Автор: Широкова Людмила Ивановна

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

V международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, апрель 2014)

Библиографическое описание:

Широкова Л. И. Организация самостоятельной работы студентов на занятиях по «Инженерной графике» [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 202-204.

Новые Федеральные государственные образовательные стандарты определили общие и профессиональные компетенции, которыми должен обладать выпускник ССУЗа.

Дисциплина «Инженерная графика» является общепрофессиональной, обеспечивающей формирование общих и профессиональных компетенций у студентов, обучающихся по специальностям технического профиля.

Эти компетенции включают в себя, в том числе, способность организовывать собственную деятельность, оценивать её эффективность и качество; принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях; работать в коллективе и команде; нести ответственность за результат выполнения заданий.

Основными видами профессиональной деятельности для техника — электрика являются наладка, регулировка и проверка электрического оборудования; организация и выполнение технического обслуживания и ремонта электрооборудования; диагностика и технический контроль при его эксплуатации; составление отчётной документации по техническому обслуживанию и ремонту электрического и электромеханического оборудования.

Освоение профессиональных компетенций невозможно без навыка чтения чертежа, понимания условных обозначений, умения выполнять графические построения от руки и в электронном виде; знания конструкторской документации и навыка ее составления.

Для успешного освоения курса «Инженерной графики», а следовательно и для формирования этих компетенций преподавателю очень важно продумать и организовать самостоятельную работу студентов.

По определению академика РАН А.М Новикова самостоятельная работа определяется как индивидуальная или коллективная учебная деятельность, осуществляемая без непосредственного руководства педагога, но по его заданиям и под его контролем.

Самостоятельную работу на занятиях инженерной графики можно разделить на аудиторную и внеаудиторную.

К аудиторным видам самостоятельной работы можно отнести:

-       работа с учебником;

-       решение графических задач;

-       выполнение практических упражнений;

-       вычерчивание графических работ;

-       работа в графическом редакторе, например «Компас»;

-       ответы на тесты.

К внеаудиторным видам работы относятся:

-       работа с учебной и справочной литературой;

-       оформление графических работ;

-       изучение опережающего материала;

-       написание рефератов;

-       составление кроссвордов;

-       изготовление геометрических тел; моделей.

Изложение всего нового теоретического материала только преподавателем предполагает пассивное восприятие его студентами. Для того чтобы активизировать их деятельность и научить работать с литературой предлагается им самим прочитать часть параграфа, внимательно рассмотреть рисунки, поясняющие текст, осмыслить прочитанное и ответить на вопросы.

Что значит работать с книгой? Книга, в первую очередь заставляет думать, искать ответы на поставленные вопросы, выбирать из большого объема главное. Несмотря на развитие информационных технологий нельзя забывать и отбрасывать традиционные средства работы, такие как работа с учебником. По каждому разделу необходимо разработать группу вопросов, ответы на которые позволят освоить учебный материал.

Инженерная графика — дисциплина, которая предполагает решение различных задач графическим способом с использованием чертежных инструментов. Решения такого рода задач выполняются в разделе «Геометрические построения»: построение серединного перпендикуляра, деление произвольного отрезка на равные части, определение центра дуги, построение многоугольника равного данному, деление окружностей на равные части, построение уклонов и конусности и др. В разделе «Основы начертательной геометрии» к таким задачам относятся определение принадлежности прямой к плоскости, построение фронталей и горизонталей в плоскости; пересечение прямой с плоскостью и др. Сборник задач с разной степенью сложности по темам позволит подобрать индивидуальные задания студентам с разным уровнем способностей.

Не все построения по дисциплине «Инженерная графика» оформляются в виде графических работ. В ходе изучения нового материала студенты работают в рабочих тетрадях. Преподаватель объясняет, например сопряжение двух прямых дугой окружности, рассматривая случай, когда прямые перпендикулярны. Студентам предлагается самостоятельно построить два сопряжения для прямых, когда они располагаются под острым углом друг к другу и тупым углом. В этой же теме разбирая сопряжение прямой и дуги окружности, делается акцент на алгоритме построения. Разобрав последовательность построений в общем случае, студентам предлагается построить сопряжения двух дуг окружностей по вариантам самостоятельно.

Выполнение графических работ является завершающим этапом в изучении темы или раздела. При этом решается сразу несколько задач. Во-первых, степень изучения теоретического материала по данной теме. Во-вторых, изучение государственных стандартов по оформлению конструкторской документации (рамки, основная надпись, масштаб, простановка размеров). В-третьих, подготовка к выполнению в дальнейшем курсовых и дипломных проектов. Изложение всего материала по дисциплине происходит с проекцией на дальнейшую специальность, привязкой к профессиональным компетенциям. Выполнение графических работ осуществляется по инструкциям, в которых подробно изложена последовательность построения.

На сегодняшний день вся графическая документация выполняется, обрабатывается и хранится в электронном виде. Поэтому будущие горные электромеханики, техники-электрики должны уметь работать в графических редакторах, например «Компас». Студенты с большим интересом работают в компьютерном классе, знакомясь с основными командами графического редактора, его функциями. После того как студенты выполнили графическую работу с помощью чертежных инструментов им предлагается выполнить эти же построения в электронном виде. Графические работы у них получаются быстрее и качественнее в плане шрифтов, толщины линий, простановки размеров, аккуратности. Но и здесь есть свои «подводные камни». Одни и те же изображения можно получить разными способами. При правильном построении есть возможность редактирования с минимальными потерями, при неправильном — многое приходится перестраивать заново. В помощь обучающимся — методические указания по работе в графическом редакторе «Компас».

Прочно вошло в учебный процесс тестирование, как форма контроля знаний студентов. Оно позволяет быстро проверить степень освоения дисциплины, объективно оценить знания. Причем тестирование по дисциплине можно проводить по темам, по разделам и итоговое. Для этого разработан комплект контрольно-оценочных средств.

Большое значение для успешного освоения теоретического материала, его закрепления, осознания роли в общей системе знаний имеет внеаудиторная работа студентов. В рамках ФГОС этому виду деятельности обучающихся выделяется все больше времени. Л. Г. Семушина отмечает, что эта форма организации обучения является логическим продолжением аудиторных занятий, которые проводятся по заданию преподавателя, инструктирующего студентов и устанавливающего сроки выполнения задания. Этот вид учебной деятельности направлен на развитие способности самообразования.

Какую бы учебную работу студент ни выполнял дома, ему не обойтись без учебной литературы. Учебники могут быть в электронном виде или их можно взять в библиотеке. Этот вид работы предполагает закрепление изученного материала, его углубление и систематизация.

Не всегда за одно занятие студенты успевают выполнить графическую работу и оформить ее. Завершить начатое на занятии они могут дома, работая в своем режиме. Очень важно научить студентов доводить начатую работу до ее логического завершения с наилучшим результатом.

Для слабых студентов можно дать опережающее задание, побудив у них познавательный интерес. Изучив дома, например, правила построения комплексного чертежа усеченной призмы, студен будет чувствовать себя на занятии увереннее; для себя он заранее определит непонятные моменты. Построение комплексного чертежа выполнит быстрее, его работа на занятии будет активнее.

Опережающее задание можно дать студентам, активно занимающихся спортом и много времени проводящих на сборах и соревнованиях.

Взаимосвязь будущей практической деятельности с инженерной графикой студенты могут проследить работая над рефератами и сообщениями. Например, тема «Передачи» можно перечислить механические передачи, привести примеры их использования, назначения, графического изображения. Подготовить сообщения об истории развития инженерной графики; биографии ученых, внесших большой вклад в ее развитие. В разделе машиностроительное черчение приходится говорить о видах механической обработки деталей, для того чтобы раскрыть понятия шероховатости поверхности, предельные отклонения размеров, форм и расположения поверхностей. Лимит учебного времени не позволяет уделять механической обработке деталей много времени. Подробнее изучить этот материал можно через рефераты или доклады.

Для того, чтобы снять излишнюю напряженность при изучении инженерной графики и вместе с тем еще раз закрепить основные термины студентам поручается составить кроссворд. При этом меняется общее отношение к дисциплине.

Практическое изготовление макетов и моделей развивает у студентов пространственное, объемное мышление, вызывает интерес к дальнейшему изучению инженерной графики. При построении разверток геометрических тел можно проверить правильность общего построения. В этой же работе определяются действительные размеры верхнего основания усеченного геометрического тела, с помощью способов преобразования чертежа. Построив такую модель из бумаги, студенты получают подтверждение использования теории на практике.

Самостоятельная работа развивает у обучающихся навык самостоятельно думать, принимать решения, творчески относиться к заданию и видеть конечный результат своей работы.

Литература:

1.        Семушина, Л. Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях [Текст]: Учебн. Пособие для преп. Учреждений сред.проф. образования/ Л. Г. Семушина, Н. Г. Ярошенко.- М.: Мастерство, 2001.- 272 с.

2.        Новиков, А. М. Формы обучения в современных условиях [Электронный ресурс]/А. М. Новиков // Режим доступа: www.anovikov.ru

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle