Библиографическое описание:

Лавриченко О. В. Методический приём индивидуальной работы с детьми дошкольного возраста для развития фонематического восприятия в условиях логопедического пункта [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 56-58.

Представлена модификация приема развития графо-фонематического восприятия, которая ориентирована на развитие символьных способностей аудиального языка ребёнка. Доказана эффективность применения приёма в поточном режиме работы логопедического пункта. Изучены типичные проблемы, возникающие в процессе использования модифицированного приема, а также даны рекомендации по их устранению. Методический прием может быть использован для профилактики дисграфии у детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова:фонематическое недоразвитие речи, символьные способности языка, логопедический пункт, старший дошкольный возраст, дисграфия.

Актуальность. Внастоящее время все чаще у детей дошкольного возраста, занимающихся на логопедическом пункте, диагностируется фонематическое недоразвитие речи. Вследствие этого, к реалиям работы современного логопеда относится невозможность занятий со всеми детьми, нуждающимися в логопедической помощи, особенно в ситуации использования традиционного инструментария коррекции. Для увеличения эффективности работы учителя-логопеда с большим количеством детей необходимо внедрение новых форм, приемов, способов коррекционно-развивающего процесса. Одним из перспективных направлений для усовершенствования методов работы представляется развитие графо-моторного восприятия. Работу в данном направлении проводит А. В. Ундзенкова (2010), которая предлагает графическое моделирование «звучащей» речи на всех этапах образовательного цикла. Например, в старшем дошкольном возрасте (5–7 лет) для развития графо — фонематического восприятия А. В. Ундзенкова рекомендует проводить запись символов в определённом порядке — воспитаннику предлагается запомнить и записать ряд элементов [2, с.62]. Однако в этом возрасте нарушения трансформации звукового представления символа в мышечно-осязательные ощущения влечет за собой расстройства графического воспроизведения символов, поэтому именно запись символов является малоэффективной. В тоже время метод, включающий использование знакомых воспитаннику готовых символов, существенно облегчит ход коррекционной работы. Более того, это дает дошкольнику возможность осознать, найти и исправить ошибку в выполнении задания. На каждом занятии воспитанник не будет сталкиваться с неудачами, фрустрациями, наоборот, он будет испытывать удовлетворение от правильно выполненного задания. Таким образом, представляемый методический прием основан на модификации таблицы «Развитие графо-фонематического восприятия» А. В. Ундзенковой. Буквы исключены и заменены на готовые геометрические фигуры и символы, которые воспитанник раскладывает на специальных карточках.

Цель: обоснование нетрадиционных методов формирования фонематической сферы у детей на логопедическом пункте ДОУ.

Задачи:

1.                  Выяснить состояние изученности вопроса о применении нетрадиционных методов и приёмов развития фонематического восприятия.

2.                  Усовершенствовать приём графического моделирования фонематического восприятия.

3.                  Апробировать модифицированный приём по развитию графо-моторного восприятия, составить рекомендации для применения приёма логопедами ДОУ.

Содержание методического приема. Коррекционная работа по развитию графо-моторного восприятия представляет собой часть индивидуального занятия с применением модифицированной таблицы (в отдельных строках которой в различном сочетании расположены символы). Рекомендуемая длительность упражнений по таблице — около 3–4. минут, поскольку увеличение времени и количества заданий (более 4) приводит к повышенной утомляемости воспитанника и снижению результативности.

Ход занятия. Задания выполняются по строкам сверху вниз по модифицированной таблице (по одной строке, табл. 1). К таблице прилагаются карточки № 1 и № 2, которые представляют собой прямоугольники из плотной бумаги, расчерченные на 7 и 56 квадратов соответственно. В каждый квадрат помещается только один символ.

Методологической основой каждого занятия является психологическая концепция поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я Гальперина [1, с.168]. Занятие должно предваряться повторением с воспитанником всех используемых элементов — первый этап, формирование ориентировочной основы действия. В течение первых занятий логопед дважды дает устную инструкцию по конкретной строке; в середине и конце цикла занятий — только один раз. В процессе второго этапа — практического освоения, воспитанник может использовать таблицу, рассматривать ее, раскладывать символы слева — направо в специально подготовленный ряд квадратов на карточке № 1. На третьем этапе упражнение продолжается без опоры на таблицу — воспитанник вслух повторяет задание, и выкладывает услышанную им комбинацию. Особенностью данного этапа является использование воспитанником внешней (громкой) речи как заменителя манипулирования с реальными предметами (таблицей). Четвертый этап включает в себя отказ от внешней речи в пользу внутренней. Действия с таблицей происходят «про себя», т. е. воспитанник мысленно создает зрительный образ символов, их последовательность и в третий раз раскладывает ряд символов. Регулярное выполнение упражнения будет способствовать перенесению действия из внешнего во внутренний план, из сферы сознания в область бессознательных речевых навыков. Описанная эволюционная конструкция является «идеальной», ее практическая ценность подтверждена многолетними исследованиями отечественных психологов (Л. Ф. Обухова, 2004, Н. Ф. Талызина, 2010, А. Н. Ждан,1986 и др.). В конце упражнения воспитанник должен назвать каждый символ из получившегося ряда на карточке. Самоконтроль позволяет не только закреплять полученный навык (Л,И. Божович, 2009), но и развивает рефлексию и дисциплину у воспитанника. В процессе дальнейших занятий логопед может опускать некоторые этапы (например, второй — «подглядывание» в таблицу, и третий — отказ от проговаривания), в силу того, что навык работы с таблицей практически сформирован.

Таблица 1

Таблицадля занятий с карточками

Апробация, результаты. Предложенный методический приём применялся для коррекции фонематического восприятия в индивидуальной работе с детьми старшего дошкольного возраста на логопедическом пункте МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 48 общеразвивающего вида». Трехлетнее практическое использование таблицы позволило определить круг проблем, возникающих в ходе занятий:

1.                  Воспитанник неправильно повторяет за логопедом, так как у детей-логопатов не сформирована речеслуховая память. Поэтому необходимо проговаривание с демонстрацией называемых символов.

2.                  Воспитанник не может разложить символы с опорой на таблицу. Например, Костя А. расставлял символы не в ряд, а на всём поле карточки № 2. Родителям мальчика была рекомендована консультация невролога; дальнейшее медикаментозное лечение и коррекция у

логопеда помогли устранить недоразвитие зрительно–пространственных представлений у воспитанника.

3.                  Воспитанник не может до конца выполнить задание, проговаривая про себя последовательность символов. То есть в данном случае отмечаются трудности, возникающие в переходе от внешней к внутренней речи. Для их преодоления необходимо возвращаться к этапу устного проговаривания.

4.                  Воспитанник правильно произносит некорректно выложенный им ряд символов, то есть он читает не по реальному ряду, а по памяти. В этом случае логопед предлагает ему вслух произнести сказанное и найти ошибку в «записи». Воспитанник должен самостоятельно найти ошибку. Самоконтроль за выполнением задания воспитанником является завершением работы.

5.                  Выполнение заданий из 4–6 графических элементов вызывают у воспитанников трудности. В данном случае рекомендуется вернуться к повторению всех предыдущих пяти этапов с использованием зрительного прочтения задания по таблице. Основные ошибки при выкладывании символов заключаются в перестановке, добавлении, сокращении их количества.

Заключение. В результате выполнения заданий по таблице воспитанник учится слышать логопеда, вслушиваться в свою речь, разбирать сказанное на составные части (символы), определять их последовательность и производить «запись» символов на карточках. Применение приёма по развитию графо — фонематических представлений в индивидуальной работе позволяет устранить недоразвитие символьных способностей аудиального языка у воспитанника, тем самым будет способствовать элиминации дисфункции фонематического восприятия.

Выводы:

1.                  В коррекции фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста на логопедическом пункте ДОУ используются модифицированная таблица Ундзенковой, готовые символы, карточки для выкладывания символов.

2.                  Данный прием не трудоемок, эффективен в работе с большим числом детей, укрепляет их положительную самооценку и повышает мотивацию в выполнении упражнений.

3.                  Метод позволяет дифференцировать и индивидуализировать работу с детьми.

4.                  Приём графо-моторного развития фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, зрительно-пространственных представлений, ВПФ у воспитанников.

5.                  Приём может быть использован также для профилактики дисграфии и дислексии у дошкольников.

Внедрение. Теоретические и практические результаты использования методического приёма были представлены на семинар-практикум городского методического объединения «Применение инновационных технологий и проектных методов в работе с детьми с ОНР» «18» апреля 2012 года и «25» апреля 2012 года. Результаты применения методического приёма обсуждались во время проведения мастер-класса «Организационные и содержательные аспекты функционирования логопедического пункта в ДОУ» для учителей-логопедов ДОУ Краснодарского края в ККИДППО в рамках курсов повышения квалификации по теме «Инновационные технологии в практической деятельности учителя-логопеда ДОУ» (февраль 2012 года). Методическое пособие стало победителем общероссийского конкурса «Инновационные методы преподавания на занятиях в учреждениях коррекционного образования детей» (декабрь, 2013).

Литература:

1.                  Лекции по психологии: Учеб. пособие, Гриф МО РФ /Под ред. П. Я. Гальперина. — М.: «Университет» (КДУ), 2002. — 400 с.

2.                  Ундзенкова А. В. Инновационные методы и приемы работы по развитию навыков графического моделирования и вербализации звучащей речи как базовых предпосылок формирования процессов письма и чтения у детей дошкольного письма и чтения у детей дошкольного и младшего школьного возраста // Специальное образование: Изд-во Уральского государственного педагогического университета. — Екатеринбург, 2010. — № 3. — С.60–65.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle