Библиографическое описание:

Еременко Е. В. Работа психолога с детьми с ОВЗ в темной сенсорной комнате [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 49-51.

В настоящее время появляется всё большее количество детей, страдающих различными аллергическими заболеваниями, заболеваниями дыхательных путей: астма, поражения носоглотки, болезненные отиты, бронхиты, рецидивирующие пневмопатии; кожными заболеваниями: атопический дерматит, экзема, крапивница, алопеция, псориаз. Все эти заболевания относятся к психосоматическим расстройствам.

Для психосоматических расстройств характерно не только высокая распространенность, но и нарастание этой распространенности год от года. По данным Л. В. Мазурина (1989) в 70–80 годы психосоматическая патология пищеварительного тракта возросла с 75 больных до 110 на 1000 детского населения. А распространенность астмы среди детей с 60-х по 80-е годы увеличилась на 300 %, в то время как в 60-х годах бронхиальная астма отмечалась в популяции у 2 % детей. Эти цифры, характеризующие распространенность психосоматических расстройств, свидетельствуют о том, что эта проблема требует дальнейшей разработки и не только психиатрами и педиатрами, но и детскими специалистами различного профиля. В детском возрасте отмечается определенная периодизация психического реагирования. В. В. Ковалев (1985) выделил период соматовегетативного реагирования — в возрасте от 0 до 3-х лет все психические расстройства выступают в виде соматовегетативных проявлений. С 4-х до 7 лет психические расстройства проявляются в виде двигательных, моторных нарушений. В последующем с 5 до 10 лет ¾отмечаются аффективные и с 11 до 17 лет — эмоционально-идеаторные проявления психических расстройств. Определенное место в патогенезе психосоматических расстройств занимает такое явление как алекситимия – недостаточность вербализации как следствие эмоциональных нарушений (страхи, повышенный уровень тревожности, гиперактивность, агрессивность).

Таким детям рекомендованы занятия в темной сенсорной комнате. Темная сенсорная комната — это особым образом организованная окружающая среда, наполненная различного рода стимуляторами. Они воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и другие. Доказано, что развитие психических функций ребенка, эмоциональной и интеллектуальной сферы напрямую зависит от сенсорного развития ребенка, то есть от развития восприятия. Мы воспринимаем окружающий мир и события, происходящие внутри нас при помощи органов чувств (глаз, ушей, кожных покровов, вкусовых рецепторов). Каждый из них реагирует на влияние окружающей среды и передает соответствующую информацию в центральную нервную систему (ЦНС). Сенсорный поток, поставляя информацию в ЦНС, является основным фактором, обеспечивающим созревание мозга ребенка, и предопределяет развитие его поведения и психики. Темная сенсорная комната, оснащенная стимуляторами различного типа, позволяет получить дополнительную стимуляцию органов чувств.

Сенсорная комната является мощным инструментом для сенсорного развития, развития познавательной сферы, расширения мировоззрения ребенка. Главное назначение сенсорной комнаты — восполнить всю полноту восприятия, что, в свою очередь, определяет развитие высших психических функций ребенка (памяти, мышления, внимания, речи) и гармоничное развитие личности ребенка и его эмоциональной сферы.

Наш детский сад компенсирующего вида посещают дети с аллергическими заболеваниями, бронхиальной астмой, целиакией, поэтому была острая необходимость организовать темная сенсорная комната со следующим оборудованием:

1.             Панно «Звездное небо»- это панель из черного пластика в лампе, в нее вмонтированы мельчайшие фиброволокна, при включении создает эффект ночного неба. Панно находится на уровне детей, создается иллюзия, что до неба можно дотронуться рукой. Картинка медленно меняется, звезды то появляются, то исчезают в медленном темпе в разном порядке. Используется в момент релаксации «Созерцаем ночное небо», «Летим к звездам», в игровых моментах «Смотрим в иллюминатор ракеты», на развитие внимания «Хлопни в ладоши, когда увидишь изменения» и т. п.

2.             Интерактивная «Гроза»- россыпь фиброоптических волокон, закрепленных на потолке в виде облака, длинною 2 метра, цвет которых постоянно меняется при включенном режиме, или горит одним цветом при остановленном режиме, наверху мигает лампочка создавая иллюзию молнии, есть шумовой эффект дождя. Волокна можно перебирать руками, гладить ими себя или друга, наматывать на руку. Используется в момент релаксации «Слушаем дождик», снятие негативных эмоциональных переживаний «Смоет всё дождем», «Не боимся мы грозы», развитие слухового и зрительного восприятия «Хлопни, когда услышишь, что дождик пошел», «Какой цвет у тебя в ладошке» и т. п.

3.             Безопасная «Пузырьковая колонна» с мягкой платформой и безопасным угловым зеркалом из 2-х частей — в прозрачной колонне из прочного пластика, заполненного водой, резвятся рыбки, подталкиваемые пузырьками воздуха. Они то всплывают вверх, в цветных, переливающихся струях, то падают вниз. Это завораживающее зрелище не оставит равнодушными детей. Если приблизится к колонне, то можно ощутить нежную вибрацию. Для создания мягкого, удобного сиденья, пузырьковая колонна оснащена «Мягкой платформой». А «Безопасное угловое зеркало» создает неповторимый оптический эффект расширения пространства. Используется в момент релаксации «Наблюдаем за рыбками», развитие внимания «Сколько раз твоя рыбка доплыла до верха», «Сколько раз вода поменяла свой цвет», «Посчитай пузырики», воображения «Придумай рассказ про любую рыбку» и т. п.

4.             Переливающиеся цветы — светильник в виде букета цветов (на основе светооптических волокон) создает уют. Эффект мерцания с поражает красотой, привлекает внимание и успокаивает.

5.             Фонтан водный «Старый пень» — источник воды, который стимулирует зрительные, тактильные и слуховые ощущения человека. Звук журчащей воды успокаивающе воздействует на нервную систему. Помимо релаксации используется для развития воображения «Что происходит в воде?», «Какая вода?»

6.             «Музыкальная картина Водопад»- обладает функцией имитации движущегося водопада, сопровождается пением птиц и шумом водопада, громкость которого можно регулировать, или отключать. Используется для релаксации, развития внимания «Что видишь? Что слышишь?», воображения «Придумай рассказ».

7.             Светильник «Ночное небо» — пластмассовый светильник с разноцветными лампочками, меняющими свой цвет, внутри, и прорезями в виде созвездий снаружи, что создает эффект звездного неба. Светильник можно направлять в любое место, крутить в руках, что создает иллюзию полета. Помимо релаксации используется для развития воображения «Мимо какой планеты ты пролетаешь? Кто там живет? Какой он? Что он делает?», а также для ритуала прощания «Возьми с собой любовь».

8.             Мягкий инвентарь- напольный ковер, маленькие подушки в виде различных образов, трапеция с гранулами — это подушечка в форме небольшой горки, с помощью которой можно принять удобную позу, подложив ее под голову или ноги. Ее можно использовать и в качестве сидения. Гранулы, наполняющие трапецию, способствуют мягкой тактильной стимуляции.

9.             Музыкальный центр с набором дисков — музыка является неотъемлемой частью сенсорной комнаты. Положительные эмоциональные переживания во время звучания приятных слуху музыкальных произведений или звуков природы усиливают внимание, тонизируют центральную нервную систему. Спокойная музыка увеличивает интеллектуальную работу мозга человека и активизирует иммунную систему организма. Переходы от спокойной музыки к тонизирующей способствуют регуляции процессов возбуждения и торможения. Сочетание музыки и звуков природы идеально для релаксации.

Все вышеописанные приборы помогают ребенку определиться со своими чувствами, ответить на вопросы: «Что ты чувствуешь?», «Нравиться- не нравиться», «Хорошо- плохо», «Приятно-неприятно». При работе в группе развивают коммуникативные навыки, уровень эмпатии.

Для работы с детьми в темной сенсорной комнате разработана программа.

Задачи:

1.                 Развивать коммуникативные навыки;

2.                 Развивать навыки саморегуляции и релаксации, для формирования способности управлять своим эмоциональным состоянием, снятие мышечного и психоэмоционального напряжения;

3.                 Развивать зрительные, слуховые и тактильные ощущения;

4.                 Развивать сенсомоторные навыки;

5.                 Осуществить стимуляцию воображения ребенка;

6.                 Осуществить коррекцию внимания;

7.                 Осуществить коррекцию эмоционально-волевой сферы ребенка.

Все занятия имеют общую гибкую структуру, наполняемую разным содержанием. Структура была разработана с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой. Занятия проводятся индивидуально или с подгруппой 4–6 человек. Занятие состоит из нескольких частей, каждая из которых может быть использована самостоятельно.

Часть 1. Вводная. Цель вводной части занятия — настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Основные процедуры работы — приветствия, игры с именами. Часть 2. Рабочая. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и частичную коррекцию эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка. Часть 3. Релаксация. Целью этой части является: упражнения на мышечную релаксацию, которые снижают уровень возбуждения, снимают напряжение; дыхательную гимнастику, которая действует успокаивающе на нервную систему; мимическую гимнастику, которая направлена на снятие общего напряжения. Часть 4. Завершающая Основной целью этой части занятия является создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии.

Литература:

1.                 Кряжева Н. Л. Мир детских эмоций. Дети 5–7 лет. — Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001. — 160 с.

2.                 Алябьева Е. А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста: Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений. — М.: ТЦ Сфера, 2004. — 96 с.

3.                 Панфилова М. А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов. М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2005. — 160с.

4.                 Кокорева А. В. Использование сенсорной комнаты в коррекционной работе с детьми, имеющими отклонения в поведении. Психолог в детском саду 2008.

5.                 Колос Г. Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении — М.:, 2006.

6.                 Арцишевская И. Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. Изд. 2-е, доп. — М.: Книголюб, 2005. — 64 с. (Психологическая служба)

7.                 Ю. Ф. Антропов Ю. Ф. Психосоматические расстройства. Лекция 28 февраля 2001 г.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle