Библиографическое описание:

Шегаев И. С. Система российского образования: к вопросу о проблеме патриотического воспитания [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 24-26.

В статье поднимается проблема патриотического воспитания граждан РФ, обозначается актуальность вопроса на современном этапе развития российского общества, определяется роль образовательной организации в этом вопросе, формулируются авторские рекомендации, способные лечь в основу патриотической программы системы образования.

Ключевые слова: образовательная организация, патриотизм, общеобразовательная школа, Отечество, Россия, государственные приоритеты, программа воспитания.

This article raises the problem of patriotic education of citizens of the Russian Federation, denoted urgency of the matter at the present stage of development of Russian society that defines the role of the educational organization in this matter, the author formulates recommendations that can form the basis of patriotic program of education.

Keywords:educational organization, patriotism, Secondary School, Fatherland, Russia, government priorities, the program of education.

Роль образования невероятно велика: именно оно определяет положение человека в обществе, а государства — в современном мире, в связи с чем, систему следует воспринимать не столько в качестве сферы услуг (которой она, без сомнений, является), но как стратегически важный приоритет государства, его ресурс, укрепляющий авторитет страны на международной арене и способствующий внутреннему национальному единству.

Посредством образовательных технологий можно осваивать многие политические направления, к числу наиболее востребованных из них относится, например, система патриотических ценностей, а именно: ее возрождение и перспективное развитие.

Об актуальности вопроса и его проблемном характере свидетельствует ряд обстоятельств.

Во-первых, утрата идеалов и появление «мировоззренческого разнообразия» [3, С. 3], повлекшего за собой обострение духовно-нравственной составляющей общества с одной стороны и непрерывный поиск новой гражданской идентичности — с другой.

Во-вторых, социально-политическая и экономическая «апатия» современной молодежи, выраженная в безразличном отношении к государству и вовлеченности в группы девиантной и делинквентной направленности.

В-третьих, несформированность молодежного мировоззрения, приводящая «к росту влияния экстремистских и популистских сил, способных при неблагоприятном развитии экономической и политической ситуации в стране манипулировать молодыми людьми» [3, С. 4].

В-четвертых, тенденция снижения патриотических настроений российских граждан, подтвержденная как данными статистики (в 2005 г. патриотами себя не считали 10 % опрошенных, в 2012 г. — 17 %), так и результатами последних исследований [2].

Ответственность за вышеобозначенные тенденции, вне всяких сомнений, лежит на государстве: именно оно обозначает вектор развития социума, формирует идеологические концепции, определяет национальные интересы и ориентиры, в связи с чем, и решение проблемы патриотического воспитания, по мнению автора, должно быть именно «государственным», а система образования — его основным инструментом. Каждая общеобразовательная дисциплина — непосредственный или опосредованный «проводник патриотизма». Используя собственную методику и специфический ракурс предмета, преподаватель на ранних этапах развития ребенка зародит в его сознании необходимое чувство.

К сожалению, сказать, что руководство страны использует определенный ресурс в полном объеме нельзя:[1] об этом свидетельствует, в первую очередь, сам факт редкого упоминания термина «патриотизм» в школьной литературе.

Так, например, календарно-тематическое планирование обществознания[2], на основании которого разработан каждый урок, за общешкольный период использует формулировку «патриотизм» лишь однажды: в 5 классе (тема «Государственные символы России») [7]. То же относится и к школьному курсу ОБЖ (в нем термин употребляется дважды: в 10 и 11 классах) [7].

Важно также отметить, что количество государственных праздников, ориентированных на «укоренение» патриотических ценностей, практически сведено к нулю: к таковым (отмечаемым школой) относятся лишь 23 февраля, 9 мая и 4 ноября[3]. Тематические часы, проводимые классными руководителями, не дают ровным счетом никакого эффекта, являясь формализованным мероприятием, зачастую заменяемым делами иного характера.

Существенная проблема видится и в системе экзаменации российского образования. Современная форма аттестации учеников, направленная на усвоение необходимых для сдачи теста (ОГЭ и ЕГЭ) знаний, практически полностью исключает возможность «маневра» педагога на уроке, посредством которого можно было бы строить «патриотический фундамент» занятия. Иными словами: традиционная форма экзамена оставляла учителю возможность раскрывать содержание любого урока сквозь призму любви к Отечеству, в сегодняшних же условиях мы наблюдает ее замену «загрузкой» исключительно необходимых, стандартизированных знаний [9, 11].

Кроме всего прочего, современная система образования лишена последовательной патриотически насыщенной идеологии, которая выступала бы в качестве платформы со своей специфической атрибутикой: государственной символикой (флаг и герб, к сожалению, вывешиваются исключительно во время праздников), отдельными предметами, например, москвоведением (не является обязательным, а потому зачастую не ведется), систематическими общешкольными экскурсиями в места, например, воинской славы или выездами на просмотры отечественных кинофильмов (все это сейчас существует лишь в рамках факультативов).

Вышеобозначенные проблемы не следует связывать с упущениями общеобразовательных школ или вузов. Речь идет об отсутствии государственного надзора в данной области.

Реставрация сложившейся ситуации, по мнению автора, необходима с твердой опорой на советский опыт, которому в этом отношении, руководствуясь принятой пятибалльной шкалой, можно ставить уверенное «отлично».

Первое. Трансформация внешнего облика общеобразовательной школы. Акцент необходимо перенести на государственную символику: каждое здание должно развевать отечественные знамена, а форма школьников, введенная в качестве единственной и общеобязательной, — содержать российскую атрибутику.

Второе. Ежедневное исполнение гимна перед началом учебных занятий — современная практика многих европейских государств (США, Украина и др.) [12]. Регулярное воспроизведение символичных строк способствует приобщению к культуре страны, ее истории, а также формированию уважения к государственным ценностям.

Третье. Перепись учебной литературы с целью формирования комплексного представления о роли и месте России, ее народа в собственной судьбе (особенно в экстраординарные периоды), в истории мирового сообщества. Следует пересматривать отношение к некоторым историческим личностям (Иван IV, Петр I, И. В. Сталин) и, исключая «очерняющий оттенок», напротив подчеркивать невероятные с точки зрения интересов государства заслуги.

Четвертое. Обязательное дополнение общешкольной программы такими направлениями, как, например, москвоведение, археология, военно-спортивные игры. В отличие от сегодняшних аналогов (история и ОБЖ) курс должен действовать на постоянной, обязательной для всех основе.

Пятое. Сотрудничество общеобразовательных организаций с НКО патриотической направленности как в информационной части (проведение семинаров, форумов, конференций), так и в отношении практической составляющей (культурно-массовые мероприятия, военные реконструкции и т. д.).

Вышеупомянутые предложения — лишь часть идеи, которая должная быть обличена в целостную, продуманную концепцию взаимодействия всех звеньев государственного института. Интерес руководства страны в адрес патриотического воспитания должен быть перенаправлен в самое ближайшее время: необходимо отступать от глобальных проектов и приближаться к насущному, к «кузнице поколений» — образовательной организации, посредством которой и доводить до детей необходимые ценности и ориентиры.

Литература:

1.         Абрамов А. В. Раскол электорального поля и перспективы патриотической консолидации современного российского общества // Вестник МГОУ. — Серия «История и политические науки». — 2013. — № 5. — С. 184–192

2.         Абрамов А. В. Современный российский патриотизм: каков он? // Вестник московского государственного областного университета (электронный журнал). — 2013. — № 4. — URL: http://evestnik-mgou.ru/Articles/Doc/508 (дата обращения: 13.03.2014 г.)

3.         Ахвледиани Н. Р. Государственная политика патриотического воспитания молодежи в современной России: автореф. дис … канд. пол. наук. — М., 2010. — 20 с.

4.         Владимир Чуров готовит школьникам «уроки демократии» // Коммерсантъ. — 2014. — 12 мар.

5.         Роль государственных институтов в патриотическом воспитании молодежи в условиях трансформации Российского общества: автореф. дис … канд. пол. наук. — М., 2013. — 24 с.

6.         Рудакова Е. Н. Глобализация образовательной политики как фактор национальной безопасности Российской Федерации: автореф. дис … докт. пол. наук. — М., 2013. — 45 с.

7.         Учебно-методические документы ГБОУ СОШ № 1302 Северо-западного окружного управления образования Департамента образования города Москвы [Электронный ресурс]. — URL: http://schu1302.mskobr.ru/docs/methodical_documents/ (дата обращения: 14.03.2014 г.)

8.         Халимбекова М. Х. Феномен патриотизма: философско-культурологический дискурс: автореф. дис … канд. филос. наук. — Астрахань, 2012. — 22 с.

9.         Шегаев И. С. ЕГЭ как деструктивный фактор российского образования // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. — 2013. — № 10. — С. 213–218

10.     Шегаев И. С. Механизм формирования и реализации патриотической инициативы граждан посредством местного самоуправления // Научное обозрение. — Серия 2 «Гуманитарные науки». — 2013. — № 1–2. — С. 3–8

11.     Шегаев И. С. Система российского образования: проблема государственной итоговой аттестации // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 48–51

12.     Школы в США // Молдавские ведомости. — 2014. — 25 фев.



[1] Значительно «примернее» в этом отношении был Советский союз. Достаточно вспомнить физкультурный комплекс ГТО, ориентированный на всесторонне физическое развитие советского человека (в том числе и ребенка) укрепление здоровья, подготовку к высокопроизводительному труду и защите Родины. Примечателен также и курс НВП, закладывавший детям основы патриотизма, посредством подготовки к гражданской обороне. 

[2] Дисциплина социально-гуманитарного цикла, преподаваемая во всех образовательных организациях страны.

[3] Соответственно: День защитника Отечества, День победы и День народного единства.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle