Библиографическое описание:

Ходеева С. Ф., Логоша Г. Е., Кудрина Л. В., Кислинская Н. П. Воспитание культуры поведения по средствам произведений художественной литературы [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 80-82.

В наше время, когда людям так не хватает эмоционального контакта и понимания, часто можно встретить агрессивных детей. Сегодня вряд ли кого-то можно удивить статистическими данными о росте детской преступности. Взрослые порой просто не знают, как побороть все возрастающую детскую жестокость, враждебность. Гнев, злоба, месть как формы проявления агрессивности разрушают общество. Большинство ученых считают, что агрессия влечет за собой злонамеренное поведение.

Признаки агрессивности могут проявляться уже в детстве. У детей 5–7 лет агрессия зачастую становится защитным механизмом, что объясняется эмоциональной неустойчивостью. Детям сложно разобраться в мире человеческих отношений, освоить язык чувств. Многого еще не зная и не умея, дети часто нарушают установленные нормы, ведут себя неадекватно.

Детская агрессивность рассматривается как социальное явление, поэтому взрослым очень важно найти пути воспитания у детей миролюбия и доброжелательного поведения.

Одним из способов оказания психолого-педагогической помощи детям 5–7 лет по преодолению агрессивных тенденций в условиях социально-одобряемых форм поведения является воспитание культуры поведения.

Воспитанность человека заключается в его духовности, в гармонии нравственных качеств, в душевной тонкости и способности к самоконтролю, в ответственности и чувстве дома перед обществом, Родиной. Все эти качества проявляются в труде, общении с людьми, разумных потребностях, культуре поведения.

Культура поведения в своей основе имеет глубоко социальное нравственное чувство уважения к человеку, к законам человеческого общества. Хочешь, чтобы уважали тебя-уважай других, веди себя так, чтобы не вызвать у людей осуждения, неприязни. Культура человеческих отношений дело не только личное, но и общественное. Поэтому стремление человека к овладению культурой поведения есть не что иное, как стремление к самоусовершенствованию личности.

В дошкольном возрасте у ребенка следует вырабатывать такие навыки и привычки, которые положили бы начало дальнейшему совершенствованию личности, общему развитию и воспитанности и отвечали нормам морали. А. С. Макаренко указывал на то, что «культурное воспитание ребенка должно начинаться очень рано, когда ребенку еще очень далеко до грамотности, когда он только что научился хорошо видеть, слышать и кое-как говорить».

С самого раннего возраста ребенок учится у взрослых. Он учится не только ходить, говорить, правильно пользоваться предметами, играть, получать знания, трудиться, но и чувствовать, думать, переживать, правильно относиться к другим людям и к себе самому. С каждым годом кругозор детей значительно расширяется, растет интерес к окружающей жизни. Дети хотят знать о многом, и на помощь должна прийти хорошая книга.

Художественная литература — это тот источник, который благотворно влияет на развитие эмоциональной и духовной сторон личности ребенка. В искусстве и особенно в художественной литературе ярко представлена эмоциональная оценка действительности. В этом преимущество литературы как средства воспитания культуры поведения.

Велика роль художественного слова. Слушая произведение, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и не удачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения.

Художественная литература воздействует на чувства и разум ребенка, развивает его восприимчивость, эмоциональность. По словам Б. М. Теплова, искусство захватывает различные стороны психики человека: воображение, чувства, волю, развивает его сознание и самосознание, формирует мировоззрение.

Используя, художественную литературу как средство воспитания культуры поведения, воспитатель должен обратить особое внимание на отбор произведений, методику чтения и проведения бесед по художественным произведениям с целью формирования у детей гуманных чувств и этических представлений, на перенос этих представлений в жизнь и деятельность детей (насколько отражаются чувства детей, пробуждаемые искусством, в их деятельности, в их общении с окружающими людьми)

Отбирая литературу для детей, нужно понимать, что моральное, нравственное воздействие литературного произведения на ребенка зависит, прежде всего, от его художественной ценности.

Воспитатель подбирает художественные произведения в зависимости от конкретных воспитательных задач, стоящих перед ним. От содержания художественного произведения зависят те воспитательные задачи, которые решает воспитатель как на занятиях, так и вне их.

Книги для чтения и рассказывания дошкольникам должны быть идейно направленными, иметь высокое художественное мастерство, литературную ценность, доступность, соответствовать возрастным и психологическим особенностям детей, сюжетную занимательность, простоту и ясность композиции, конкретные педагогические задачи.

Ребенок, вследствие небольшого жизненного опыта, не всегда может увидеть главное в содержании книги, поэтому важно проводить этические беседы о прочитанном.

Готовясь к беседе, воспитатель должен продумать, какой аспект культурного поведения он собирается раскрыть перед детьми с помощью данного художественного произведения, и в соответствии с этим подобрать вопросы.

Беседы с детьми нужно строить так, чтобы этическое представление приобрело для ребенка определенное, яркое, живое содержание.

Тогда и чувства его развиваются более интенсивно. Именно поэтому необходимы разговоры с детьми о состояниях, переживаниях героев, о характере их поступков, о совести, о сложности различных ситуаций.

Беседы о сказках «Фея» Ш. Перро, «Гадкий утенок» Г-Х. Андерсена, рассказе «Серая Звездочка» Б. Заходера и т. п. помогают формированию у детей чувства доброжелательности и справедливости по отношению к тем, кто несправедливо обижен, унижен.

Перед беседой по этим произведениям воспитатель делает такое вступление: «Вспомните, дети, в сказке «Фея» рассказывается о том, что мать любила старшую дочь за то, что она была такая же некрасивая, как и она сама, а младшую не любила за ее красоту. В рассказе Б. Заходера «Серая Звездочка» злой мальчишка хочет убить жабу и кричит, что она страшная, уродина, а цветы любят ее, потому что она помогает им жить, радоваться, расцветать, спасая от вредных насекомых. В сказке Андерсена бедного утенка гонят, преследуют только за то, что он не был похож на других и казался всем гадким, хотя он никому не сделал зла. Справедливо ли обижать и унижать за то, что кто-то красив или некрасив, беден или богат? Давайте вместе подумаем». Таким образом беседы помогают переносить этические представления, полученными детьми в их жизнь и деятельность. С этой целью в конце беседы о художественном произведении можно задавать детям такие вопросы: «О чем ты думал, когда слушал этот рассказ? Может быть что-нибудь похожее было и в твоей жизни? Расскажи». И т. п.

Нецелесообразно ставить перед детьми слишком много вопросов, так как это мешает им осознать главную идею художественного произведения, снижает впечатление от прочитанного. Вопросы должны побуждать у дошкольников интерес к поступкам, мотивам поведения героев, их внутреннему миру, их переживаниям.

Вопросы эти должны помочь ребенку разобраться в образе, высказать свое отношение к нему, они должны помочь воспитателю понять душевное состояние воспитанника во время чтения, выявить способность детей сравнить и обобщить прочитанное, стимулировать дискуссию среди детей в связи с прочитанным.

Чувства ребенка необходимо укреплять, развивать. Для этого воспитатель подбирает близкие по содержанию художественные произведения, например рассказ В. Осеевой «Почему?» и аналогичный ему по содержанию рассказ Н. Носова «Карасик». В обоих рассказах описываются душевные переживания мальчиков, связанные с тем, что по их вине в одном случае собака, в другом — котенок должны понести незаслуженное наказание, и с тем, что они обманули мам. Целесообразно беседовать сразу о двух произведениях, формируя у детей сравнительную оценку образов, поступков героев. Постепенно ребенок научится сравнивать не только поступки литературных героев, но и свои, а так же поступки сверстников. Учитывая, что дети уже знакомы с рассказом Н. Носова «Карасик» и, следовательно, уже должны были осознать подобный ход событий, содержание вопросов к ним по рассказу В. Осеевой «Почему?» меняется. Теперь воспитатель выясняет умение детей сравнивать, воспринимать в других ситуациях полученные ранее представления; кроме того, ставится конкретная цель: закрепить возникшее у детей чувства и представления о том, что переносить свою вину на другого — это несправедливо, нечестно.

Представления, полученные детьми из художественных произведений, переносится в их жизненный опыт постепенно, систематически. Художественная литература способствует возникновению у детей эмоционального отношения к поступкам героев, а затем и окружающих людей своим собственным поступкам.

Таким образом беседы по содержанию произведений художественной литературы способствуют формированию у детей нравственных мотивов культурного поведения, которыми он в дальнейшем руководствуется в своих поступках. Именно детская литература позволяет раскрыть дошкольникам сложность взаимоотношений между людьми, многообразие человеческих характеров, особенности тех или иных переживаний, наглядно представляет примеры культурного поведения, которые дети могут использовать как образцы для подражания.

Литература:

1.      С. И. Семенака: «Уроки добра». Коррекционно-развивающая программа для детей 5–7 лет. М.: АРКТИ, 2002

2.      Карпинская Н. С. «Художественное слово в воспитании детей. Ранний и дошкольный возраст». М».,Педагогика»,1972

3.      «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников». Под ред. А. М. Виноградовой. М.: Просвещение, 1989

4.      «Нравственное воспитание дошкольников». Под ред. В. Г. Неч.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle