Библиографическое описание:

Мельникова А. С. Значение и развитие творческого мышления у младших школьников на уроках изобразительного искусства в школе [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 122-124.

Современное общество уже не представляет свое существование без техники и новых научных разработок, потому что они прочно внедрились в нашу жизнь, делая ее комфортнее и проще. Поступление же в наш обиход технических новинок, гаджетов обеспечивает развитие научно технического прогресса. Под научно-техническим прогрессом понимается непрерывный процесс качественного совершенствования и количественного роста всех составляющих общественного производства — средств, предметов труда, работников производства, а также модернизация методов их соединения в производственных процессах на основе достижений науки, техники.

21 столетие получило название «век научно — технического прогресса», потому что развитие быстрыми темпами прикладной науки привело к многочисленным достижениям и внедрению их в повседневной жизни, бизнесе, производстве. В связи с подобными стремительными трансформационными процессами, происходят так же изменения в условиях и характере существования общества и отдельно взятого человека. Переход жизнедеятельности людей к новому качеству сопровождается весьма значительным ускорением всех процессов, которое веским образом меняет условия, алгоритм, характер, последствия поведения людей и образа их жизни во всех сферах их существования. Таким образом, возникает потребность в активной, самостоятельной, творчески направленной личности. Способность к адаптации и творчеству — главные качества, которые руководят жизнедеятельностью человека, хотя и не осознаются им, уходя в глубины бессознательного [2, с. 21]

С детства нас приучают соблюдать множество правил и придерживаться законов. Часть из них (например, чистка зубов по утрам, домашняя уборка по выходным, мытье рук перед едой и т. д.) выполняются автоматически. Шаблонность действий превращается в ежедневную рутину, которая противоречит с данной человеку способностью творить, создавать новое. Человек по, своей природе, стремится разрешить любое противоречие. Общество разрешает это противоречие путем подавления способности к творчеству, создавая таким образом не личность, а «машину» для выполнения чужой воли, само того не замечая.

Поэтому, чтобы развить творческий потенциал необходимо научить человека видеть вещи в новом ракурсе, искать необычные способы их применения. Чем раньше мы начнем приучать его к подобному видению мира, тем более эффективным будет результат. В дошкольном возрасте дети наиболее восприимчивы к познанию, а в их поведении еще нет определенных канонов. Стремление ребенка к самопознанию, познанию и освоению окружающего мира, к самостоятельной, творческой деятельности является доказательством того, что творческий процесс входит в жизнь ребенка помимо его сознания. В работе В. Т. Кудрявцева, посвященной диагностике творческого потенциала детей дошкольного возраста как индикатора готовности детей к развивающему обучению в школе, подводится своеобразный итог спонтанного детского творчества. Исследователь приходит к выводу что «творческое развитие представляет собой всеобщую и ведущую форму детского развития» [2, с. 30]. Именно тогда нужно начинать развивать их творческое мышление. Для этого в детских садах проводится много занятий — рисование, ДПИ, развивающие игры; даже занятия по математике, развитию речи, чтению и письму зачастую носят творческий характер.

К сожалению, с переходом ребенка в школу, его соприкосновение с творчеством значительно снижается. Исследования показывают, что с пятилетнего до взрослого возраста творческие способности снижаются более чем в сорок раз. Наиболее благоприятным возрастом, позволяющим приостановить это падение, по мнению многих ученых, является младший школьный возраст. Для занятия ребенка творчеством большую роль играет мотивационная основа. Достаточно значимой является как внешняя мотивация — оценка учителем успехов и неудач ребенка, выставленная им отметка и связанное с ней отношение окружающих [1, с.127], так и внутренняя, основанная на потребности в творчестве, психической активности, реализации своего Я для всеобщего, стремлении к красоте, обновлению и совершенству [2, с.31].

Развитие совершается в процессе обучения и воспитания. Творчество формируется в процессе взаимодействия с миром, через овладение духовной и материальной культуры и искусства. Наиболее эффективными для развития творческого мышления младших школьников являются уроки изобразительного искусства, которые включают в себя не только рисование, но и множество других видов деятельности: аппликация, художественная лепка, батик, роспись по дереву и многое другое. На уроках дети знакомятся с произведениями искусства, которые способствуют появлению вдохновения для создания собственного произведения.

На уроках изобразительного искусства большое внимание необходимо уделить развитию воображения. Воображение тесно связано с памятью, восприятием, мышлением. Мышление — наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами. Мышление радикально расширяет возможности человека в его стремлении к познанию всего окружающего шире, вплоть до невидимого, поскольку оно оперирует не только первичными и вторичными образами, но и понятиями [4, с. 43]. Одной из форм познания окружающего мира является занятие изобразительным искусством, поэтому мышление человека играет ведущую роль в его занятии творчеством.

При создании художественного произведения особое значение имеет наглядно — образное мышление, особенностью которого является становление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств. Основой наглядно — образного мышления является воображение. Воображение — это психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте. Воображение как своеобразная форма отражения действительности: осуществляет мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого, способствует предвосхищению будущего, «оживляет» то, что было ранее.

Воображение может быть пассивным (сновидения, грезы) и активным, которое, в свою очередь, разделяют на воссоздающее (создание образа по его описанию) и творческое (создание новых образов, требующих отбора материалов в соответствии с замыслом) [4, с. 49].

Одним из обязательных условий творческой деятельности является фантазия. Она очень тесно связана с воображением, однако, это не одно и то же: фантазия — психическая деятельность, связанная с созданием воображаемых представлений, не находящих реального отражения в окружающем мире; продукт воображения, порожденный собственной деятельностью человека. В психоанализе фантазия рассматривается с точки зрения сознательной или бессознательной деятельности человека, обусловленной внутренним стремлением к исполнению, осуществлению, удовлетворению его желаний [3, с.1039].

Еще одним условием создания художественного произведения, как результата творческой деятельности, является наличие мечты. Мечта — вид творческого воображения, связанного с осознанием желаемого будущего.

Этапы творческого воображения:

-       возникновение творческой идеи;

-       «вынашивание» замысла;

-       реализация замысла [4, с. 49].

Из вышесказанного мы можем сделать вывод, что для развития творческого мышления учащихся, мы должны способствовать формированию воображения через развитие фантазии и создание мечты ребенка.

В. И. Ленин говорил: «ничего не стоит никакая школа, никакой университет, если нет практического уменья». Это изречение дает нам понять о том, что мы всеми силами должны развивать практические умения ребенка, но не в качестве исполнителя, а в качестве создателя. Для решения этой задачи в педагогической системе внедряются прогрессивные технологии, творческие проекты, новые идеи, ориентированные на самостоятельность — самообразование, саморазвитие, самореализацию детей в практической деятельности.

Основной сутью творческого мышления является новизна. Исходя из этого, можно выделить несколько направлений развития способности к творчеству:

-       Важным умением творческого человека является способность взглянуть на мир со стороны. Для развития этой способности ребенок должен иметь знание о том, что представляют собой «другие стороны» восприятия мира. Кроме того, в творческом процессе большую роль играет комбинирование, перестановка, изменение положения уже известных элементов. Поэтому обладание всей полнотой художественной культуры существенно расширяет возможности для творчества.

-       С другой стороны, творец способен создавать новое на пустом месте, в неопределенной ситуации, когда привычные алгоритмы мышления не дают решения проблемы.

-       Умение воспринимать искусство повышает способность к творческому мышлению. Развитию этого умения помогает изучение образцов изобразительного творчества на примере шедевров прошлого, понимание художественных законов, мировоззрения и индивидуальности мастера; языка искусства, техник и технологий, с помощью которых выполнены шедевры, поражающие нас до сих пор.

Учащиеся учатся видеть предмет под новым углом зрения, расширять возможности материала, распознавать его новые функции и свойства. Это особенно важно в наше время, когда новые материалы и технологии появляются каждый день.

Литература:

1.      Гамезо М. В., Петрова Е. А., Орлова Л. М. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. — М.: Педагогическое общество России, 2003. — 512 с.

2.      Ермолаева — Томина Л. Б. Психология художественного творчества: Учебное пособие для вузов. — 2-е изд. — М.: Академический Проект: Культура, 2005. — 304 с.

3.      Лейбин В. Н. Словарь — справочник по психоанализу. — 2-е изд. — М.: Аст, 2010. — 1219 с.

4.      Столяренко Л. Д. Основы психологии. — Ростов н/Д.: Феникс, 1997. — 736 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle