Библиографическое описание:

Подоляк Д. О., Зайцева А. С. Уроки окружающего мира с использованием мультимедиа проектора [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 2-4.

Данная статья посвящена проблеме проведения уроков окружающего мира в начальной школе с использованием мультимедиапроектора. Авторами статьи подобран практический материал для проведения уроков окружающего мира: кроссворды, ребусы, загадки. Рассказывается об основных понятиях.

Ключевые слова: мультимедиапроектор, уроки окружающего мира, презентация.

Сегодня начальная школа должна стать первым опытом ребёнка — местом пробы своих интеллектуальных и творческих сил. На этом этапе важно развить активность, самостоятельность, сохранить познавательную активность и создать условия для гармоничного вхождения ребёнка в образовательный мир, поддержать его здоровье и эмоциональное благополучие. Именно эти качества учащихся и развиваются с внедрением электронных образовательных ресурсов в образовательный процесс школы.

Мультимедиа средства в школьном обучении имеют ряд преимуществ по сравнению с традиционными печатными пособиями. Они позволяют учителю компактно представить большой объем четко структурированной и последовательно организованной учебной информации [1].

Е. И. Карп трактуют понятие мультимедиа, как совокупность визуальных и аудио эффектов, воспроизводимых с помощью компьютера и управляемых интерактивным программным обеспечением [6, 16].

Мультимедиа-проекторы завоевали большую популярность среди устройств отображения информации. Это настоящие «мастера визуализации», с их помощью можно провести профессиональный показ видеороликов, цифровых слайд-шоу, презентаций с графиками, таблицами и эффектами анимации, то есть представить для коллективного просмотра любую видеоинформацию на большом экране.

На уроках в начальной школе использование мультимедиа проектора позволяет поднять процесс обучения на качественно новый уровень: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме. Включение в мультимедиа анимации, фрагментов видеофильмов дает возможность усилить визуальное восприятие и облегчает усвоение учебного материала.

Использование мультимедиа проектора в начальных классах на уроках окружающего мира вообще просто находка.

Что же такое окружающий мир? Окружающий мир можно определить как систему, совокупность всех условий, оказывающих влияние на существование, рост и благополучие организма или группы организмов на Земле [3].

Каждый отдельный элемент в нашей повседневной жизни является частью окружающего мира, в том числе, воздух, которым мы дышим, живые состояние нашего организма, каждый предмет у нас дома, каждый кусок системы пищи и каждый глоток воды, которые мы потребляем. Широта охвата данного определения затрудняет изучение окружающего мира, но определенные методы обучения могут помочь нам установить связь между этими элементами.

Презентация урока по окружающему миру, может служить иллюстрацией тех возможностей, которые дает нам использование мультимедиа проектора на уроке. В занимательной форме учащиеся знакомятся с внешним и внутренним строением тела человека, узнают о мерах профилактики и правильном сбалансированном питании. Неоценимую помощь оказывают презентации, материалы видеофильмов, электронные учебники при знакомстве с различными городами и странами. Картинки окружающей нас природы, животные, моря, океаны, природные зоны, круговорот воды, цепочки питания — всё можно отразить на слайдах.

Приведем пример фрагмента урока по А. А Вахрушева «Мир вокруг нас», 3 класс.

Учащимся предлагается разделиться на две команды. В одну войдут знатоки природного сообщества «Луг», а в другую — знатоки сообщества «Лес». Каждый ученик первой команды получает карточку с названием «Луг», второй — соответственно «Лес». На своих карточках учащиеся выписывают из предложенного перечня животных, обитающих в лесу или на лугу. Задания предъявляются с помощью мультимедийного проектора на экране.

Задание 1. Рассели животных по местам их обитания (на слайде в одной колонке изображены картинки животных, во второй — место их обитания).

Проверка осуществляется в форме взаимопроверки работ самими учащимися. Дети обмениваются карточками и, ориентируясь на слайд с правильными ответами, исправляют ошибки друг у друга. Такой вариант позволяет детям сразу же получить оценку своих результатов и восполнить пробелы в знаниях.

Задание 2. Исправьте ошибки в цепи питания (на слайде изображены картинки животных, которые объединены в две цепи питания).

Каждая команда, посовещавшись, меняют местами расположение стрелок в цепях питания на слайде с помощью компьютерной мыши. Затем осуществляют проверку: с помощью анимации компьютер выделяет неверные ответы учеников.

После выполнения заданий дети самостоятельно анализируют и оценивают ответы своих товарищей.

Задания на актуализацию знаний носят поисковый характер и активизируют мышление учащихся, их память, воображение, способствуют удовлетворению познавательных потребностей.

Изучение нового материала.

Учитель демонстрирует на экране фотографии (на слайдах) и видеофильм с изображением пруда, озера, реки и моря и задаёт вопросы:

1.Что изображено на экране?

На следующем слайде в одной колонке изображены представители водоемов, в другой — сами водоемы. Детям предлагается соотнести представителей водоемов с их местом обитания с помощью компьютерной мыши [4].

На уроках в начальной школе использование мультимедиа проектора позволяет поднять процесс обучения на качественно новый уровень: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме. Включение в мультимедиа анимации, фрагментов видеофильмов дает возможность усилить визуальное восприятие и облегчает усвоение учебного материала.

Также с помощью использования мультимедиа проектора проверить знания учащихся становится намного проще: тесты, кроссворды, ребусы, шарады — всё делает урок увлекательным, а значит и запоминающимся [5].

На этапе закрепления используется часто такой прием, как составление или разгадывание кроссворда либо ребуса из изученных новых понятий.

Тема урока: «Земноводные».

Пока мы с вами отдыхали, к нам прискакала жаба. Она задает вам вопросы.

1.      Полезная она или нет?

2.      Нужна ли она в природе?

3.      Когда и где можно ее увидеть?

Земноводные приносят большую пользу, поедая насекомых — вредителей полей и огородов, являются пищей для других животных.

Лягушкам поставлено два памятника. Это маленькое животное помогло человеку сделать много важных открытий в биологии, химии, физике.

Жаба хочет показать вам памятник лягушке, который стоит в Японии в городе Токио. На высоком золоченом постаменте расположена фигура лягушки. А еще жаба принесла кроссворд (на слайде изображен кроссворд с пустыми ячейками, при разгадывании слов буквы появляются по щелчку компьютерной мыши).

Кроссворд

http://www.fedyushkina.com/images/stories/bt-arise/ris8.png

1.      Это полезное животное поедает много комаров, живет в прудах, озерах и канавах, на спине носит гребешок? (Тритон).

2.      Над водой-водицей — царевна круглолица.

Поет царевна, да так напевно,

Что все на суше затыкают уши? (лягушка).

3.      Это животное похоже на ящерицу. Живет в холодных ручьях. В Японии обитает самый крупный представитель величиной с человеческий рост? (саламандра).

–        Прочитаем названия, которые у нас получились.

–        Как, одним словом можно назвать всех этих животных? (земноводные).

–        Почему их объединили в одну группу?

–        Жаба к кроссворду принесла одну букву, если ее добавить, то получится слово. Оно имеет отношение к земноводным? (пруд).

–        Почему жаба загадала это слово?

–        Тритон, лягушка и жаба живут в пруду [7].

–        Посмотрите, а наш пруд пустой! Давайте заселим его земноводными. Для этого нам необходимо разгадать ребус:

http://www.fedyushkina.com/images/stories/bt-arise/ris2.png

[2]

Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у младшего школьника велики, стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью информационных технологий. Использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень — интерес детей к учебе.

Литература:

1.                  Баженова Л. М. Медиаобразование как средство развития школьников. — Журнал «Начальная школа» № 5, 2002.

2.                  Журнал «Начальная школа» № 10, 2003.

3.                  Журнал «Преподавание в начальной школе» № 5, 2012.

4.                  Захарова Н. И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс. — Журнал «Начальная школа» № 1, 2008.

5.                  Каминский В. Ю. Использование образовательных технологий в учебном процессе. — Научно-практический журнал «Завуч» № 3, 2005.

6.                  Карп Е. И Интерактивные мультимедийные системы как императив современного информационного общества//Научный вестник. — 2003. — № 6.

7.                  Сеть творческих учителей /ИКТ в начальной школе.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle