Библиографическое описание:

Дьячкова Т. В. Возможности региональной системы дополнительного образования детей в формировании гражданской (российской) идентичности личности учащихся [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 167-171.

Идентичность и национальная идея не могут быть навязаны сверху.

В. В. Путин

(10-е заседание Международного дискуссионного клуба «Валдай», 19.09 2013г.)

Ключевая роль образования в формировании гражданской идентичности россиян была отмечена еще в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. Сегодня российская система образования находится в активном поиске оснований гражданского воспитания. Работы А. Г. Асмолова, A. M. Кондакова, Е. Е. Вяземского, Д. В. Григорьева, А. А. Андрюшкова, М. В. Шакуровой и др. ученых ориентируют образовательный процесс на контуры будущей национальной идеи. В числе современных приоритетов отечественной системы образования ведущую позицию занимает ориентация на «рост человеческого капитала», предполагающая повышенное внимание к личностному развитию подрастающего поколения. В исследованиях российских ученых звучит вопрос: «нужно ли формировать в системе российского образования специальную практику выращивания (российской) гражданской идентичности» [1]. Федеральный государственный стандарт нового поколения определяет ценностные ориентиры системы образования [3]:

-        гражданская идентичность как ключевой компонент российской идентичности;

-        идеалы ценностей гражданского общества, в том числе ценности человеческой жизни и семейные ценности, трудовая этика;

-        патриотизм, основанный на принципах гражданской ответственности и диалоге культур;

-        ценности личностной, социальной и государственной безопасности.

Мы понимаем гражданскую (российскую) идентичность как свободное отождествление человека с российской нацией (народом); включенность человека в общественную, культурную жизнь страны, осознание себя россиянином; ощущение причастности прошлому, настоящему и будущему российской нации.

Современная система дополнительного образования детей характеризуется актуализацией проблемы создания особых психолого-педагогических условий для формирования гражданской (российской) идентичности воспитанников. Это связано, прежде всего, с необходимостью предоставления социальным заказчикам качественных образовательных услуг и удовлетворением потребности современного общества в подготовке целеустремленных, творческих, активных, успешных воспитанников, любящих свою Родину, обладающих ценностно-смысловым стержнем, готовых отстаивать свою гражданскую позицию. Задача формирования гражданской идентичности созвучна целям и задачам, которые ставит перед собой современное учреждение дополнительного образования детей.

Э. Фромм отмечал: «Человек должен иметь возможность отнести себя к какой-нибудь системе, которая направляла бы его жизнь и придавала ей смысл; в противном случае его переполнят сомнения, которые, в конечном счете, парализуют его способности, а значит, и жизнь» [4]. Способность человека полноценно «жить» обеспечивается его принадлежностью к обществу, гражданином которого он является. В сложившихся социально экономических и культурно-национальных условиях выдвигается задача: формирование способности воспитанника творческого объединения УДОД соотносить себя с гражданской общностью, с ее ценностями и нормами, что позволяет ребенку осознавать себя гражданина своей страны. Дополнительное образование детей с его «ненавязчивым» воспитанием учит ребенка жить в пространстве отношений между людьми с различными взглядами.

Поскольку УДОД не просто образовательное учреждение, а оазис, который реально наполнен вещественной и духовной жизнью своих «домочадцев». У каждого учреждения дополнительного образования детей Тульской области есть своя история, свой дух, свое «нравственное лицо», свои законы, главный из которых — творческое воспитание нравственной личности. Это среда, которая располагает по сравнению с общеобразовательной школой наибольшей свободой педагогического действия и поэтому, открыта к поискам новых путей воспитания Человека.

Формирование гражданской идентичности в условиях учреждений дополнительного образования детей реализуется на основе системно-деятельностного гуманистического, компетентностного подходов. Среди актуальных практик гражданско-патриотического воспитания в системе дополнительного образования активно реализуются: музеи — клубы краеведческой и военно-патриотической направленности, детско-взрослые поисковые отряды, туристко-краеведческие экспедиции, неимитационное детское самоуправление. Все активнее в практику дополнительного образования входят эффективные технологии гражданско-патриотического воспитания, такие как: проблемно-ценностной дискуссии, социальное проектирование, технология «мировоззренческого кино» [5].

В настоящее время в целом ряде образовательных учреждений Тульской области реализуются комплексные программы гражданско-патриотического воспитания на основе социального партнерства, в которых субъектами партнерства выступают родительские комитеты, военкоматы, патриотические общественные организации. Особое внимание в учреждениях дополнительного образования уделяется соответствию предметно-эстетической среды содержанию гражданско-патриотического воспитания, которое отражено через специальные баннеры, экспонаты музеев, памятные знаки, творческие работы обучающихся, педагогов и родителей, памятники истории в воспитательном пространстве образовательной организации.

Формирование гражданской (российской) идентичности личности учащихся подразумевает особый взгляд педагога дополнительного образования на проблемы патриотизма и толерантности школьников, развития их гражданского самосознания. Все чаще педагоги задают себе вопрос: готовы ли мы сегодня выстраивать конструктивный диалог с детьми, родителя, социальными партнерами, находить педагогические инструменты и технологии, которые бы воспитывали в современных детях ответственность за собственную жизнь и будущее своей страны? К сожалению, положительный ответ могут дать не многие из нас.

Формирование гражданской (российской) идентичности личности воспитанника в учреждении дополнительного образования детей представляется возможным средствами музейной педагогики. С целью этого в пространстве музеев образовательных организаций создаются условия для проявления активности детей разного возраста, реализуются принцип интерактивности — приобретение опыта личного соприкосновения с реальной историей и культурой через предметный мир. Музей является центром сохранения ценностно-смысловых ориентиров всего педагогического сообщества и обучающихся образовательной организации, одним из центров формирования опыта социальных отношений у воспитанников.

Стоит отметить тот факт, что музеи учреждений дополнительного образования нашего региона ведут научно-исторические исследования на основе социального партнерства с российскими общественными организациями. Среди разнообразия направлений деятельности музея УДОД формированию гражданской идентичности личности воспитанников средствами музейной педагогики способствуют:

-        поисково-собирательское. Это направление даёт возможность воспитанникам проявить себя в исследовательской работе, получать и развить исследовательские умения. В процессе исследовательской работы происходит социальная адаптация юного поисковика-краеведа. Через личностное отношение к существующей проблеме формируется его гражданская позиция, ценностностно-смысловые ориентиры.

-        экспозиционное (оформительское). Создание музейной экспозиции — сложный процесс. Над ее созданием трудится коллектив единомышленников. Все творческие объединения УДОД могут быть привлечены к созданию экспозиции. Так, на занятиях т/о «Исторический клуб» можно разрабатывать научно-исторические концепции отдельных разделов экспозиции; на занятиях творческих объединениях научно-технической направленности — выполнять чертежи и эскизы стендов, витрин, подиумов и другого экспозиционного оборудования и его изготавливать; на занятиях декоративно — прикладным творчеством — оформлять витрины и стенды, составлять и отбирать варианты информативных текстов; на занятиях т/о «Экономика» — осуществлять расчеты необходимых материалов и их стоимость; на занятиях творческого объединения «Оператор ЭВМ» — использовать компьютерный дизайн в оформлении экспозиции.

-        культурно-досуговые программы в рамках деятельности музеев рассматриваются как реальная практики удовлетворения потребностей воспитанников в деятельности на благо общества. Следовательно, образовательное пространство музея учреждения дополнительного образования способствует формированию результатов образовательного процесса, которые группируются по следующим компонентам — знаниевый, ценностный и деятельностный.

Формы работы музеев не ограничены рамками поисковой и экскурсионной деятельности. Здесь каждый ребенок может стать активным участником диалога, погрузиться с помощью музейных экспонатов в другую эпоху. Музеи учреждения дополнительного образования органично вписывается в региональную систему проводимых мероприятий, становятся местом осуществления культурно-исторической идентификации, диалога времён. Своей главной задачей педагоги считают — создание условий для выработки у детей позиции созидателя; позиции не стороннего наблюдателя, а заинтересованного исследователя; позиции личной ответственности в отношении к прошлому, настоящему и будущему наследию; позиции не столько механического запоминания исторического материала, а понимания и прежде всего, эмоционально-нравственной оценки всего предлагаемого материала. Помимо возможности погружения в неповторимый мир и атмосферу прошедших эпох, музеи УДОД ведут большую просветительскую работу, учат любить и ценить прекрасное, воспитывают чувство уважения к богатейшему культурно-историческому наследию Тульской земли, родного Отечества.

На сегодняшний день система дополнительного образования Тульской области по праву может гордиться историко-краеведческим музеем «Отечество» — это музейный комплекс, состоящий из двух залов: «Город и люди», «Всегда живая старина; музеем «Тульского трамвая», краеведческим музеем «Славы трёх поколений». При музеях работают сменные лекторские группы; отрабатывается «семейная» методика совместной музейной работы с детьми дошкольного возраста и их родителями в рамках деятельности школ раннего развития. Привлечение родителей к реализации различного рода программ на базе музеев, укрепляет связи между поколениями, обеспечивает содержательное духовное взаимодействие семьи и учреждения дополнительного образования во благо детям.

Привлечение к проведению занятий в рамках музеев УДОД опытных православных педагогов, врачей, священнослужителей, авторитетных общественных деятелей, ученых, представителей культуры и искусства нашего региона, позволило создать такие направления в системе дополнительного образования детей как духовный театр, православное краеведение. Погружаясь в образовательную среду музея, ребенок примеряет на себя различные субъектные позиции, среди которых, на наш взгляд, наиболее важными являются:

-        «позиция творца» (юного художника, писателя), производителя элементов культуры, претендующих на статус музейных предметов;

-        «позиция воспринимающего» (зрителя, слушателя, посетителя) музейные предметы;

-        «позиция музейного работника» (входя в группу «Юных экскурсоводов»), ребенок не только сообщает посетителям определённый набор знаний в связи с находящимися в экспозиции предметами, но и вступает в диалог с ними, что в свою очередь, погружая ребенка в атмосферу музейной коммуникации, способствует формированию активной гражданской позиции.

Одним из важных средств формирования гражданской (российской) идентичности является историческая память. Педагоги не только проводят занятия с использованием музейных экспозиций по темам «Святые, в земле Тульской просиявшие», «История семьи графов Бобринских», «Такая короткая долгая жизнь» и др., но и побуждают детей участвовать в проектно-исследовательской и поисковой работе, изучать историю своей собственной семьи и родного города.

Одним из приоритетных направлений работы педагогов дополнительного образования через реализацию дополнительных общеобразовательных программ различной направленности является приобщение к русской культуре и языку детей с билингвизмом. Дети переселенцы из стран ближнего зарубежья получают помощь в овладении русским языком, знакомятся с традициями русской народной культуры по программе «Содружество». Таким образом, у ребенка формируется эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности и чувство уважения к людям других национальностей.

В учреждениях дополнительного образования нашего региона создано особое воспитательное пространство, где педагоги реализуют специальные музейно-образовательные, культурологические программы, экскурсионно-выставочную работу, апробируют музейные педагогические технологии, выстраивают межпоколенные связи. Педагог, осуществляющий деятельность в рамках музейной педагогики находится в позиции модератора и тьютора, играя роль проводника в мир истории и культуры.

С целью разрешения проблемы формирования гражданской (российской) идентичности современного школьника, в период межкурсовой подготовки педагогов дополнительного образования реализуется практика организации мастер-классов: «Роль музейной педагогики в формировании патриотической позиции гражданина»; «Педагогические технологии военно-патриотического воспитания»; «Программа патриотического воспитания: ценности, цели, основное содержание, критерии и показатели результативности», «Формирование и развитие качеств гражданина и патриота»; «Патриотическое воспитание средствами театра», «Изучение истории и культуры Отчества и родного края в учебной и внеурочной деятельности и дополнительного образования детей, «Формирование уклада жизнедеятельности образовательной организации ориентированного на гражданско-патриотическое воспитание» и др.

На базе учреждений дополнительного образования детей Тульской области реализуются проекты и целевые программы «Нам силу дает наша малая Родина», «Светочи России», «Тула — наш общий дом», «Спешите делать добро»; «Память сердца, память души», включающей в себя следующие образовательные маршруты: «Городское краеведение», «Дети войны», «Некрополи Тульского края», «Летопись земли Тульской», «Литературное краеведение», «Родословие», «Музееведение», «Традиции православия», «Этнография»; работа научных обществ краеведов (краеведческие конференции «Тула — наш общий дом», «Есть город в России», «Тула — город-герой»; краеведческие регаты «Поле русской славы»).

Участие в реализации вышеуказанных проектов и программ становится для педагогов и воспитанников детских объединений «событием» (Д. В. Григорьев). Таким образом, на основе эмоциональных переживаний и опыта совместной социально-ориентированной деятельности у учащихся формируется позитивное отношение к базовым национальным ценностям и самое главное, возникает желание действовать в соответствии с данными ценностями. Занятия воспитанников в детском объединении системы дополнительного образования детей не только обогащают детей знания, умениями и навыками, но и дают возможность приобрести опыт поведения в дружественной для них детско-взрослой общности. Переживания (как положительные, так и отрицательные) детей и педагога способствуют рождению чувства единения, сопричастности. В стенах учреждения дополнительного образования как «среды дружественной детям» ребенок ощущает свою причастность к детскому объединению, педагогу, своей семье, месту проживания.

В результате происходит понимание воспитанником себя «как такового», через выделение им для себя «значимых других». Школьная идентичность составляет основу гражданской (российской) идентичности ребенка. Без школьной и семейной идентичности устойчивая и полноценная гражданская идентичность человека невозможна» [2]. Задача формирования гражданской (российской) идентичности созвучна целям и задачам, которые ставит перед собой учреждение дополнительного образования детей. На сегодняшний день учреждения дополнительного образования детей развивают практику выстраивания гуманистической воспитательной системы образовательного учреждения.

Актуальными для многих образовательных организаций региональной системы дополнительного образования детей оказался разработанный Д. В. Григорьевым, к.п.н., директором ГБОУ Центр образования № 825 г. Москвы, вед.н.с. лаборатории теории воспитания ИТИП РАО, диагностический инструментарий для выявления «школьной идентичности». Используя данный инструментарий, педагоги дополнительного образования получили очень интересный материал для размышления и определения перспектив дальнейшей работы. Так, например, на вопрос «Чувствуете ли вы себя в Центре воспитанником своих педагогов?» положительно ответили 92 % опрошенных. Все респонденты ценят педагогов как наставников, значимых для них людей. Если для младших школьников важно умение педагога создать увлекательную атмосферу, заинтересовать («нравится ходить в кружок»), то старшие ценят внимание, поддержку и понимание со стороны педагога, возможность общения. Кроме того, результаты опроса помогли «просканировать» не только картину в целом, но и высокий потенциал отдельных детских объединений по воспитанию ответственной гражданской позиции. Анкетирование позволило установить, что положительное влияние на формирование гражданской идентичности учащихся оказывает развитие детского самоуправления в образовательном учреждении. Большинство опрошенных отмечают, что вносят свой вклад в обсуждение и решение важных для кружка (секции) вопросов, что к их мнению прислушиваются, видят свое реальное участие в коллективной работе. Большая часть опрошенных с удовольствием принимает участие в мероприятиях различного уровня. Старшеклассники (воспитанники творческих объединений) высоко ценят возможность принимать участие в самоуправлении, чувствовать свою ответственность и значимость при принятии важных для образовательного учреждения решений.

В то же время, чувствуют себя гражданином общества всего 48 % опрошенных. Что касается старшеклассников, то учащихся с активной и пассивной общественной позицией примерно равное количество. Поэтому перспективными направлениями для себя педагогические коллективы УДОД определяют развитие системной работы по формированию гражданской позиции обучающихся через правовое обучение, проведение ученических конференций, круглых столов, мастер-классов, развитие практики сотрудничество с государственными и общественными организациями и т. д.

Рассматривая проблему формирования гражданской идентичности личности учащихся, на наш взгляд, особого внимания заслуживает практика организации волонтерского движения, которое основано на добротворчестве и бескорыстной помощи людям. Образцы организации детей-волонтеров на сегодняшний день в нашем регионе представляет МБОУ ДОД «Дом детского творчества» Пролетарского района г. Тулы.Уникален опыт работы МБОУ ДОД «Пушкинская школа» по формированию духовно-нравственной личности на творческом наследии А. С. Пушкина. Поднимая многоаспектный пласт духовного наследия великого писателя, обращаясь к темам «Пушкин и семья», «Пушкин и самодержавие», «Пушкин и православие», «Пушкин и духовные вызовы XXI века», «Пушкин и нравственность» педагоги дают возможность взглянуть детям и коллегам на современный мир сквозь призму общечеловеческих ценностей.

Большую актуальность приобретает опыт педагогов дополнительного образования по формированию гражданской позиции школьников через участие в создании детско-юношеских газет. Информационным пространством, предметом интересов юных корреспондентов становятся события, значимые не только для образовательного учреждения, но и для страны в целом, события мирового масштаба. Важно, что каждый юнкор сам выбирает для себя тему в рамках общей проблемы и самостоятельно отрабатывает материал, высказывая собственное аргументированное мнение. Например, в серии материалов о современной молодежи юные журналисты газеты МБОУ ДОД «Центра внешкольной работы» г. Тулы «Полет мысли» постарались ответить на следующие вопросы: «Молодежь — это кто?», «Может ли современная молодежь поднять Россию?», «Кто он, молодой герой нашего времени?», «Каков наш духовно-нравственный мир?», «Как мы выглядим в глазах старших поколений?». Именно поэтому, детско-юношеская газета — это своеобразная трибуна для обмена мнениями, для обсуждения таких тем, как патриотизм, общечеловеческие и семейные ценности, формирование ответственного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. В ходе коллективной работы над газетой — от определения тематики до создания макета — дети определяют свою причастность к детскому объединению, общему делу, ощущает свое место в социуме, учатся результативно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

В свою очередь, творческие объединения художественной направленности (фольклор, народное творчество, изобразительное искусство, занятия музыкой, хореографией) создают возможность интеграции гражданской, общекультурной, этнокультурной и региональной идентичности.

 Таким образом, для нас представляется особенно важным на современном этапе обобщение регионального опыта формирования гражданской (российской) идентичности личности воспитанников УДОД и что очень важно, изучение научно-методических материалов в применении практики мониторинга уровня сформированности гражданской (российской) идентичности обучающихся на разных этапах реализации дополнительных общеобразовательных программ.

Литература:

1.             Андрюшков А. А. Формирование российской идентичности как задачи образования: мировоззрения созидающее будущее //Вопросы образования. — 2011 — № 3.

2.             Григорьев, Д. В. Школьная идентичность ребенка: поворот к ответственной воспитательной политике / Д. В. Григорьев // Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. — 2013. — № 4. — С. 32–38

3.             Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования //Российская газета. Июль 2012.

4.             Фромм Э. Бегство от свободы: Пер с англ. /Общ. ред. и послесл. П. С. Гуревича. — М.: Прогресс, 1989. — 272с.

5.             Эффективные технологии гражданско-патриотического воспитания//Под ред. член-кор. РАО Хайкина В. Л., к.п.н. Григорьева Д. В., к.п.н. Мангутовой И. В., — М.: АНО ЦСИ, 2013. — 14с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle