Библиографическое описание:

Пикалова Е. П. Исследовательская деятельность учащихся — один из способов повышения учебной мотивации [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 138-140.

Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде, можно и притупить его природные творческие способности — «разучить» думать самостоятельно.

А. Дистервег

Учебный труд требует приложения определенных усилий, к чему не всегда бывает готов ученик. Чтобы ребенок начал испытывать интерес к учебе, необходимо развивать у него учебную мотивацию, то есть желание, потребность учиться. Опыт показывает, что многие дети, придя в школу, стараются хорошо учиться, чтобы угодить родителям, заслужить одобрение со стороны учителя, получить какое — то вознаграждение. Похвала родителей, учителя, признание одноклассников, безусловно, важны, но такая мотивация действует ненадолго. И, как только у ученика пропадает стимул, пропадает и интерес к учебе. Поэтому свою задачу я вижу в том, чтобы, сформировать у учащихся интерес к познанию, стремлюсь к тому, чтобы каждый ученик осознал важность знаний для его дальнейшей жизни: для получения профессии, для осуществления намеченных планов. Мотивированные на процесс познания дети, получают удовольствие от учебного труда. Положительная мотивация влияет на результат учебы. Ученики, осознающие важность знаний, понимающие для чего они учатся, проявляют настойчивость, усердие и интерес к учебе.

Существует много факторов, формирующих мотивацию к учению: это и современные технологии ведения урока, и использование интерактивных методов обучения, и многое другое. Одним из способов формирования положительной учебной мотивации школьников, которые я применяю в своей работе, является организация исследовательской деятельности учащихся.

Исследование — это, процесс поиска неизвестного, новых знаний. Дети от природы любопытны и я стараюсь, чтобы в процессе исследовательской работы их любопытство переросло в любознательность. В современном обществе востребованы, не только знания, но умения добывать их и применять во всевозможных ситуациях. И эти умения формируются в процессе исследовательской работы учащихся и способствуют развитию познавательной активности учащихся. Одним из видов исследовательской работы является проектная деятельность.

Уже четвертый год я работаю по программе «Планета знаний». Она предполагает проектную деятельность учащихся. Каждый проект — это исследовательская работа. Проекты выполняются детьми как коллективно, так и индивидуально, в учебное и во внеурочное время.

Учебный проект разрабатывается после освоения большой темы или раздела.

Работа над проектом предполагает определение проблемы, ее актуальность, сбор информации, постановку цели, определение задач, плана действий, исследование проблемы, представление результатов работы над проектом. Актуальность проекта стимулирует работу учащихся. На всех этапах работы над проектом, я консультирую, направляю работу учеников в нужное русло. Если это коллективный проект, дети распределяются в группы по интересам. Я помогаю каждой группе распределить роли, обсудить способы поиска информации по проблеме, определить цели и задачи, наметить план действий.

Далее начинается самостоятельная исследовательская, поисковая работа учащихся в соответствии с намеченным планом. Учащиеся собирают информацию по проблеме, в различных источниках, включая Интернет. Если ученики затрудняются с поиском информации, я рекомендую им список информационных источников. Зачастую в поиске информации детям оказывают помощь родители. Ученики обсуждают собранную информацию в группе, проводят исследования, делают выводы, которые будут ответом на проблемный вопрос. При выполнении заданий ученики чувствуют себя маленькими исследователями, что развивает их познавательный интерес. Они совершают собственные открытия, находят ответы на вопросы, прилагая собственные усилия, делятся полученными результатами с окружающими и, получив одобрение, начинают получать удовольствие от учебного труда, что является положительным мотивом для учебной деятельности. В этот момент очень важно внимание со стороны учителя. Я обязательно стимулирую работу учеников.

На каждом этапе работы ученики заполняют лист самооценки, то есть оценивают результаты своей работы. Лист самооценки, помогает детям осознать уровень личностного роста.

Оформление результатов работы над проектом планируется в основном, в виде презентации продукта. Перед презентацией, я провожу консультацию, на которой обсуждаю с детьми критерии оценивания презентации. Одновременно с презентацией готовится выступление проектной группы, поэтому в критерии оценивания закладываются пункты оценивания выступления учащихся, умение задавать вопросы и отвечать на них.

По окончании работы мы обсуждаем с детьми, что у них получилось, что не получилось и почему. Очень важным моментом является награждение групп, что является стимулом для их дальнейшей работы.

Большая исследовательская работа была проведена учащимися в третьем класее в процессе работы над проектом «Лесная школа». Ученики решали проблему создания учебного пособия для детей с ограниченными возможностями здоровья. Было принято решение создать панно в стиле ниткографии для развития тактильных ощущений у детей с нарушением речи. Ученики изучили технологию ниткографии, историю ее возникновения, разработали эскиз рисунка, непосредственно приняли участие в изготовлении панно. Когда панно было готово, ребята передали его в кабинет для занятий с детьми ОВЗ и получили от своей работы большое удовлетворение. Они не только узнали о новой технологии изготовления панно, но и приобрели определенные навыки, увидели значимость своей работы.

В начальной школе учебно-исследовательская деятельность учащихся — это относительно самостоятельное изучение, решение учениками исследовательских задач. Учитель направляет ученика в нужное русло, консультирует, подсказывает, но не решает за него вопросы и задачи, что является очень существенным фактором. Главное для учителя — увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Важно, чтобы родители сумели поддержать интерес к исследованиям, поделились своими знаниями, попытались натолкнуть ребёнка на самостоятельные размышления. Такое отношение родителей способствует развитию исследовательского интереса ребёнка.

Исследовательская деятельность учащихся начинается с первого класса. В первом и во втором классе почти все работы школьников носят коллективный характер, их тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, что приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше собственных.

В 3–4 классах многие ученики уже могут самостоятельно выбрать тему исследования. Я лишь “подталкиваю” их к правильному выбору темы.

В исследовательской деятельности возможно установление межпредметных связей: литературное чтение и русский язык, литературное чтение и окружающий мир и т. д. Это вызывает интерес у учеников, так как в одной работе они могут соединить разные, как им казалось ранее, не связанные между собой предметы. Тематика работ разнообразна: «Имена собственные в вывесках города Новокуйбышевска», «Мы в ответе за тех, кого приручили», «Они могут исчезнуть», “Мои маленькие исследования”. Уровень, форму, время исследования я определяю в зависимости от возраста учеников и конкретных педагогических задач. Так, на уроке литературного чтения в первом классе ученики провели исследование «Эта непростая сказка «Колобок», во втором классе на уроке окружающего мира «Свойства льда и снега», в четвертом классе на уроке технологии «Условия выращивания цветочной рассады». Исследовательская работа проводится не только на уроках, но и во внеурочное время. Стандарты нового поколения включают в базисный учебный план часы на внеурочную деятельность младших школьников, которые можно использовать, в том числе и для организации исследовательской работы. Большой интерес вызвала у первоклассников исследовательская работа «Мой любимец: какой он?". Ученики четвертого класса провели исследование «Как вода превращается в лед», «Как встречают Новый год в разных странах?»

Исследовательская деятельность приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, потому что, дети в лучшем случае читают только учебники.

Приведённые примеры — это лишь малая часть той работы, которая проводится в начальной школе.

Каждый учитель, занимающийся организацией исследовательской деятельности учащихся, выстраивает собственную систему с учётом того учебно-методического комплекта, по которому он работает, и учебных возможностей конкретного класса.

Работая над развитием творческой активности детей, я отмечаю, что у них появляется интерес к исследованию, повышается уровень самостоятельности, активности

Учащиеся из объекта деятельности превращаются в субъект, которому дозволено творить, порождать новое. А ведь это именно то, без чего не может в полной мере развиваться личность ребенка. И, если мы хотим видеть своих детей всесторонне развитыми, творчески свободными личностями, то, вступая в контакт с ними, должны уметь понять их мотивы и потребности и умело направлять ход их развития.

Дети с интересом берутся за выполнение самых сложных проектов и часто находят интересные способы их решения.

С усилением стремления к творческой активности, постепенно увеличился объём работы на уроке, как следствие повышения внимания и хорошей работоспособности детей.

Ребята ждут новых интересных заданий, сами проявляют инициативу в их поиске. Улучшается и общий психологический климат на уроках: ребята не боятся ошибок, помогают друг другу, с удовольствием участвуют в различных мероприятиях, проводимых как в школе, так и на городском уровне.

В кабинете оформлена папка “Исследовательская деятельность учащихся”, где представлены памятки, советы и рекомендации для учащихся, их работы (сочинения, рассказы, буклеты, альманахи, презентации, мини-зарисовки) по русскому языку, чтению, окружающему миру, технологии. Собрана папка достижений и портфолио творческих исследовательских работ учащихся.

Так, посредством организации исследовательской деятельности учащихся, я формирую положительную учебную мотивацию у школьников, развиваю интерес к познанию и добиваюсь положительных результатов в обучении и воспитании учеников.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle