Библиографическое описание:

Курчий О. В. Освещение эстетического воспитания детей в семье на страницах периодической прессы (50–80-е гг. ХХ в.) [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 8-10.

В статье изучены актуальные проблемы эстетического воспитания детей в семье в 50–80-х гг. ХХ столетия, которые поднимались исследователями данного периода на страницах периодической прессы. Исследовано состояние проблемы эстетического воспитания детей в семье в данный период.

Ключевые слова: семья,воспитание детей, семейное воспитание, эстетическое воспитание, периодическая пресса.

На всех этапах развития общества педагогическая наука уделяла огромное внимание семье, семейному воспитанию и педагогическому просвещению родителей. Известно, что именно в семье закладываются первые впечатления ребенка о мире, первые чувства.

Целью воспитания является формирование всесторонне развитой личности, именно семья осуществляет умственное, нравственное, трудовое, физическое и эстетическое воспитание ребенка. Тем самым, семья является естественной средой социализации детей, играя важнейшую роль в их эстетическом воспитании.

Эстетическое воспитание — это формирование эстетического отношения человека к действительности, в процессе которого осуществляется ориентация личности к эстетическим ценностям.

Быт и уклад жизни семьи для ребенка представляет собой источник эстетических впечатлений. Безусловно, на ребенка влияет обстановка, в которой он живет, а вкусы, обычаи и рассуждения родителей становятся для него мерилом красоты. Поэтому, именно родители закладывают в ребенке основы формирования эстетического вкуса и чувств, умело организовывая эстетический быт в доме, одежде, красоте взаимоотношений между членами семьи и участие в деятельности.

Анализ публикаций в периодической прессе 50–80-х гг. минувшего столетия позволяет утверждать, что на страницах газет и журналов исследуемого периода большое значение приобретали вопросы эстетического воспитания детей в семье. Они рассматривались в публикациях педагогов, исследователей, ученых: В. Абратовой, В. Бутенко, О. Васильевой, М. Волос, С. Диденко, О. Замощиной, Б. Ивасова, И. Иливахиной, Л. Коваль, М. Красовицкого, О. Мищенко, В. Слуцкого, И. Тарасенко, Т. Цвелиха, В. Шпак, А. Щербо и др.

Аспектами освещения на страницах периодической прессы были: формирование у детей эстетического восприятия прекрасного, становление эстетического вкуса, чувств, интересов, создание условий для увлечения музыкой и искусством. Например, исследователь И. Иливахина [5], освещая опыт родителей в воспитании эстетического вкуса детей, подчеркивает важность посещения музеев, выставок, картинных галерей. По ее мнению, эстетический вкус и восприятие прекрасного не только обогащают человека, его духовный мир, но и организовывают, направляют его поведение и поступки. О. Васильева также подчеркивает, что родители придают большое значение искусству воспитания детей, а некоторые из них хотели бы, чтобы их дети увлекались искусством не как будущей профессией, а как занятием, которое духовно обогащает [2, с. 13].

В эстетическом воспитании ребенка большое значение имеет его общение с природой, которая является не только средой обитания человека, но и великолепным воспитателем. Поэтому, красота окружающего мира пробуждает у ребенка гамму чувств, влияющих на формирование личности. Этот вопрос рассматривался на страницах периодической прессы исследуемого периода и был невероятно актуальным. Например, М. Красовицкий говорит, что при воспитании ребенка мы должны его научить понимать, любить и творить, ибо, по мнению В. А. Сухомлинского: «Тот, кто может увлечься красотой природы, не способен на плохой поступок» [6, с. 5].

По мнению педагогов и психологов, дети должны с раннего возраста научиться понимать прекрасное, уметь отличить настоящую красоту от фальшивой. Исследователь И. Тарасенко в своей статье также подчеркивает, что эстетическое восприятие природы обуславливает новый способ видения, восприятия и понимания обычных вещей в обычном мире. Поддерживая эту мысль, О. Васильева в своей публикации отмечает, что формирование эстетической направленности начинается именно с любования красотой природы [2, с. 10]. Прогулки на природе, наблюдение природных явлений, игры с природными материалами имеют большое значение в эстетическом воспитании, когда природа становится могущественным фактором развития ребенка.

Эстетически воспитывает ребенка вся окружающая действительность, быт, характер труда. Но более всего влияет искусство. Художественные произведения расширяют эмоциональный опыт детей, формируют их интересы, вкусы, потребности. По этому поводу педагоги в своих публикациях утверждают: «Первое знакомство с искусством, чтение сказок, просмотр детских спектаклей, мультипликационных фильмов, учат детей различать добро и зло, воспитывают любовь к родному краю» [2]. Таким образом, эстетически развивает сам процесс познания искусства: чтение книг, прослушивание музыки, просмотр спектаклей, когда в восприятие художественного произведения включается личность ребенка.

Успех эстетического отношения к окружающему отмечается не отдельными способами эстетического влияния, а соответствующей направленностью воспитательного процесса. Значительное количество публикаций на страницах периодических изданий посвящено формированию эстетического вкуса у детей, который является важным качеством гармоничного развития личности, что помогает правильно понимать, оценивать прекрасное, наслаждаться ним в окружающей жизни и искусстве. Активное формирование такого вкуса у детей происходит под влиянием живописи, музыки, искусства, скульптуры и театра.

Следует подчеркнуть, что педагоги исследуемого периода уделяли большое внимание эстетическому воспитанию детей в семье посредством музыкального искусства. Например, О. Замощина отмечает, что особенной важности имеет музыкальное воспитание детей в семье и та музыкальная атмосфера, которой окружен ребенок с первых дней жизни [4, с. 73]. Колыбельная песня матери является тем фактором, который дает первый толчок музыкальным способностям и помогает их эстетическому развитию. В поддержку эстетического воспитания ребенка при помощи музыки, исследователи Л. Коваль и О. Мищенко в публикации «Развитие интереса детей к музыкальному искусству» (Початкова школа. — 1974. — № 7. — С. 5–10), также доказывают, что именно музыкальное искусство развивает познавательные способности детей, их восприятие и помогает формированию духовной культуры. К тому же, непосредственным заданием эстетического воспитания детей посредством музыки является: выработка постоянного и стойкого интереса к музыкальному искусству, который возник у ребенка, превращение в жизненную потребность начального ситуативного желания общения с музыкой, использование музыкального искусства в комплексе с другими сферами воспитания для всестороннего развития личности.

Вместе с тем, нельзя не отметить высказывания исследователей о разном отношении родителей в музыкальном воспитании детей. Одни из них не признавали необходимости музыкального воспитания детей, другие — видели в своих детях будущих композиторов. Исследователи подчеркивают, что многие родители считали нецелесообразным приобщение детей к музыке, если те не проявляли к ней особого интереса. Они надеялись, что наличие у малыша предпосылок музыкального развития само по себе обеспечивает ему любовь к музыкальному искусству. Например, В. Абратова говорит о том, что многие родители занимались с детьми разными видами деятельности: музыкальной, театральной, живописью [1, с. 31]. Исследователь О. Замощина отмечает, что в некоторых семьях родители хотят вырастить своих детей всесторонне развитыми членами общества, но большой их ошибкой является недооценка большого эмоционального и морального влияния музыки на общее их развитие [4, с. 78].

Музыкальное развитие не мыслимо без привития некоторых музыкальных впечатлений, музыкального опыта, которые ребенок получает с раннего детства. Следует отметить, что окружающий мир малыши воспринимают с помощью эмоций. Тем самым, именно в том возрасте им нужна музыка, которая отображает действительность и позитивно влияет на чувства.

Авторы публикаций в периодической прессе подчеркивали важность музыкальных произведений известных отечественных и зарубежных композиторов (П. Чайковского, Р. Шумана, С. Прокофьева, Е. Грига, М. Римского-Корсакова, Ц. Кюи и др.), представленных в детских сказках, мультипликационных фильмах, театральных постановках, к которым приобщались дети.

В. Слуцкий в статье «Влияние семьи на музыкальное развитие детей» (Початкова школа. — 1976. — № 6. — С. 72–76), высказывая мнение, что именно семейная среда является почвой, на которой формируются их музыкальные задатки, приводит примеры проведения семейных музыкальных бесед-концертов, во время которых родители с детьми пели песни или слушали пластинки, а после этого их вместе обсуждали. Организовывая прослушивание музыкальных произведений и совместное их обсуждение, родные дают детям больше возможности поделиться своими чувствами, выявляя потребность в общей, сходной с родительской оценкой услышанного. Такой подход к эстетическому воспитанию детей в семье автор считает наиболее действенным и педагогически оправданным, что дает возможность лучше развить музыкальные задатки любого ребенка, заложить основу общей культуры, установить духовный контакт между ребенком и взрослым.

Анализ публикаций в периодической прессе 50–80-х годов ХХ столетия показал, что авторы подтверждают мысль о положительном влиянии совместных занятий музыкой, которые устанавливают более близкие и доверительные отношения, помогая создать контакт между взрослым и ребенком. Но, они, так же подчеркивают, что родители, ссылаясь на постоянную занятость, к сожалению, редко слушают музыку вместе со своими детьми.

В своих публикациях педагоги подчеркивали, что многие родители не всегда уделяли внимание эстетическому воспитанию детей. Например, авторы публикуют результаты своих исследований, говоря о том, что музыкальное искусство проводилось в семьях с помощью: радио (79 % всех опрошенных), телевидения (66 %), магнитофонных записей (48 %) и грамзаписей (35 %). И лишь 7 % из всех опрошенных не использовали технических приспособлений, поскольку собственным примером, приучали детей к музыке [3, с. 67]. Педагог О. Васильева в своих исследованиях так же приводит пример, что только 13 % родителей постоянно бывают с детьми в театре, 42 % — в кинотеатре. В своих публикациях в периодической прессе второй половины ХХ столетия авторы излагали мнение некоторых родителей, которые утверждали, что главное в воспитании, чтобы дети были сыты, здоровы, одеты и обуты, а эстетический вкус придет позднее, когда они подрастут.

Таким образом, на основании проведенного анализа публикаций в периодической прессе 50–80-х гг. ХХ столетия можем сделать вывод, что воспитать эстетически развитую личность не возможно без прививания с детства уважения к духовным ценностям, без формирования умения ценить красоту в жизни и в искусстве. Исследования выявили мнения авторов о том, что в ходе эстетического воспитания ребенка в семье закладываются основы его мировосприятия, углубляется и познание ребенком окружающей действительности, обогащается его сенсорная и эмоциональная культура, формируется наблюдательность, развиваются интересы и художественный вкус. Эти вопросы глубоко изучались и обсуждались на страницах периодических изданий и были очень актуальны.

Литература:

1.         Абратова В. Пропаганда эстетической культуры среди родителей. / В. Абратова. // Дошкольное воспитание. — 1980. — № 12. — С. 29–31.

2.         Васильєва О. С. Вплив естетичного виховання на розвиток учнів. / О. С. Васильєва. // Початкова школа. — 1974. — № 12. — С. 9–14.

3.         Замощина О.І. Виховання музичних інтересів у дітей / О. І. Замощина // Початкова школа. — 1979. — № 4. — С. 65–70.

4.         Замощіна О. Роль сім’ї в музичному вихованні дітей / О. Замощена // Початкова школа. — 1973. — № 9. — С. 73–76.

5.         Иливахина И. Педагогическое просвещение родителей / И. Иливахина // Дошкольное воспитание. — 1981. — № 3. — С. 25–27.

6.         Красовицький М. Є. Всебічний розвиток особистості як педагогічна проблема. / М. Є. Красовицький. // Дошкільне виховання. — 1971. — № 11. — С. 4–9.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle