Библиографическое описание:

Богачева Г. Г. Пути формирования гражданской, этнической и социальной идентичности учащихся средствами лингвокраеведения [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 109-112.

В 2010 году Федеральный образовательный государственный стандарт основного общего образования среди личностных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования на первое место поставил воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.

Постановка задачи формирования гражданской идентичности как ключевой задачи общего образования стала ответом на вызовы времени. Эта задача приобрела особую актуальность в условиях кризиса гражданской идентичности после распада Советского Союза, возникновения рисков распада России на отдельные территории по этническим, конфессиональным и региональным параметрам, роста неопределенности ценностных ориентаций подрастающих поколений. Система образования, которая формируется в России, должна обеспечить условия для гармонизации общечеловеческой, гражданской и этнической идентичности в процессе становления человека. Формирование гражданской идентичности личности является главной задачей социализации в подростковом возрасте.

Актуальность проблемы формирования этнической идентичности в единстве с гражданской и общечеловеческой идентичностью обусловлена необходимостью учета традиций национального воспитания и экологии детства, изменением контингента учащихся в школах в сторону поликультурного состава и ростом межэтнических бикультуральных семей. Рост национального самосознания народов и этнических групп, населяющих Россию, масштабов миграционных процессов как внутри страны, так и из-за рубежа составляют реалии социоэкономической и политической жизни нашего общества.

Идентичность — свойство психики человека в концентрированном виде выражать для него то, как он представляет себе свою принадлежность к различным социальным, национальным, профессиональным, языковым, политическим, религиозным, расовым и другим группам или иным общностям, или отождествление себя с тем или иным человеком, как воплощением присущих этим группам или общностям свойств.

Социальная идентичность личности — соотнесение индивидом себя с теми группами и общностями, которые он воспринимает как свои, по отношению к которым он в наибольшей степени способен (или хотел бы!) сказать и почувствовать «мы» (гендер, семья, религия, этнос, профессия и т. п.). Социальная идентификация выполняет важные функции как на групповом, так и личностном уровне: именно благодаря этому процессу общество получает возможность включить индивидов в систему социальных связей и отношений, а личность реализует базисную потребность групповой принадлежности, обеспечивающей защиту, возможности самореализации, оценки другими и влияния на группу.

Этническая и гражданская идентичности — составные части социальной идентичности личности. Этническая идентичность — это психологическая категория, которая выражает представление субъекта о своей принадлежности к определенной этнической общности наряду с эмоциональным и ценностным значением этого членства. Только позитивная этническая идентичность обеспечивает установление толерантных взаимоотношений между представителями разных этнических групп в поликультурном обществе. Этническая идентичность — это осознание своей принадлежности к определённой этнической общности. В её структуре обычно выделяют два основных компонента — когнитивный (знания, представления об особенностях собственной группы и осознание себя как её члена на основе определённых характеристик) и аффективный (оценка качеств собственной группы, отношение к членству в ней, значимость этого членства). В 6–7 лет ребёнок приобретает первые фрагментарные знания о своей этнической принадлежности. В 8–9 лет ребёнок уже чётко идентифицирует себя со своей этнической группой, на основании национальности родителей, места проживания, родного языка. В младшем подростковом возрасте (10–11 лет) этническая идентичность формируется в полном объёме, в качестве особенностей разных народов ребёнок отмечает уникальность истории, специфику традиционной бытовой культуры.

Ключевой задачей самоопределения является формирование гражданской идентичности, представляющей осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе, имеющей определенный личностный смысл. Гражданская идентичность подразумевает самоотождествление с общностью в масштабах страны. «Образ мы» в данном случае включает, кроме представлений об общей истории, языке, территории, представления о месте страны в мире. В период становления гражданской идентичности важнейшее значение имеет формирование и развитие таких качеств личности, которые составляют основу гражданской культуры личности — патриотизма, гражданственности, политической и правовой культуры.

Задачей учителя русского языка в контексте формирования гражданской и этнической идентичности учащихся является использование такого материала, который не может не отразиться на отношении личности к себе, своей семье, своему городу, своей стране. Большую роль в воспитании патриотических черт личности учащихся играет приобщение школьников к краеведческой работе

В основе воспитательной системы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения г.Владимира «Средняя общеобразовательная школа № 21» лежит совместная творческая деятельность всех членов педагогического коллектива школы, учащихся и их родителей, одним из основных направлений работы является краеведение. Академик Д. С. Лихачев называл краеведение «самым массовым видом науки, прекрасной школой воспитания… Любовь к родному краю, знание его истории — основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества». Он утверждал, что «без всестороннего комплексного изучения родного края невозможно формирование у человека культуры, гражданственности, патриотизма».

Краеведение — это, по большому счету, историческая память ныне живущих о тех, кто ушел, оставив след в истории своей малой родины. Это знание о людях, живущих вокруг и своими жизнями делающих историю. Краеведение является основой для формирования гражданской, этнической и социальной идентичности учащегося, потому что позволяет школьнику соотнести свою жизнь с жизнью своих земляков, а через них — с жизнью своего народа, страны.

Одно из направлений краеведческой работы — лингвокраеведение. Его основная цель — изучение истории родного края через факты языка, ибо в «языке одухотворяется весь народ и вся его родина; вся история духовной жизни» (К. Д. Ушинский). Лингвокраевение привлекает внимание учащихся к языковой среде, окружающей нас и содержащей материал, помогающий в изучении истории региона, его культуры. Языковые факты нередко содержат богатейшую этнографическую и культурологическую информацию, которая далеко не всегда используется при изучении истории края.

Цель работы по лингвокраеведению — показать национальное своеобразие языка, возродить национальное самосознание, развить духовность, поднять нравственность и культуру. Исходя из этого, вытекают задачи: развивать умения осознанно пользоваться разными (литературными общерусскими и местными) средствами языка; углублять знания об истории и культуре родного края; воспитывать чувство патриотизма у современных школьников через определение нравственного и эстетического наследия русской традиционной культуры; развивать индивидуальные творческие способности школьников.

Обращение к лингвистическому краеведению отвечает многим основополагающим принципам обновления содержания на современном этапе: гуманизации и гуманитаризации, интеграции, усилению практической ориентации, деятельностного подхода в обучении учащихся. Одним из требований к преподаванию русского языка в школе является требование формировать у учащихся культурологическую компетенцию, которая включает в себя «сведения о языке как национально-культурном феномене, отражающем духовно-нравственный опыт народа. Для этого используется как экстралингвистический путь (через систему текстов соответствующего содержания), так и собственно лингвистический (через анализ языковых явлений). Работа по лингвокраеведению создаёт благоприятные условия для научно-исследовательской деятельности учащихся по русскому языку и литературе.

Лингвокраеведение можно представить в следующих направлениях:

1.         Диалектная и разговорная речь (разносторонний анализ местных диалектов: лексико-фонетический, лексико-словообразовательный, семантический, этнографический)

2.         Языковое своеобразие в фольклоре и в художественных произведениях местных авторов.

3.         Народная фразеология.

4.         Ономастика.

5.         Словотворчество в живой речи города.

6.         Учёные-лингвисты региона.

В практике преподавания русского языка в общеобразовательной школе я использую проектную методику, организую исследовательскую работу учащихся по лингвистическому краеведению:

1.         Изучение словарных статей «Толкового словаря живого великорусского языка» В. И. Даля (5 класс).

2.         Изучение топонимики родного города (6 класс).

3.         Происхождение распространённых фамилий Владимирского края (7 класс).

4.         Лингвистический анализ текстов владимирских писателей: А. И. Фатьянова, С. К. Никитина, С. Ф. Павлова, В. А. Волкова (8 класс).

5.         Исследование памятников деловой письменности XVII — XVIII веков, из фондов областного госархива (9 класс).

6.         Исследовательские работы об учёных-лингвистах Владимирского края (10 класс).

7.         Создание «Виртуального музея русского учёного-лингвиста Анатолия Михайловича Иорданского (1907- 1974)».

Нужно ли сегодня в школе краеведение? Этот вопрос я задала старшеклассникам и учителям школы № 21 г. Владимира, а также жителям микрорайона.

Вот что ответили школьники: «Это интересно», «Важно знать свои корни, помнить, откуда ты родом, чтобы лучше понять себя», «Мы должны уважать историю предков», «Это даёт мне чувство самоуважения», «История края помогает почувствовать себя частицей Родины».

Учителя школы, использующие на своих уроках краеведческий материал, отмечали, что ребята слушают внимательнее, повышается их интерес, они задают вопросы, исследуют проблему глубже.

Жители микрорайона, с удовольствием делились со школьниками своими воспоминаниями, рассказывали о том, чем была богата их жизнь. И в этом выражалась потребность старшего поколения не уйти бесследно, остаться в памяти новых поколений.

Так что краеведение нужно и школе, и социуму. Целостность общества обеспечивается неразрывной связью поколений, освоением молодежью культурно-исторических достижений своего народа. Как показывает практика, участие школьников в краеведческой деятельности, их знакомство с прошлым, настоящим малой родины, её природных, культурных особенностей пробуждает чувство причастности к судьбе своего народа, рождает чувство благодарности к старшему поколению, создает возможности для самореализации учащихся в процессе этой общественно полезной работы. Краеведение помогает решению задач социальной адаптации воспитанников школы, формированию у них готовности жить и трудиться в своем районе, участвовать в его развитии, социально-экономическом и культурном обновлении. Все это важно в свете системно-деятельностного подхода, лежащего в основе Стандарта нового поколения.

Литература:

1.         Асмолов А. Г. Как будем жить дальше? Социальные эффекты образовательной политики/Лидеры образования. 2007 — № 6.с.4–10.

2.         Идентичность: Хрестоматия / Сост. Л. Б. Шнейдер. — М.: Изд. МПСИ; Воронеж; Изд. НПО «МОДЭК», 2008.

3.         Житников В. Ф. Диалектизмы в фамилиях // Русская речь, 1989 — № 1, 1992 — № 4, 1994 — № 4

4.         Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2002. — 992с.

5.         Лебедева Н. М. Социальная идентичность на постсоветском пространстве: от поисков самоуважения к поискам смысла // Психологический журнал, 1999. т. 20, № 3. с. 48–58.

6.         Лихачев Д. С. Русская культура. М.: Искусство, 2000. С. 19.

7.         Никитин О. В. Проблемы этнолингвистического изучения памятников деловой письменности — М.: Флинт, 2000

8.         Романова О. Л. Развитие этнической идентичности у детей и подростков: Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 1994.

9.         Симонян Р. Х. От национального самосознания к гражданскому действию. // Массовое сознание и массовые действия. / Под ред. В. Я. Ядова. М., 1994, с. 68–79.

10.     ФГОС: Основное общее образование, 2010

11.     Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. — М.: Прогресс, 2000.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle