Библиографическое описание:

Аммосова С. В., Иванова Н. Н. Олонхо как средство формирования математических представлений у детей с нарушением интеллекта [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 176-178.

Якутский народ на протяжении всей своей истории создавал и продолжает в новых условиях творить разнообразные произведения фольклора. Широкое распространение получили богатырский эпос — олонхо. Коллективное творчество каждый раз воспроизводится в творческом исполнении отдельной личности. Это характерно для фольклора любого народа, в том числе и якутского [1, c.5]. Олонхо — самый крупный эпический жанр якутского фольклора, состоящий из большого числа сказаний о подвигах древних богатырей.

Олонхо и все и другие жанры бытующего сейчас фольклора окончательно оформились на нынешней территории якутов в течение веков коллективными усилиями многих поколений одаренных людей из народа [1, c. 21–24]. Словом «олонхо» принято обозначать не только жанровое понятие, но и отдельные произведения этого жанра, которые обычно называются по имени главного героя-богатыря: «Эр Со5отох», «Ньургун Боотур Стремительный», «Строптивый Кулун Куллустуур», «Эрбэхтэй Бэргэн», «Кыыс Нюргустай». В олонхо подробно описываются эпическое время, земля, священное дерево жизни, богатырь, красавица и т. д. Важная функция описания — создание образных картин, обстановки, атмосферы событий — достигается подбором ярких деталей, их длинным перечислением. Возрождается народно-педагогическая традиция воспитания духа народа посредством олонхо.

Якутский народ на протяжении всей своей истории создавал и продолжает в новых условиях творить разнообразные произведения фольклора. Широкое распространение получили богатырский эпос — олонхо. Коллективное творчество каждый раз воспроизводится в творческом исполнении отдельной личности. Это характерно для фольклора любого народа, в том числе и якутского [1, c.5].

В содержании гениального якутского эпоса олонхо «Ньургун Боотур Стремительный» заложена философия этнического математического мышления древнего народа саха. В олонхо заложено много сюжетов фантастического характера. Это помогает развивать абстрактное воображение, логическое мышление, любознательность ребенка, будит его мысль, поощряет смекалку. Составленные нами примеры по формированию математических представлений у учащихся с нарушением интеллекта на сюжетах олонхо помогают узнать культуру, обычаи древнего нашего народа, учат быть мудрыми и терпимыми в суровых климатических условиях Севера. Подлинно народные произведения живут веками и уместно вспомнить высказывание В. Г. Белинского о значении индивидуального начала в коллективной работе народа: «Разумеется, всякое отдельное народное произведение было обязано своим началом одному лицу, которое, с горя или с радости, вдруг запело его, но… песня, переходя из уст в уста, претерпевала много изменений, то увеличиваясь, то убавляясь, то улучшаясь, то искажаясь, смотря по степени присутствия ил отсутствия поэтического чувства у певших ее» [2, c.262].

Поэтому якутский фольклор, как всякий другой, может быть понят лишь при условии, если будут приняты во внимание особенности истории народа [1, c.6]. Из всех произведений якутского фольклора в богатырском эпосе олонхо имеются наиболее яркие совпадения с эпическими произведениями алтайских тюрок, монголов и бурят (в сюжетных мотивах, образах, даже отдельных изобразительных средствах олонхо). Если зародилось на юге, то там же могли взять свое начало и другие жанры народного творчества — сказки, обрядовая поэзия, пословицы и поговорки. Об этом свидетельствует сохранившееся до нашего времени сходство отдельных мотивов, иногда и целых произведений якутов с произведениями сибирских тюрок и монголов. Так же много сходного в мифологии, религиозных представлениях, отчасти в шаманском культе [1, c.19–20].

Поэтому использование материалов олонхо в учебном процессе значимо в условиях (коррекционного) образовательного учреждения с учетом психофизического развития личности ученика с нарушением интеллекта. Данный материал тщательно продумывается педагогом и используется на уроках математики по формированию математических представлений с учетом индивидуальной траектории развития ребенка.

Овладение даже элементарными математическими понятиями требует от ребенка достаточно высокого уровня развития таких процессов логического мышления, как анализ, синтез, обобщение, сравнение [2, c.47]. Исследования В. А. Крутецкого показали, что для творческого овладения математикой как учебным предметом необходима способность к формализованному восприятию математического материала (схватыванию формальной структуры задачи), способность к быстрому и широкому обобщению математических объектов, отношений, действий, способность мыслить свернутыми структурами (свертывание процесса математического рассуждения), гибкость мыслительных процессов, способность к быстрой перестройке направленности мыслительного процесса, математическая память (обобщенная память на математические отношения, методы решения задач, принципы подхода к ним) [5]. По Б. В. Гнеденко ученикам следует отчетливо показать вводимые в курс математики понятия, имеющие практико-ориентированную направленность.

По мнению П. Я. Гальперина определено, что «первое и главное в III типе учения — это возбуждение познавательной деятельности, все большее укрепление и развитие собственно познавательного интереса». Место и роль игровых технологий в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр [2, c.51–60]. В различных произведениях фольклора, олонхо и других частично затронуты эмпирические элементарные математические представления якутов. Без первоначальных математических знаний и представлений не развиваются представления по физике, астрономии, прикладное искусство, устное народное творчество, экологические знания, практические и технические представления [1, c. 89].

Таким образом, следует отметить, что даже эпизодическое включение в систему работы учителя математики материалов олонхо, позволяют привлечь учащихся к красоте математики, дает хорошие возможности по усилению положительной мотивации к предмету, повышают познавательную активность детей. В якутском фольклоре олонхо часто встречается в описаниях событий употребление числительных. Имена числительные — это один из активно употребляемых языковых средств устного народного творчества. В числительных, употребляемых олонхоотчетливо отразились следы мифологических представлений. Особенность способа мышления древнего якута, который в описаниях своего жизненного пространства посредством числовой символики воспроизводил модель мира. Такой принцип освоения окружающего мира наблюдается не только в олонхо. Но и весьма активно воплощался в повседневной жизни, в частности, в жилищных и хозяйственных постройках наших предков [5, c. 17].

То5ус күннүк сиринэн

Ойгур мутуктаах,

А5ыс салаалаах

Аар Кудук хатын.

Употреблены числа: «а5ыс» — 8 (восемь), «то5ус» — 9 (девять).

В олонхо богатырский конь как полезный объект является неотъемлемой частью для достижения поставленных целей героев.

В олонхо подробно описываются эпическое время, земля, священное дерево жизни, богатырь, красавица и т. д. Важная функция описания — создание образных картин, обстановки, атмосферы событий — достигается подбором ярких деталей, их длинным перечислением. При детальном описании эпических циклов часто встречаются имена числительные.

Например:

Алта былас холобурдаах

Дада буурай сарыннаах,

үс былас холобурдаах,

үөкэйэр өттүктээх,

Биэс былас холобурдаах

Биэкэйэр бииллээх…

Здесь мы видим образное описание героя олонхо — богатыря с помощью имен числительных «алта» — 6, «ус» — 3, «биэс» — 5.

Все сравнения строятся на ассоциации природного и человеческого. Вот традиционная фольклорная форма описания человека Среднего мира:

Икки атахтаах,

Иннинэн сирэйдээх…

Здесь использовано числительное — «икки» — 2.

Следующими словами заканчивается монолог Юрюнг Уолана, где он просит «расходиться добром по улусам своим» собравшихся со всех трех миров женихов:

үс үүт бүтэй үрдүнэн көстөр

үрүмэччи маңан аттаах

үрүң Уолан бухатыыр диэн…

…Сам я — ездящий на белом коне,

Что стоит выше изгороди столбовой,

Выше трех о крепких засовок ворот.

Образ дочери абаасы в Олонхо подчеркивает уродство, злое начало рода, представляет собой собственно воплощение Зла, идею разрушения и уничтожения. В отрывке из монолога одноглазого чудовища повествуется о его страшном намерении — уничтожить не только одно племя, но и «изначальную землю — мать»:

А5ыс иилээх-са5алаах

Аан ийэ дайдыгытын,

Атыйахтаах уу курдук,

Атахпынан аймыа5ым

То5усто5ойдоох

Толомон манан дойдугутун,

Тордуйалаах уу курдук,

То5у кэhиэ5им…

Восьмигранную, о восьми ободах

Изначальную землю — мать!

Взболтаю, взмучу, расплещу

Всю зеленую вашу страну.

В море выплесну девятимысный ваш край,

Словно воду из берестяного ковша!

Я своими ногами железными, сам,

Раскачаю, с места спихну.

В олонхо существуют многочисленные формулы, построенные на числах. При этом чаще всего встречаются числительные «үс» (три), «түөрт» (четыре), «то5ус» (девять), «а5ыс» (восемь). Эти числительные служат указанием на основные пространственные координаты мира древнего якута: числительные «түөрт» — 4, «а5ыс» — 8 связаны с горизонтальным членением пространства, «үс» — 3 и «то5ус» — 9 — с вертикальной моделью мира.

Якутский эпос строится как передвижение героя на север, юг, запад, восток, по четырем великим дорогам земли, соединяющим три мира: Верхний мир, Средний мир, Нижний мир.

Числовая модель служит в качестве универсального образца описания, по ней описываются небо:

үс өрүкүйэр үрүттээх

Төгүрүйэр түөрт тулумнаах

Көтө5үллэн үөскээбит

Күөх маңан халлаан.

Род человеческий:

үс саханы үөскэтэн,

Түөрт саханы төрөтөн,

Күн бүгүнүгэр диэри

Олорбуттара эбитэ үhү.

Рождение поднятым ввысь

Бледно-голубое небо

С тремя вздымающимися вверх потолками,

С четырьмя частями по сторонам.

Стали прародителями трех якутов,

Родоначальниками четырех якутов,

И до сегодняшнего дня

Живут — здравствуют, говорят.

Как и многие народы, древние якуты приписывали цифрам магические свойства. Евдокия Избекова — к.фил.н. специально исследовала употребления имен числительных в олонхо и пришла к выводу, что в них «заложено сакральная символика». Это начиная от трехфункциального принципа души «Ийэ Кут» (мать-душа), «Салгын кут» (воздух-душа), «Буор кут» (земля-душа) и кончая «восьмиободной, восьмикрайней» Матерью-Землей. Числительные в эпосе олонхо имеют большое значение. Устное народное творчество — источник знаний о давно минувших временах, богатой фантазии, светлой мечте старинных якутов. Действительно, в первую очередь, нам надо обратиться к истокам жизнедеятельности своего народа, передать все лучшее, что творить наш народ, детям, тем самым вызвать интерес к своему предмету через интерес к народному творчеству, народному быту, через историю своего народа.

Таким образом, применение материалов олонхо на уроках математики позволяет наиболее полно реализовать возможности урока и способствует повышению заинтересованности учащихся.

Литература:

1.                  Ноговицына Р. В. Сборник. Математика и олонхо.

2.                  Перова М. Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учеб. для студ. дефект. фак. педвузов. — 4-е изд., перераб. — М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. — 408 с.: ил. — (коррекционная педагогика).

3.                  Жохов В. И. и др. Математический тренажер — 5 класс, Москва — 2002.

4.                  Жохов В. И. и др. Математический тренажер — 6 класс, Москва — 2002.

5.                  Ойунский П. А. ”Ньургун Боотур Стремительный” –Якутск, — 1982.

6.                  http://festival.1september.ru/articles/597691/ [Режим доступа: 27.03.2014г.]

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle