Библиографическое описание:

Бобровская Т. Ю. Организация социального партнерства дошкольного образовательного учреждения с семьёй в формировании здорового образа жизни [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 34-35.

Ключевые слова: социальное развитие, социальная среда, семья, здоровый образ жизни.

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, успешным. В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти своё место в жизни и реализовать собственный потенциал.

Важнейшая проблема становления человека с точки зрения общества — обеспечение успешной социализации подрастающего поколения, которое зависит от формирования у ребёнка позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих. Психологической основой формирования позиции созидателя в отношении своего здоровья является наличие у ребёнка потребности в здоровом образе жизни. Но, такой потребности у ребёнка старшего дошкольного и младшего школьного возраста ещё нет. Согласно исследованиям возрастной динамики значимости здоровья и здорового образа жизни, их приоритетная роль чаще всего отмечается у представителей старшего поколения.

В понимании детей роль физического, психического и социального здоровья и соответствующего здорового образа жизни ещё не находит должного места. Возникновение потребности в здоровом образе жизни прямо связано с социально — гигиенической средой, в которой воспитывается ребёнок.

Педагоги должны понимать, что воспитание у детей этой потребности — задача государственной важности, а оздоровительная деятельность дошкольного образовательного учреждения — это долгосрочная инвестиция государства семье, которая вернется ему в виде здоровых и полноценных граждан.

Гигиенически организованная социальная среда обитания ребёнка в дошкольном образовательном учреждении является первым и основным условием воспитания потребности в здоровом образе жизни.

Специальная обучающая программа — второе и важное условие воспитания у детей этой потребности.

Овладение системой понятий о своём организме, здоровье и здоровом образе жизни — третье важное условие формирования у детей потребности в здоровом образе жизни. Педагогам необходимо составить перечень привычек здорового образа жизни, которые они гарантированно сумеют воспитать у детей за время их пребывания в дошкольном образовательном учреждении. Работая в этом направлении, необходимо провести анализ имеющихся привычек, как вредных, так и полезных, на основании которого составляется план работы.

Издревле считается, что именно здоровье нации должно быть своего рода «визитной карточкой» государства, показателем его культуры и процветания, а здоровье индивидуума — критерием личной ответственности и самопознания.

Основной задачей образовательных учреждений на современном этапе развития системы образования является оптимизация оздоровительной деятельности.

Оздоровительная деятельность образовательного учреждения:

Эффективность оздоровительной деятельности во многом зависит от знания педагогами условий и образа жизни семей их воспитанников. Среди важнейших факторов, влияющих на состояние здоровья подрастающего поколения, особое место занимают сложнейшие преобразовательные процессы, которые объективно приводят, к напряжению всех аспектов социально — экономических отношений, что естественно и, главным образом, негативно сказывается на семье. Современный мир диктует свои правила жизни. Осваивать их приходится как взрослым, так и детям. Поэтому одна из самых главных задач взрослых — помочь детям в развитии социальных навыков, научить их ладить с другими людьми для того, чтобы они стали эмоционально отзывчивыми и интересными для окружающих. Именно этим определяется социальный успех.

На современном этапе семья претерпевает значительные изменения: осуществляется переход от традиционной модели семьи к новой, меняются виды семейных отношений и становления личности ребёнка. Всё чаще можно наблюдать проявление агрессии у детей и их родителей, что создаёт конфликтные ситуации и проблемы в воспитательно-образовательном процессе. Для решения этой проблемы педагогам необходимо изучить поведение семьи, наблюдать все внешние проявления, что помогает правильно истолковывать их социальное значение. В этом помогает заранее составленный план, указывающий, на что следует обратить внимание.

Дошкольное образовательное учреждение, организованное как социальный институт в поддержку семьи, помогает воспитывать ребёнка, и, что особенно важно для растущего человека — обеспечивает необходимые условия организации и развития детского сообщества. Это хорошо понимают современные родители. Обучаясь, ребёнок приобретает знания и умения, отличающихся от тех, которые он получил в первые годы жизни в семье. Перед ребёнком открываются новые возможности опыта и взаимоотношений с людьми. Не нарушая межличностные связи внутри семьи, расширение социального мира ребёнка придает семейным отношениям другую тональность, обогащая их благодаря встречам с другими группами. Ребёнок может сопоставить этот новый опыт с тем, который он получил в семье. Ребёнок пребывает в точке пересечения семейной и несемейной, общественной системы, находясь в гармонии или противоречии с ними. Чтобы не оставаться связанным только со своей семьёй, он должен научиться сочетать различные области социализации.

Организуя взаимодействие педагогов и родителей в формировании здорового образа жизни, необходимо найти ответы на вопросы: «Как заинтересовать родителей?», «Какие формы взаимодействия необходимо разработать?»

Для достижения поставленной цели — формирования потребности здорового образа жизни воспитанников и их родителей реализуются следующие формы работы: дни открытых дверей, презентация спортивных достижений членов семьи, совместное участие в спортивных состязаниях, праздниках, оформление информационных стендов, консультационная служба «Семья», туристические походы, прогулки.

Таким образом, в результате работы по формированию потребности здорового образа жизни воспитанников и их семей повышается интерес родителей к двигательной активности своих детей, прослеживается динамика роста физических качеств. Снижается процент простудных заболеваний. Становится реальностью готовность родителей к конструктивным партнерским взаимоотношениям с сотрудниками ДОУ, осознанное отношение к многообразию своих воспитательных функций в семье. У детей появляется устойчивый интерес к постоянным физическим упражнениям, семейным традициям физического воспитания, формируется понятие о вредных привычках и негативное отношение к ним.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle