Библиографическое описание:

Раджабов И. М., Хаджимуратова А. Д. Роль национально-художественной культуры в эстетическом воспитании школьников [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 142-144.

В статье рассматривается роль национально-художественной культуры в эстетическом воспитании школьников. Освещены основные проблемы использования национально-художественной культуры, культурных ценностей в эстетическом воспитании школьников.

Ключевые слова:национальная культура, художественная культура, эстетическое воспитание, художественные ремесла, традиции.

Одним из направлений совершенствования системы эстетического воспитания является формирование у учащихся способности воспринимать и ценить прекрасное в природе и в искусстве. При этом, особое значение сегодня приобретает обращение учащихся к истокам, к национальной культуре, на основе познания самобытности и уникальности своего народа. Яркая, многогранная культура народа воспитывает в подрастающем поколении уважение к традициям, способствует эстетическому воспитанию школьников. Эстетическое воспитание учащихся с использованием культурного наследия народа находится в непосредственной связи с возвышением духовно-нравственного и культурного потенциала общества [3].

Сегодня важно отметить, что национально-художественная культура каждого народа представляет для эстетического воспитания учащихся широкие возможности, она имеет многовековые традиции, сохраняет этнопедагогический потенциал и представляет большой простор для всестороннего развития личности и эстетического воспитания школьников.

Культура чеченского народа самобытна и уникальна. Ее корни питаются живительной влагой духовного самосознания народа, которое через тысячелетия пронесло культурный опят предыдущих поколений, постоянно наполняя его все новым смыслом и новыми идеями.

Она же, как и любая культура, в определенной степени и универсальна. Она существует и развивается в многообразных связях с культурами других народов, прежде всего живущих в одной ландшафтно-географической зоне. Через эти связи происходят взаимообогащение и взаимовлияние культур разных народов, формирование определенных культурных архетипов, а в случае интенсивности и длительности культурного взаимодействия — формирование культурных общностей, которые имеют национальный и надконфессиональный характер.

Самобытность культуры традиции позволяет народу сохранить и пронести через века свою этническую идентичность и своеобразие, культурные коды, которые через тысячелетия открывают потомкам заново духовные тайны и сокровища далеких предков, наполняют их новым смыслом и идеями, сообразными времени [4].

Сохранение этнической самобытности и общечеловеческой универсальности, гармоничное развитие всех жанров и видов культуры являются основой ее прогрессивного развития. Истоки культуры чеченского народа уходят в глубокую древность. Они ведут к эпохе неолита, когда начинается распад кавказской языковой семьи и формирование отдельных языков.

Развитие материальной культуры прослеживается по материалам археологических культур на территории расселения кавказских племен с IVтысячелетия до нашей эры. Зародившись и развиваясь на стыке переднеазиатской и европейской цивилизаций, чеченская культура испытала влияние обеих, но сохранила свою уникальность. В чеченской культуре представлены все виды и жанры, свойственные культурам цивилизованных народов. При этом она обладает определенным этническим своеобразием, которое определяется географическим положением, конфессиональными особенностями и этнокультурным окружением [5].

Для многонациональной Чеченской республики характерно уникальное разнообразие народных художественных ремесел. Каждое из них имеет особую технику и технологию изготовления изделий, руководствуется своими специфическими композиционными и эстетическими закономерностями, требованиями к практической технологии изготовления предмета, работы с определенным материалом: металлом, деревом, глиной и т. д.

Яркое воплощение народное искусство получило и в изделиях из металла, в том числе и в оформлении холодного оружия. Со второй половины XIX века традиционное для чеченцев холодное оружие приобретает все более ярко выраженный декоративный характер. В частности, кинжалы становятся более легкими и изящными, а художественной обработке клинков и украшению рукояти уделяется особое внимание. Так, рукояти, изготовленные из рога или кости, теперь покрывалось позолотой и богатым орнаментом. А деревянные ножны покрывались дорогим сафьяном и дополнительно декорированными накладками из серебра [2].

Знакомя учащихся с основными техническими приемами и путями поиска наилучшего художественного решения изделий, учитель изобразительного искусства должен выявить и показать наиболее характерные выразительные возможности того или иного материала, основные приемы практической работы, технологию и принципы сплава металлов, постоянно подчеркивая главную цель конечный результат учебной творческой работы.

Особенно широкое распространение в Чечне имели художественные поделки из дерева. Тем более, что деревообработка издревле составляла один из наиболее распространенных видов народных промыслов. При этом чеченские мастера широко использовали разные виды деревообрабатывающих и токарных станков, включая снабженные механическим приводом в действие при помощи текущей воды. Со второй половины века чеченские поделки из дерева начинают украшаться орнаментом, чаще геометрическим.

Гравировке металла чеченские мастера уделяют теперь особое внимание, покрывая растительным или точечным орнаментом практически все изделия из металла, начиная с холодного оружия и заканчивая предметами обихода. При этом в качестве декоративного орнамента широко используются солярные знаки, известные у чеченцев еще с кобанского периода, что само по себе говорит о замечательной преемственности чеченского прикладного искусства. Кроме того, чеченские мастера-ювелиры для украшения своих изделий также прибегали использованию традиционных узоров, которые выполнялись методом гравировки, чернением, позолотой и насечкой на стали золотом. Широко использовалась также филигрань с эмалью.

Следует отметить, что филигрань — одна из наиболее кропотливых художественных техник, она требует большого трудолюбия, воспитывает усидчивость, аккуратность, развивает вкус, чувство меры, соразмерности частей изделия.

Традиционный орнамент широко применяется и при обработке камня, например при изготовлении традиционных каменных надгробий. Впрочем, в этом виде прикладного искусства в традиционный чеченский орнамент постепенно вытеснялся арабской вязью. Вместе с тем, традиционный узор сохранялся различного рода изделиях из шерсти, например, традиционные для чеченского жилища шерстяные и войлочные ковры (инстанги) покрывались разнообразными и разноцветными узорами. Наиболее широко применялись ярко-желтый, оранжевый, красный, зеленый, черный и синие цвета. В целом, цветовая гамма чеченских ковров была яркой, а орнамент, в основе которого лежали символические изображения солнца, полумесяца, звезд, растительные и животные мотивы, имел простую, строгую форму.

Важно особо отметить, что учащиеся, выросшие до поступления в школу в тех районах, где основным художественным ремеслом является ковроделие, очень тонко и точно чувствуют соотношения цветовых масс и пятен, легко усваивают и воспроизводят, создают образцы геометрического, растительного, зооморфного, антропоморфного орнамента. Почти любой предложенный преподавателем изобразительный мотив они достаточно легко перекладывают на условный «ковровый язык», решая даже относительно сложный композиционный комплекс элементов согласно традиционным законам «ковровой» орнаментики.

Главный вопрос, с которым сталкивается исследователь любой самобытной культуры — в чем состоит ее духовный посыл и главная идея, вокруг которой формируется ее духовное содержание? По мнению подавляющего большинства знатоков чеченской традиционной духовной культуры, в ее основе лежит уважение к человеку, признание не только человеческой жизни, но и личности в качестве высшей ценности. Причем, уважение к человеку в решающей мере определялось не его социальным статусом или происхождением, а личными качествами, в том числе и уровнем его собственной культуры.

Анализируя историю обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству на различных этапах его развития, мы приходим к выводу, что во все времена его основой был опыт прошлого, усвоение и использование сложившихся художественно-педагогических эстетических традиций народа. Это положение не устарело и на современном этапе обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству в средней общеобразовательной школе [6].

Ценность народного, исторически сложившегося опыта обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству состоит в том, что он складывался столетиями: прошел проверку практикой, а это в свою очередь, позволило выявить наиболее удачные образцы, своего рода эталоны для дальнейшей художественной практики. Умелое использование национальных художественных традиций позволяют учителю не только развивать у учащихся уже имеющиеся художественные и творческие навыки, но и приобщать их к ценностям национально-художественной культуры.

Обобщая вышеизложенное, можно сказать, что у чеченцев наиболее эффективной формой обучения и воспитания молодежи, учащихся школ является национально-художественная культура — база с использованием культурно-нравственных художественно-эстетических ценностей.

Следовательно, самое важное, значимое в эстетическом и художественном образовании подрастающего поколения — добиваться у учащихся интереса и уважения к нравственному и эстетическому наследию предков. В значительной степени оно нашло свое воплощение в художественном творчестве, ремеслах, конкретных приемах, орнаментальных мотивах. Это заложенная дедами и отцами основа, на которой и должно строиться здание эстетического воспитания в современной школе.

Литература:

1.       Азаров Ю. П. Радость учить и учиться: Педагогика гармоничного развития. — М.: Политиздат, 1989. — 333 с.

2.       Асельдеров М. А. О школьных традициях. — Махачкала, 1962. — 30 с.

3.       Волков И. П. Приобщение школьников к творчеству: Из опыта работы. — М.: Просвещение, 1982. — 144 с.

4.       Громов Е. С. Природа художественного творчества. — М.: Просвещение, 1985. — 254 с.

5.       Раджабов И. М. Гуманизация художественного образования: Региональный подход. Монография. — Махачкала, 2013., 184 с.

6.       Маммаев М. М. Декоративно-прикладное искусство Дагестана: истоки и становление. — Махачкала: Даг. КН. Изд., 1989. — 64 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle