Библиографическое описание:

Карнаева В. Ф. Интеграция речевого и математического развития младших дошкольников [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 52-54.

Ключевые слова: математическое развитие, речевое развитие, опыт работы, практика, интеграция.

Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека-речи. Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум взаимосвязанным направлениям.

Во-первых, совершенствуется ее практическое употребление в процессе общения ребенка со взрослыми и сверстниками. Во-вторых, речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.

Основная задача речевого развития детей -это овладение нормами и правилами родного языка, определенными для каждого возраста, а также развитие у детей коммуникативных способностей, т. е. способностей общаться. Сам ребенок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми.

Известно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к речи: создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Но при стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают высокого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создавать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи.

Развитие речи прямо влияет на развитие мышления. По высказыванию ребенка можно судить, насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, уровень умственного, эстетического и эмоционального развития.

На каждом возрастном этапе свои задачи, свои методы обучения. Работа по развитию речи ребенка в детском саду осуществляется в разных видах деятельности: на специальных занятиях по развитию речи, в математике, а также на всех других занятиях, вне занятий — в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни.

Прежде всего — совместная деятельность взрослого с ребёнком, в ходе которой налаживается эмоциональный контакт и деловое сотрудничество. Воспитателю важно организовать совместные действия так, чтобы он мог вызвать ребёнка на речевое взаимодействие или найти живые, доступные для ребёнка поводы для общения.

Развить речь с помощью математических представлений можно не только на занятиях, и в играх, но и в повседневной жизни, например математическая игра «Что изменилось?» Чтобы заинтересовать детей использую игровой прием. Ходили с мишуткой в «овощной магазин», где рассмотрели и закрепили форму и цвет. Задавала вопросы детям, заставляющие думать и отвечать неодносложно, а предложениями.

Что изменилось на витрине? Или Что стало не так? (яблоко было зеленым, а стало красным; или апельсин был большим, а стал маленьким).

В настольных играх по математике, используя палочки Кьюзера. Где сравниваем визуально, проговариваем цвет, форму, величину (длину или высоту), при этом развивается не только мелкая моторика рук, но и разговорная речь, воображение.

В наблюдении на участке за цветами задаю вопросы, например: «Найдите один оранжевый цветок» дети находят, рассматривают цветок. «Какой этот цветок?» (высокий, большой, круглый). Задание: «Найдите такие же цветы».

Дети находят рассматривают аналогично деревья, это расширяет словарный запас, элементарные знания по математике и в природе.

«Прогулка в сказочном лесу».

Провожу беседу с детьми, наводящими вопросами, добиваясь ответы детей.

«Что в лесу вы видите?»

Дети: «Растут деревья»

Воспитатель: «Какие деревья вы видите на этой поляне?»

Дети показывают деревья и говорят:

«Вот это –березка, а это –елочки».

Обследуя с детьми елочки и березки, выясняем: «А какая березка?»

Д: «Березка большая».

Восп-ль: «Анечка покажи какая большая березка».

Поднимая ручки вверх, показывает и проговаривает: «Березка вот такая большая.»...

Восп-ль: «Посмотрите, здесь елочки растут. Сколько елочек? Какие они, большие или маленькие?

Д: «Елочек много и они маленькие».

Восп-ль: «Яночка, сколько елочек, какие они?» «Ребята, посмотрите, что растет под елочкой?»

Д: «Под елочкой растут грибочки».

Восп-ль: «Сколько грибочков, и какие они?»

Д: «Грибочков много и они маленькие».

Восп-ль: «А вот и под березкой растет грибок, посмотрите, какой он?»

Д: «Один грибок и он большой».

Восп-ль: «Сережа, скажи какой грибочек растет под березкой?»

Сережа говорит: «Под березкой один грибок, он большой».

Собираем с детьми грибочки в корзину, обследуя их, сравниваем один большой гриб, много маленьких. Математическая игра «Помоги матрешкам найти свои платочки»

Дети подходят к столу, где стоят матрешки в разных цветов сарафанов (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый). Подвожу детей к тому, чтобы они спросили, почему матрешки плачут.

Восп-ль: «Соня, спроси, почему матрешки плачут? Что у них случилось?»

Соня: «Матрешки, почему вы плачете?»

Восп-ль: «Дети, я поняла, почему они плачут. У каждой матрешки есть свои платочки (геометрической формы: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник). Они ими играли и перепутали их, и теперь не знают где, чьи платочки. Давайте им поможем найти каждой матрешке свои платочки по цвету».

Обращаю вниманию детей на разные цвета сарафанов. Предлагаю каждому ребенку взять по одной матрешке назвать ее цвет сарафана и найти соответствующей по цвету платочек, называя при этом форму и цвет платочка.

Восп-ль: «Дарина, какой цвет сарафана у твоей матрешки? Назови какой формы у нее платочек?»

Дарина: «Матрешка в красном сарафане, а платочек у нее красный треугольник, красный круг, красный квадрат, красный прямоугольник».

Итак, поочередно дети называют цвет сарафана каждой своей матрешки и форму платочков. В конце игры матрешки благодарят детей за помощь и угощают их витаминами. С помощью необычной обстановки и на наглядных примерах и заинтересованности у детей, можно задавать конкретные вопросы, на которые дети с удовольствием на перебой и стараются ответить.

Таким образом, работа по развитию речи у детей и первоначальных математических представлений в детском саду осуществляется в двух направлениях, с одной стороны мы используем многочисленные факты повседневной жизни детей в коллективе и различные виды детской деятельности, с другой — организуем специальные игры на занятиях, программное содержание которых определяется «Руководством для воспитателя».

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle