Библиографическое описание:

Назаренко О. С. Роль народных библиотек во внешкольном образовании детей и подростков на рубеже ХIХ-ХХ вв. [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 10-12.

Современные условия развития общества во многом способствуют тому, что непосредственное общение подрастающего поколения с книгой заменяется опосредованным знакомством с ее содержанием с помощью виртуальной реальности; дети мало читают, предпочитая другие виды деятельности. Вместе с тем, библиотеки всегда были и остаются важнейшим элементом культуры; а чтение — инструмент для повышения интеллектуального потенциала общества (Е. А. Колосова, Л. Д. Орлова).

Народные библиотеки определяются в историко-педагогической литературе как важное средство внешкольного образования населения. Именно они на рубеже веков помогали в распространении грамотности населения, обеспечивали процесс «образованности» для развивающегося общества и производства.

Изучение педагогических журналов, педагогической хроники, архивных материалов позволяет рассматривать народные библиотеки в качестве важного средства и внешкольного воспитания детей.

О том, что создаваемые общественной инициативой внешкольные учреждения соответствовали запросам народа, удовлетворяли их интерес и тягу к познанию свидетельствуют открываемые в различных уголках России народные библиотеки-читальни. Автор одной из статей журнала «Русская школа» (1901, № 5,6) делилась своими впечатлениями о работе одной из них.Публика, посещающая читальню, «разношерстная». Люди простого сословия идут в нее с разной целью: либо «чтобы отдохнуть над книгой от тяжелого труда», либо, чтобы учиться и просвещаться; либо найти ответы с помощью книг на многие вопросы [1, С. 174].

Автор другой статьи Я. Абрамов [2]отмечал возрастающую осознанность читателей народной библиотеки при Тамбовском обществе народных чтений. Если на первом году читатели просили книги, «что позабавней», то на втором году крестьяне при выборе книг руководствовались собственным интересом, мнением о книге, высказанном другими читателями. Большой популярностью пользовались книги прикладного характера, книги, содержащие полезные для жизни сведения.

На страницах журнала «Русская школа» представлен аналитический обзор деятельности многих земств по открытию народных библиотек [2] в Нижегородской, Тамбовской, Смоленской, Владимирской губернии, в Тюмени. Автором определены возрастные читательские пристрастия в выборе книг. Книги духовного содержания привлекают внимание старшего поколения, причем их востребованность увеличивается в период религиозных праздников, когда есть необходимость обдумать многие проблемы бытия. Большой интерес у детей вызывают книги о приключениях и путешествиях. Однако, по наблюдениям Я. В. Абрамова, классические писатели (Державин, Карамзин, Богданович) пока непонятны простому читателю.

Таблица 1

Востребованность книг в Тюменской народной библиотеке (1898г.)

Тематика книг

Количество выданных экземпляров

Духовное содержание

222

По естествознанию

48

По сельскому хозяйству

39

По технике

40

О географии и путешествиях

234

По истории

80

Детских книг

543

Симбирскую бесплатную народную библиотеку — читальню в память И. А. Гончарова в 1900 году посещали 1601 человек. Наибольшее количество читателей представлено детьми и подростками в возрасте от 8 до 15 лет. Это дети, которые учатся в школе (1076 человек), пансионеры дома трудолюбия, дети из городского детского приюта, женской воскресной школы. В отчете о деятельности библиотеки приведены данные по уровню образования читателей библиотеки. Среди них — люди, не получившие школьного образования, — 80 человек. Т. е. библиотека стала основной, а не только дополнительной, формой образования этих людей. Именно она позволила им удовлетворить тягу к знаниям, интерес к истории и современности. Сословный состав читателей библиотеки самый разнообразный. Больше всего среди посетителей библиотек мещан (703 человека); крестьян — 398 человек; лиц духовного сословия — 58 человек; дворян 51. Анализ востребованности литературы показал, что наибольшей популярностью пользовались книги духовного содержания; затем идут книги по естествознанию, отражающие проблемы сельского хозяйства; книги исторического содержания; литература о географических путешествиях; книги по медицине и беллетристика.

Народные читальни в Симбирской губернии открывались и по инициативе Попечительства о народной трезвости, в задачах которого стояли распространение среди населения «здравых понятий», открытие воскресных школ, народных библиотек, организация театрализованных представлений. В 1901 г. комитетом Попечительства о народной трезвости были открыты чайные — читальни в селах Большие Ключищи, Уржумское и Тагай [3].

На их основе в 1906 году в виду большой популярности читальни в с.Тагай была открыта библиотека-читальня, библиотечный фонд которой насчитывал 215 книг. Среди них: «Сказки» Г. Х. Андерсена, «Хижина дяди Тома» Г. Бичер-Стоу, «Гуттаперчивый мальчик» Д. В. Григоровича, «Робинзон Крузо» Д. Дефо, «Старые и малые» Ч. Диккенса, полное собрание сочинений А. С. Пушкина, «Дети подземелья» В. Г. Короленко.

Представленная для чтения литература, в первую очередь, ориентировала посетителей библиотеки на совершенствование нравственной сферы личности, на развитие сострадания, сочувствия, сопереживания. Безусловно, представленные на страницах книг картины тяжелой жизни были в каждодневной представленности жизни, которая воспринималась как данность. Однако, авторская интерпретация событий, описания трудной жизни позволяла задуматься о смысле человеческого бытия, о необходимости совершенствования, гуманизации человеческих отношений в частности и общества в целом.

Содержание представленной в библиотеке-читальне литературы позволяло расширять представления читателей и в историко-географическом плане, помогая в самообразовании. Таким образом, можно отметить, что деятельность библиотек решала целый спектр задач. Как отмечает в своем исследовании Харитонова С. В., деятельность библиотек была нацелена на ликвидацию безграмотности, на приобщение населения к чтению, на сокращение «культурной дистанции» между центром и окраиной.

Народные чтения рассматривались в качестве важнейшего средства не только образования взрослых, но и воспитания детей и подростков, поскольку позволяли занимать полезным досугом их свободное время. Беспокойство по поводу праздного и нездорового времяпровождения высказывали многие члены училищных советов Симбирской губернии. Как свидетельствую архивные материалы, представители Сенгилеевского училищного совета обратились к директору народных училищ Симбирской губернии с инициативой устройства народных чтений в г. Сенгилее и в его уездах при школах. Они отмечали в своем письме, что на основании правил устройства народных чтений, таковые разрешаются только в губернских городах. Но по ходатайству лиц и учреждений народные чтения разрешаются и в уездных городах и даже в селах. Авторы обращения подчеркивали значимость данных форм просвещения именно для сельских районов, поскольку в городе простой люд «может скорее найти себе эстетическое удовольствие, например в театре, на гуляниях. В уездных же городах, а так же в селах обыватели в воскресные и праздничные дни обречены на ту губительную скуку, которая влечет за собой пьянство и разврат» [5].

Таким образом, частная и общественная инициатива способствовала тому, что в Симбирской губернии стали открываться такие формы внешкольного образования, как народные чтения при библиотеках, народных училищах. Народные чтения проводились образованными людьми: священниками, учителями, волостными писарями и др. Слушателей было достаточно много, так на чтениях в помещении Атяшевской народной, бесплатной библиотеки- читальни в ноябре 1898 года присутствовало до 200 человек, среди которых было 80 детей; в селе Силино Ардатовского уезда в этом же году на чтениях присутствовало до 75 детей, из которых 50- мальчиков, 25-девочек [4]. Чтения проходили по воскресным дням. Уяснению и более глубокому осознанию прочитанного, эмоциональному переживанию помогала наглядность — «световые картины» волшебного фонаря. (Отчеты о народных чтениях в с. Атяшевъ за 1898 год).Однако они были не во всех читальнях. В таких случаях устроители чтений сочетали их с хоровым сопровождением и музыкой. Программа воскресных чтений в основном была православной направленности. Но в то же время, использовалась литература по отечественной истории, знакомившая с деятельностью Петра Великого [5]. Народные чтения проводились и в помещении начальных училищ. Такая форма просветительской внешкольной деятельности вызывала одобрение со стороны местного населения, участников чтений. При их регулярном проведении, отмечалось в отчетах, возможно не только поднятие образовательного уровня крестьян и их детей, но также и осуществление воспитательно-нравственного воздействия, проведение идей гуманного отношения друг к другу.

Таким образом, библиотеки, народные читальни рассматривались важнейшим средством поднятия нравственности и образованности общества и непосредственно подрастающего поколения.

Литература:

1.      Александра Б. Впечатления одной народной библиотеки-читальни // Русская школа, 1901, № 5,6, С. 171–178

2.      Абрамов Я. Хроника народных библиотек// Русская школа 1898, № 2, с.251–258

3.      Патуткина В. М. Из истории народной библиотеки в селе Тагай Симбирского уезда Симбирской губернии // Библиотековедение. 2010. — № 5, С.102–106

4.      Отчеты священников о народных чтениях, проводимых в библиотеках читальнях Ардатовского уезда в 1898–1899 г. ГАУО. Фонд 99. опись 1. ед. хр.993

5.      Отчет о народных чтениях в фабричном поселке, Карсунского уезда Симбирской губернии. ГАУО. Фонд 99. опись 1. ед. хр.993

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle