательной системы. Это обуславливается рядом причин. С одной стороны, заметна положительная тенденция восстановления всех связей в осмыслении духовной истории народов, населяющих Россию. С другой стороны, набирает силу внешний фактор возрастания межнациональной напряженности в современной России, в связи с чем активизируется поиск путей противостояния данной тенденции. В третьих, не меньшее значение играет внутренний фактор развития системы наук, исследующих этническую проблематику: этнологии как фундаментальной науки о формах жизни этносов, связанных с ней традиционных этнографии, этнолингвистики, этнопсихологии, фольклористики, а также новых наук, находящихся в процессе становления — этнопедагогики, этнокультурологии, этносоциологии и т. д. В числе их находится и педагогика, уделяющая этническим проблемам особенно пристальное внимание и учитывающая специфику работы с различными этническими группами населения.

В учебный план педагогического вуза в последнее десятилетие введен предмет «Этнопедагогика», однако ее преподавание сопряжено с рядом трудностей. Многогранность, полисоставность этнокультуры, синкретичной по своей природе, объясняет пересечение исследовательских интересов, подходов, методов разных наук.

Осуществлять этнокультурное образование невозможно без четкого понимания общих терминов динамично развивающихся смежных наук. Например: термин этнокультура появился как речевой вариант термина этническая культура. Он получил широкое распространение в конце 20 века. Его активно применяют вместо терминов фольклор, народная культура, культура этноса. Понятия эти близки, но не идентичны. Фольклор является подсистемой этнокультуры. В термине этнокультура внимание фокусируется на этническом компоненте, в понятии народная культура — на социальном.

С учетом анализа литературы, этнокультура — это совокупность традиционных ценностей, отношений и поведенческих особенностей, воплощенных в материальной и духовной жизнедеятельности этноса.

Кроме этого возникла необходимость в формулировке определения, существенного для понимания этнокультурного образования.

Этнокультурное образование представляет собой целостный процесс изучения и практического овладения ценностями народной культуры, прорастающей в культуру этноса и входящей в систему мировой культуры, процесс становления, процесс становления, социализации, воспитания, личности на этнокультурных традициях. Этнокультурное образование в российском аспекте опирается на традиционную культуру русского народа в контексте взаимосвязей с культурами соседних народов, живущих в полиэтническом пространстве России.

Вторая проблема, имеющая важное значение в процессе формирования этнокультурной компетентности — поиск методик и технологий, облегчающих освоение многогранных и сложных для теоретического рассмотрения явлений. Большой трудностью для студентов является вопрос о составе этнокультуры. Анализ этнологической и культурологической литературы позволил создать определенную структуру этнокультуры. Каждое звено данной модели нацелено на формирование определенного качества личности и в совокупности формирует этнокультурную компетентность личности.


Структурная модель этнокультуры может входить в учебный процесс преподавания широкого круга дисциплин: культурологии, этнопедагогики, этнологии, русского и национального языков, спецкурсов и т. д. Ее использование активизирует глубинное понимание и запоминание сущности изучаемого явления.

В процессе обучения разнообразная этнокультурная информация сопоставляется и включается в поток развития мировой культуры. Все это способствует формированию у студентов здорового чувства патриотизма, любви к отечественной культуре в соотношении с пониманием и уважением к культурам других народов, что является условием формирования этнокультурной компетентности будущих педагогов.

Литература:

1.                  Королева Г. М. Развитие этнокультурной компетентности педагогов в современной социокультурной среде // Фундаментальные исследования. — 2011. — № 8 — С. 280–283

2.                  Коновалова Л. В. Учитель в многонациональном регионе: Программа спецкурса и методические рекомендации для студентов и молодых педагогов. Ставрополь Изд-во СГУ, 2000. 12 с.

3.                  Федорова С. Н. Формирование этнокультурной компетентности будущих педагогов: Автореферат д-ра пед. наук –М., 2006, 34 с.

4.                  Нестеренко А. В. Духовно-нравственное развитие личности на основе русской традиционной культуры в современных социально-культурных условиях: Дис… канд. пед. наук. — М.: 2001.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle