Проектная деятельность как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Лукьянова, С. А. Проектная деятельность как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста / С. А. Лукьянова, О. В. Сосункевич. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 59-61. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/102/5416/ (дата обращения: 24.04.2024).

Развитие познавательных способностей в различных областях знаний и видах деятельности является одной из составляющих успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое — основа формирования этого качества [1].

Способности — это индивидуально-типологические особенности человека, определяющие успешность выполнения им деятельности и легкость ее освоения. К способностям относят не все психологические свойства, а только те, которые отличают одного человека от другого. Способности облегчают усвоение знаний, формирование умений и навыков. В свою очередь, знания, умения и навыки приводят к дальнейшему развитию способностей. Природными предпосылками развития способностей являются задатки, то есть генетически закрепленные анатомо-физиологические особенности организма. Задатки не заключают в себе способностей и не гарантируют их развития. Они могут превратиться и не превратиться в способности, в зависимости от воспитания и деятельности человека. При отсутствии надлежащего воспитания и деятельности даже большие задатки не станут способностями, а при соответствующем воспитании и деятельности даже из небольших задатков могут развиться способности достаточно высокого уровня [5].

Следовательно, можно сделать вывод, что, только правильно организуя деятельность ребенка, можно выявить, а затем и развить его способности. В подтверждение приведем слова К. Д. Ушинского: «Основной закон детской природы можно выразить так: ребенок нуждается в деятельности непрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием или односторонностью».

Другим важным моментом, который следует учитывать педагогу в процессе развития способностей у детей, является комплексный подход, который предполагает одновременное совершенствование нескольких взаимно дополняющих друг друга способностей. Развивать какую-либо одну из способностей, не заботясь о повышении уровня развития других, практически нельзя [4].

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий [3].

Одним из таких перспективных методов, является проектная деятельность. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, она развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

Сегодня метод проектов активно совершенствуется и приобретает все большую популярность, так как рационально сочетает в себе теоретические знания и их практическое применение при решении конкретных проблем. Рассмотрим его подробнее.

Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В его основе лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое [1].

Метод проектной деятельности можно использовать в работе со старшими дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. В работе можно объединить различные области знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей [2].

Таким образом, проблема формирования познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности является актуальной проблемой современного дошкольного образования.

Говоря о практической стороне вопроса, в качестве примера хотим привести реализованный нами в рамках подготовки празднования 75-летия Северодвинска информационный проект «Город мой — Северодвинск». На этапе предварительной беседы с детьми было выявлено, что их знания о родном городе и его достопримечательностях носят отрывочный и бессистемный характер. В качестве метода педагогической работы нами была выбрана проектная деятельность, поскольку она позволила бы решить сразу несколько стоящих перед нами проблем, а именно, данная форма работы позволяет заложить хорошую основу гармонично развитой личности ребенка, расширить его кругозор, сформировать патриотические чувства. Все это не только облегчает процесс познания, но и активизирует у детей мыслительные процессы, развивает познавательные и творческие способности, а также доброе, заботливое отношение к окружающей среде.

Ниже кратко приведем содержание реализованного нами проекта:

Информационный проект «Город мой — Северодвинск»

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.

Срок реализации проекта: 3 месяца      

Цель проекта: Дать детям знания о родном городе и его истории, развивать познавательные и творческие способности детей, воспитывать чувство гордости за свою малую родину.

Задачи:

-       расширить и углубить знания детей о городе Северодвинске, его истории и достопримечательностях;

-       активизировать познавательный интерес у детей и родителей к социальным объектам, стимулировать поисковую деятельность в процессе сбора информации по теме;

-       закрепить умение отражать свои впечатления в продуктивных видах деятельности;

-       воспитывать чувство гордости за свой город

-            Предполагаемые итоги реализации проекта:

-            Знание ребенком достопримечательностей, улиц своего микрорайона, их истории и в честь кого названы;

-            Умение детей ориентироваться в своем микрорайоне;

-            Умение рассказать, о своем доме, улице, памятниках с помощью наглядного материала;

-            Умение передавать в рисунках и в конструктивной деятельности свои впечатления от прогулок и экскурсий по городу;

-            Развитие познавательных способностей, чувства гордости за свой город, желания узнать что-то новое о нем.

Этапы работы:

1.    Постановка проблемы.

Беседа с детьми, мониторинговые исследования выявили низкий уровень знаний детей нашей группы о своем городе. Перед детьми была поставлена проблема: «Как мы можем больше узнать о нашем городе, который отмечает свой 75-летний юбилей»

2.                  Разработка проекта

-       Были определены участники проекта;

-       Составлен перспективный план мероприятий;

-       Определили с детьми пути поиска информации: книги; компьютер; родители; телевидение; музеи;

-       Составлен план взаимодействия с родителями и педагогами;

-       Был объявлен конкурс рассказов «Моя улица»

3.                    Реализация проекта

Раздел Программы

Формы и методы работы с детьми

Познавательное развитие

1.    Цикл экскурсий по улицам города (расположение улиц, домов, общественных зданий, памятники)

2.    Экскурсия в краеведческий музей «Город прежде, город сейчас»

3.    Посещение музея военно-патриотического клуба «Эдельвейс»

4.    Просмотр видеофильмов «С высоты птичьего полета», «Поездка на теплоходе Н. В. Гоголь»

5.    Цикл бесед с детьми о прошлом и настоящем нашего города, о людях, которые прославили Северодвинск

6.    Рассматривание альбомов и фотографий о нашем городе

Речевое развитие

1.    Составление рассказов на тему «Что интересного я увидел по дороге от дома до детского сада», «Расскажи о своем дворе», «Моя улица»

2.    Составление описательных рассказов-загадок о социально-значимых объектах и достопримечательностях нашего микрорайона.

Игровая деятельность

1.   Дидактические игры: «Узнай улицу по описанию», «Угадай, куда пришел турист», «Проложи по карте дорогу от садика до дома», «Подбери слова к заданной схеме»

2.   Сюжетно-ролевые игры «Путешествие на автобусе по городу», «Мы идем в магазин», «Отдыхаем в Ягринском бору», «Такси», «Семья», «Больница», «Мы поисковики»

Работа с родителями

1.   Беседа с родителями о важности ознакомления детей с городом.

2.   Помощь родителей в организации экскурсий, прогулок, подборе научно-популярной, художественной литературы, иллюстрированного материала и видео материала поданной теме.

3.   Участие родителей и детей в конкурсе рассказов «Моя улица»,

4.   Участие родителей в акции «Посади дерево»

5.   Проведение итогового мероприятия «Город мой Северодвинск»

Продуктивная деятельность

1.   Рисование на темы «Моя улица», «Что я видел в музее»

2.   Участие в конкурсе рисунков, посвященному юбилею города

3.   Создание макета улицы

4.   Конструирование из бумаги на темы: «Многоэтажные дома», «Транспорт»

5.   Конструирование из мелкого строителя на тему: «Улицы города»

4.         Презентация проекта

-       Выставка детских рисунков:

-       Макет улицы «Город будущего»

-       Фотовыставка «Любимые места отдыха в нашем городе», «Мы в музее»

-       Альбомы «Моя улица», «Памятники нашего города»

Этапы реализации и презентации проекта были представлены в виде итогового мероприятия с участием родителей гостей, в ходе которого были решены все задачи, сформулированные на этапе разработки. Практическим итогом нашего информационного проекта следует в первую очередь считать активизацию познавательного интереса у детей, получение ими новых знаний о родном городе и его достопримечательностях. Разнообразие форм деятельности, задействованных в процессе реализации данного проекта, позволяет говорить о его комплексном влиянии на развитие способностей детей (познавательных, музыкальных, художественных, конструкторских и т. д.)

Таким образом, в данной работе на конкретном практическом примере мы показали, что метод проектной деятельности, используемый в условиях дошкольного образовательного учреждения, позволяет комплексно развивать индивидуальные способности детей.

Литература:

1.      Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. //М: Мозаика- Синтез, 2008. — 112 с.

2.      Данюкова А. Вы любите проекты?//Обруч.-2001.-№ 4.-с.11–13

3.      Морозова Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ.// Ребенок в детском саду. — 2010 № 2 — С.7

4.      Теплов Б. М. Способности и одарённость. // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: изд-во Моск. Ун-та, 1982, с. 133.

5.      http://www.psychologies.ru/glossary/dict/31/

Основные термины (генерируются автоматически): город, проектная деятельность, ребенок, Северодвинск, способность, информационный проект, познавательный интерес, различная область знаний, родной город, чувство гордости.

Похожие статьи

Педагогический проект «Родной город» (групповой, творческий...)

родной город, Северодвинск, город, дом, ребенок, моя мечта, малая Родина, игровая деятельность, жизнь города, совместное изготовление. Похожие статьи. Моя малая Родина | Статья в журнале «Молодой ученый».

Развитие познавательных способностей дошкольников...

От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития

— М.: Мозаика-синтез, 2002. Захарова М. А., Костина Е. В. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети.

Проектная деятельность как средство развития у старших...

Ключевые слова: познавательный интерес; самостоятельная познавательная деятельность; проектная деятельность.

Одними из первых познавательный интерес в качестве одного из ведущих мотивов, побуждающих детей к знаниям, к учению, стали рассматривать такие...

Проектная деятельность по краеведению как средство...

- воспитывать в детях чувство гордости за свой район

Основные термины (генерируются автоматически): родной район, Новоильинский район, Ильинка, ребенок, творческая активность, педагогический процесс, проектная деятельность, родное село, родной город, домашний...

Развитие творческой познавательной активности воспитанников...

проектная деятельность, творческая деятельность, воспитанник, проектирование, работа, исследовательская деятельность, четкий план, бескорыстный поиск истины, метод проектов, знание.

Проектная деятельность как основа формирования предпосылок...

‒ развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования

Диалог с детьми способствует развитию саморефлексии ребёнка в области познания собственных

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, проектная деятельность, этап...

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста...

Педагогический проект «Родной город» (групповой, творческий...) родной город, Северодвинск, город, дом, ребенок, моя мечта, малая Родина, игровая деятельность, жизнь города, совместное изготовление.

Формирование у дошкольников патриотических чувств через...

проектная деятельность, ребенок, проект, дошкольник, знание детей, родной край, проектный метод, дошкольный возраст, комплексное взаимодействие, образовательный процесс.

Развитие познавательной активности у детей старшего...

Такую пытливость ума развивает проектная деятельность. Целью данного проекта являлось развитие познавательной активности детей и родителей в процессе ознакомления с родным краем, историей, достопримечательностями и людьми, прославившим его.

Похожие статьи

Педагогический проект «Родной город» (групповой, творческий...)

родной город, Северодвинск, город, дом, ребенок, моя мечта, малая Родина, игровая деятельность, жизнь города, совместное изготовление. Похожие статьи. Моя малая Родина | Статья в журнале «Молодой ученый».

Развитие познавательных способностей дошкольников...

От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития

— М.: Мозаика-синтез, 2002. Захарова М. А., Костина Е. В. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети.

Проектная деятельность как средство развития у старших...

Ключевые слова: познавательный интерес; самостоятельная познавательная деятельность; проектная деятельность.

Одними из первых познавательный интерес в качестве одного из ведущих мотивов, побуждающих детей к знаниям, к учению, стали рассматривать такие...

Проектная деятельность по краеведению как средство...

- воспитывать в детях чувство гордости за свой район

Основные термины (генерируются автоматически): родной район, Новоильинский район, Ильинка, ребенок, творческая активность, педагогический процесс, проектная деятельность, родное село, родной город, домашний...

Развитие творческой познавательной активности воспитанников...

проектная деятельность, творческая деятельность, воспитанник, проектирование, работа, исследовательская деятельность, четкий план, бескорыстный поиск истины, метод проектов, знание.

Проектная деятельность как основа формирования предпосылок...

‒ развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования

Диалог с детьми способствует развитию саморефлексии ребёнка в области познания собственных

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, проектная деятельность, этап...

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста...

Педагогический проект «Родной город» (групповой, творческий...) родной город, Северодвинск, город, дом, ребенок, моя мечта, малая Родина, игровая деятельность, жизнь города, совместное изготовление.

Формирование у дошкольников патриотических чувств через...

проектная деятельность, ребенок, проект, дошкольник, знание детей, родной край, проектный метод, дошкольный возраст, комплексное взаимодействие, образовательный процесс.

Развитие познавательной активности у детей старшего...

Такую пытливость ума развивает проектная деятельность. Целью данного проекта являлось развитие познавательной активности детей и родителей в процессе ознакомления с родным краем, историей, достопримечательностями и людьми, прославившим его.