Библиографическое описание:

Баратова А. А. Создание эффективной системы стратегического управления высшим образованием в Республике Казахстан [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 206-208.

В настоящее время в условиях рыночной экономики одной из ключевых проблем образования Казахстана является создание эффективной системы управления его качеством. Происходящие в мире процессы глобализации требуют от национальной системы высшего образования новой целевой ориентации, учитывающей потребности в международной солидарности [1].

Одним из мощных рычагов развития мировой системы высшего образования, является международное сотрудничество, которое решает ряд актуальных задач: выравнивание уровней подготовки специалистов в разных странах и регионах; совместное использование знаний и навыков в разных странах и на разных континентах; координация деятельности образовательных учреждений в целях развития высшего образования; стимулирование общего повышения гибкости, охвата и качества высшего образования, поощрение конкуренции научных школ и образовательных систем в сочетании с академической солидарностью и взаимопомощью. Поэтому национальная система образования не может развиваться без интеграции в мировое образовательное пространство [2].

В мировом образовательном пространстве образование рассматривается как производственная отрасль. Если рассматривать высшее образование как специфическую часть рыночной экономики, а университеты — это корпорации, реализующие как частные, так и общественные блага, то определяются пути эффективного стимулирования развития и преобразования управленческой системы вуза. Известно, что правительства европейских государств поощряют движение университетов в сторону рынка и создают институциональные условия его глобализации в рамках общего процесса интеграции Европы. Результатом усилий европейских правительств, направленных на глобализацию образовательных и научных услуг является Болонский процесс и Рамочные программы научно-технологического развития [3]. Университеты, как и производственные предприятия, включились в рыночную борьбу за продвижение высокотехнологичной продукции, изготавливаемой в вузах или ассоциированных с ними производственных структурах.

Казахстан стал первым Центрально-Азиатским государством — членом Болонского процесса и полноправным участником Европейского пространства высшего образования. 11 марта 2010 года Казахстаном была подписана Болонская Декларация по решению Комитета Министров образования стран-участниц Болонского процесса (46 стран). Республика Казахстан стала 47 страной-участницей Болонского процесса. Целью участия Казахстана в Болонском процессе стало расширение доступа к европейскому образованию, дальнейшее повышение его качества, а также повышение мобильности студентов и преподавательского состава посредством принятия сопоставимой системы ступеней высшего образования, использования системы кредитов, выдачи выпускникам казахстанских вузов общеевропейского приложения к диплому. Присоединение Казахстана к Болонскому процессу позволит обеспечить признаваемость казахстанских образовательных программ, учебных планов, академическую мобильность студентов и преподавателей, конвертируемость отечественных дипломов в европейском регионе, право выпускников на трудоустройство в любой стране [4].

Образование является основным приоритетным направлением и основным индикатором развития во всех цивилизованных странах мира. Задача вхождения Республики Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира может быть решена в том случае, если у страны будут высококвалифицированные специалисты, обладающие знаниями наукоемких технологий, управленческими навыками, умеющие ориентироваться в рыночной экономике, если будет создана эффективная система образования, удовлетворяющая потребностям мировой рыночной экономики.

Для успешной реализации вышеизложенных задач, возлагаемых на систему высшего образования в Казахстане, необходимо применение стратегического планирования.До последнего времени стратегическое планирование было прерогативой крупных международных концернов. Однако ситуация стала меняться, и, университеты также начинают заниматься вопросами стратегического планирования.

В настоящей работе показана возможность применимости одной из моделей стратегического планирования — «модели пяти сил конкуренции» М. Портера к сфере высшего образования [5].

Согласно данной модели уровень конкуренции в любой отрасли зависит от действия пяти конкурентных сил: конкуренция между предприятиями в отрасли; попытки компаний из других отраслей завоевать потребителей с помощью товаров заменителей; угроза появления новых конкурентов; рыночная власть поставщиков сырья и используемые ими средства воздействия; рыночная власть потребителей продукции и используемые ими средства воздействия.

На интенсивность конкуренции между вузами влияет их число и возможности. Одной из задач для любого вуза является успешная реализация трансформации университетов в образовательные организации нового типа, ориентированные на трансглобальный рынок образования и технологических инноваций, строящие образовательный процесс на основе интеграции научно-исследовательской и учебной деятельности как преподавателя-исследователя, так и студента. Для успешного конкурирования университетов между собой необходимо найти пути преобразования университетов в исследовательско-ориентированные вузы, необходима интеграция системы стратегического управления с системой менеджмента качества. Целью конкурентного соревнования наравне со средствами населения, готового оплачивать различные образовательные услуги, и государственным заказом на подготовку специалистов должны стать и становятся средства, выделяемые в виде грантов на научные исследования государствами, общественными и частными фондами, корпорациями. Более того, университеты, как и производственные предприятия, включились в рыночную борьбу за продвижение высокотехнологичной продукции, изготавливаемой в вузах или ассоциированных с ними производственных структурах.

На конкурентноспособность вузов также влияет независимый мониторинг качества. их деятельности. Для функционирования института мониторинга необходимы независимые рейтинговые агентства, которые, по аналогии с рейтингами СМИ, финансовых институтов и производственных корпораций, будут формировать рейтинг вузов.

Угроза появления услуг-заменителей существует и в сфере образования: возможность получения online образования, возможность получения образования за границей за более короткий срок.

Руководство вуза должно быть заинтересовано в управлении организационным знанием посредством информационных и коммуникационных технологий, инноваций в образовательной и исследовательской деятельности. В вузе необходимо формирование научно-образовательных структур (университетские комплексы, научно-образовательные центры, технопарковые структуры, центры трансфера технологий). Университеты должны выстроить структуру своей деятельности, основываясь на интеграции содержания, характера, функций управленческой деятельности, адаптивности и самообучаемости университетских структур, активном использовании информационно-коммуникационных технологий, глобальных информационных систем, открытости для взаимодействия с правительством, бизнесом, потребителем и международным сообществом, ориентации на предвидение, конкуренцию, основывающуюся на времени, инновационности во всех сферах деятельности.

Существует также угроза появления новых вузов с более привлекательной для студентов, и их родителей стратегией. Вузы должны осуществлять качественную подготовку конкурентноспособных кадров. В вузах должны активно развиваться научные направления, генерирующие новые знания и обеспечивающие преемственность оригинальных методик исследовательской деятельности. Вузу необходимо расширять сферу образовательных услуг, ориентированных на казахстанский и мировой образовательные рынки. Актуальной также является оперативная разработка новых образовательных моделей, внедрение в образовательный процесс принципиально новых и более эффективных образовательных технологий на основе интеграции образования, науки и инновационной деятельности. Преподаватели вузов должны постоянно повышать свою квалификацию в лучших научно-исследовательских центрах и лабораториях. Вузами должна постоянно вестись работа по коммерциализации научных исследований, по расширению международной интеграции, эффективному международному сотрудничеству с ведущими зарубежными университетами и научными центрами.

Модель Портера выделяет также поставщиков услуг в качестве конкурентной силы потому, что поставщики стремятся получить за свои товары наивысшие цены, между ними и предприятиями обычно возникает острая борьба. Поставщиками услуг в рассматриваемой статье являются преподаватели вузов. Вузами должны создаваться оптимальные условия для их работы, поощряться научная и педагогическая активность преподавателей. В свою очередь, преподаватели вузов для повышения своей квалификации должны осваивать новые методики преподавания дисциплин, участвовать в зарубежных стажировках, курсах повышения квалификации, интегрируясь в мировое образовательное пространство. Особое внимание следует обратить на научную активность преподавателей: публикуемость в журналах с высоким импакт-фактором, cовместные научно-исследовательские проекты с зарубежными коллегами, активное привлечение студентов, магистрантов, докторантов к научной деятельности.

Особое место в модели М. Портера занимают потребители продукции-студенты, их родители. Модель Портера утверждает, что потребители обладают значительной рыночной властью, когда они информированы о ценах и качестве товаров, имеют рычаги для контроля цен, качества, условий обслуживания и других условий. В связи с чем, вузы при подготовке конкуретноспособных кадров должны проводить постоянный мониторинг качества предоставляемых им услуг, успеваемость студентов,. Для активного вовлечения студентов в научно-исследовательскую деятельность вузы должны быть полностью обеспечены соответствующим оборудованием, научными лабораториями, иметь контакты с научно-исследовательскими лабораториями для проведения совместных исследований с возможностью прохождения стажировок студентами, магистрантами, докторантами.

Таким образом, применяя модель пяти сил Портера для анализа конкурентной окружающей среды, можно оценить величину каждой из пяти конкурентных сил. Для успешного противостояния конкурентным силам высшим учебным заведениям необходимо разработать такую стратегию, которая оградила бы от действия пяти конкурентных сил Портера.

Выбранная университетом стратегия должна обеспечить его устойчивое развитие, гарантирующее: подготовку специалистов на уровне мировых стандартов и в соответствии требованиями работодателей; проведение научных исследований на уровне, обеспечивающем их спрос на рынке научно-технической продукции. поддержание материально-технической базы в соответствии с требованиями образовательного, исследовательского процессов.

Литература:

1.                  Повышение качества высшего образования — ключевая задача настоящего и будущего. // Универсальная книга. — 2009. — № 8, — с. 10–15.

2.                  Исаева М. Инновационная политика государства в системе Высшего образования РК // Высшая школа Казахстана. — 2010. — № 1, — с. 43–47.

3.                  Robertson R., Lechner F. Modernization, Globalization and the Problem of Culture in the World-Systems Theory // Theory, Culture & Society. — 1985. — № 3;.pp. 103–118.

4.                  Стандарты и руководящие принципы к системам обеспечения качества в европейском пространстве высшего образования. — Астана: Национальный аккредитационный центр, 2005.

5.                  Porter M. E. Competitive Advantage of Nations. — New York: Free Press, 1990 (2nd. ed. — New York: Free Press, 1998. — 896 p.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle