Библиографическое описание:

Гугуман Т. В., Журахова М. Н., Семерез А. С., Фомичева О. А. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения через проектную деятельность [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 47-49.

«Самое дорогое у человека — это жизнь», — писал Н. А. Островский. А жизнь ребенка вдвойне дорога, потому что он еще только делает первые шаги в сложном мире, постигает день за днем все изгибы превратности нашего бытия.

Рост количества машин на улицах городов и поселков нашей страны, увеличение скорости их движения, плотности транспортных потоков на автодорогах являются одной из причин дорожно-транспортных происшествий. где потерпевшими являются и дети. Поэтому обеспечение безопасности движения на дороге становится все более важной государственной задачей. Большую роль в решении этой проблемы имеет организация работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных учреждениях. И от того, донесем ли мы, взрослые, до сознания ребенка необходимые знания о безопасности, будет зависеть его жизнь.

Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные. Необходимо донести до малыша очень сложные вопросы, причем донести так, чтобы он затаив дыхание поглощал информацию. Сама тема «Правила дорожного движения» очень сложна для малыша своими терминами и понятиями. Поэтому, планируя работу с детьми, необходимо включить игровые моменты, использовать наглядные пособия, сказочные персонажи, внести элементы новизны. Знакомя детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице, следует помнить, что эта работа тесно связана с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за свое поведение, уверенность в своих действиях.

Планировать и проводить работу с детьми следует в соответствии с реализацией программных требований в комплексе всего воспитательно-образовательного процесса, не допуская перезагрузки детей излишней информацией и учитывая настроение ребят. огромную роль в работе с детьми имеет проектная деятельность.

Технология проектирования делает дошкольников активными участниками учебного и воспитательного процессов, становится инструментом саморазвития дошкольников, ведь опыт самостоятельной деятельности, полученной ребенком в дошкольном возрасте, развивает в нем уверенность в своих силах, снижает тревожность при столкновении с новыми проблемами, создает привычку самостоятельно искать пути решения, учитывая имеющееся условия.

Особенности взросло-детского проекта заключается в том, что в проекте принимают участие дети, родители, педагоги. Совместный сбор материалов по теме проекта, игры, конкурсы, раскрывают творческие способности детей, что, естественно, сказывается на их результатах.

Информационно-творческий проект «Уроки Светофорика» направлен на формирование навыков правильного поведения на дорогах города. Этот проект поможет детям познакомиться с работой светофора, с видами транспорта, с понятиями «переход», «перекресток», «улица», «дорога». Исходя из психологических особенностей дошкольников, для поддержания интереса и качественного усвоения программного материала в играх, наблюдениях, беседах, вводится кукольный персонаж Светофорик.

Полагаем, что наш проект поможет воспитателям в работе с детьми по ознакомлению с Правилами Дорожного Движения.

Проект по ПДД в средней группе «Уроки Светофорика».

Продолжительность проекта: краткосрочный

Тип проекта: информационно –творческий.

Участники проекта: Дети, воспитатели, родители.

Возраст детей: 4–5 лет (средняя группа).

Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект.

Рост количества машин на улицах городов является одной из причин дорожно-транспортных происшествий, где потерпевшими, к сожалению, являются и дети. Тема «Правила дорожного движения» содержит очень сложные вопросы и понятия, чтобы детям было интересно поглощать информацию мы включили игровые моменты, использовали яркие наглядные пособия и дидактические игрушки.

Модель трёх вопросов.

Что мы знаем?

Что хотим узнать?

Где можно это узнать?

1.Как вы думаете, что такое правила дорожного движения?

2. Что такое дорога?

3. Что такое светофор?

4. Что ты знаешь о транспорте?

5. Как надо переходить дорогу?

1. Про дорожные знаки.

2. Как ездит грузовик.

3. Когда нельзя ехать.

4. Что есть у грузовика и кто там сидит.

5. Где есть переход.

1. Посмотреть в книге.

2. У тёти спросить.

3. Спросить у мамы и папы.

4. В мастерской, в автомобильном магазине.

5. В детском саду.

Цель проекта. Вызвать интерес у детей к изучению правил дорожного движения с помощью игровых моментов, наглядных пособий, дидактический и подвижных игр.

Задачи:

-          Познакомить детей с работой светофора, со значением цветов в дорожном движении.

-          Закрепить понятия «улица», «дорога», «транспорт»; познакомить с понятиями «переход», «перекресток».

-          Закрепить знания о видах транспорта; познакомить с правилами поведения пассажиров.

-          Закрепить понятие «пешеход»; объяснить, что для пешехода существуют свои правила.

Форма проведения итогового мероприятия проекта: НОД по образовательной области «Безопасность».

Название итогового мероприятия проекта: «Страна Светофория».

Продукты проекта:

для детей

-          создание «Азбуки малыша — пешехода».

-          выставка рисунков и поделок по теме проекта.

для педагогов

-          методические разработки по теме проекта: " Уроки Светофорика ";

-          подбор наглядного материала, дидактических игр;

-          подбор художественной литературы.

для родителей

-          выставка художественных работ и поделок, выполненных детьми;

-          родительское собрание «Дорожные ловушки»;

-          буклеты «Воспитываем грамотного пешехода», папка передвижка.

Ожидаемые результаты по проекту:

-          сформированные элементарные представления о правилах безопасного поведения на дорогах;

-          уточнение и обогащение представлений детей о видах транспорта, о правилах поведения в общественном транспорте;

-          уточненные знания о понятиях «улица», «дорога», «переход», «перекресток»; о работе светофора и значение цветов в дорожном движении;

-          поощрять и поддерживать стремление соблюдать правила безопасного поведения на дороге;

-          умение привлечь внимание взрослого в случае возникновения опасных ситуаций;

-          стремление с интересом познавать правила дорожного движения.

Комплексно-тематическое планирование.

1 неделя.

-          НОД (социальный мир) «Знакомство со Светофором».

-          НОД (изобразительная деятельность) «Нарисуй светофор».

-          П/И «Светофор».

-          Беседа «Автобус».

-          Дидактическая игра «Светофор».

-          П/И «Найди свой цвет».

-          Беседа «Трамвай и троллейбус».

-          Конструирование «Трамвай».

-          П/И «Светофорики».

-          Рассматривание картинок «Грузовой и легковой автомобили».

-          Дидактическая игра «Разрезные картинки».

-          Упражнение «Как ты думаешь, что здесь лишнее?"

-          П/И «Цветные автомобили».

-          Рассматривание картины «Улица города».

-          П/И «Поезд».

-          Дидактическая игра «Что лишнее?"

2 неделя.

-          НОД (речевое развитие) «Улица полна неожиданностей».

-          Дидактическая игра «Что можно, что нельзя».

-          П/И «Светофорики».

-          П/И «Цветные автомобили».

-          Упражнение на закрепление знаний о видах транспорта.

-          Беседа «Перекресток».

-          П/И «Найди свой цвет».

-          Рассматривание сюжетных картинок «Игры возле проезжей части».

-          Упражнение «Найди пассажирский транспорт и транспорт облегчающий труд человека».

-          П/И «Светофор».

-          НОД (социальный мир) «Происхождение современного транспорта».

-          П/И «Поезд».

-          Беседа «Правила поведения в общественном транспорте».

Литература:

1.                 Белая К. Ю., Зимонина Л. А., Кондрыкинская Л. А. — Как обеспечить безопасность дошкольников: Конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста. — М.,2000.

2.                 Гарнышева Т. П. — ОБЖ для дошкольников. Планирование работы, конспекты занятий, игры. — СПб.,2012.

3.                 Журавлева В. Н. — Проектная деятельность старших дошкольников — Волгоград, 2009.

4.                 Петрова Т.И, Петрова Е. С. — Игры и занятия по развитию речи дошкольников. -.,2005.

5.                 Саулина Т. Ф. — Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения: Для работы с детьми 3–7 лет. — М.,2013.

6.                 Хабибуллина Е. Я. — Дорожная азбука в детском саду. Конспекты занятий. — СПб.,2010.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle