Библиографическое описание:

Дерксен Л. А., Козырева О. А., Завьялова Я. Е. Система принципов управления обучающимися, занимающимися регби, как основа педагогического взаимодействия [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 151-153.

Современные представления о педагогическом процессе, регулируемом и управляемом, изменились в соответствии со всеми выделяемыми аспектами культуры, деятельности и общения субъектов и групп в поликультурном образовательном пространстве.

Идеи воспитания и обучения, образования и социализации, самореализации и самосовершенствования накладывают на организуемые педагогические процессы систему ограничений и предопределяют направление и качество формирования разнообразных возможностей личности развивающейся и формируемой.

Нам необходимо проанализировать и определить систему принципов управления обучающимися, занимающимися регби, в структуре тренировочно-соревновательной работы тренера по регби и обучающихся, занимающихся регби.

Под управлением будем понимать механизм верификации и оптимизации системы антропологического генеза, определяющей и модифицирующей неустойчивые и условно устойчивые связи объективного преобразования и детализации основ социального (профессионального, межличностного и пр.) взаимодействия в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах и практике.

Под продуктивным управлением качеством подготовки и выступлений спортсменов-регбистов будем понимать процесс эффективного определения и решения субъектно-средовых противоречий в структуре занятий регби как одного из направлений социализации и самореализации личности.

Система принципов управления обучающимися, занимающимися регби, в структуре тренировочной-соревновательной работы тренера по регби и обучающихся, занимающихся регби, представляет собой совокупность положений, формулируемых в соответствии с возможностями личности, требованиями поликультурного образовательного пространства, традициям и культуре (в широком смысле данного феномена) в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах, раскрывающих неподдельный смысл гуманизма и продуктивности, самостоятельности и креативности, свободы и ответственности, этики и эстетики межличностных и межгрупповых отношений.

Итак, система принципов управления обучающимися, занимающимися регби, в структуре тренировочной-соревновательной работы тренера по регби и обучающихся, занимающихся регби, представляет собой следующую совокупность базовых приоритетов и положений, определяющих целостность, уникальность, устойчивость педагогической системы:

1.         Принцип научной постановки и решения задач целостного педагогического процесса, определяемого и верифицируемого в соответствии с правилами, принципами, нормами культуры и этики, деятельности и общения:

-          принцип последовательности, объективности, системности, систематичности, прочности, логичности, рациональности, доступности, культуросообразности и природосообразности всех единиц, звеньев и способов в управлении команды спортсменов, занимающихся регби;

-          принцип единства сознания и деятельности в верификации модели и практики тренировочного процесса;

-          принцип единства теории и практики в решении субъектно-средовых противоречий микро-, мезо-, макро- и мегамасштабов постановки и реализации идей гуманизма, продуктивности, здоровьесбережения, акмепроектирования и акмереализации личности в структуре занятий регби;

-          принцип единства всех категорий в целостном педагогическом процессе.

2.         Принцип формирования потребности в акместановлении личности в структуре тренировочного и соревновательных периодов подготовки спортсмена, занимающегося регби:

-          принцип аксиакмеологического становления личности в структуре занятий регби;

-          принцип единства целей и ценностей педагогического взаимодействия тренера и спортсменов, занимающихся регби;

-          принцип гносеолого-герменевтического и дидактико-методологического понимания всех нюансов тренировочной деятельности в структуре занятий регби;

-          принцип самодетерминации и самоверификации модели самореализации, самосовершенствования, саморазвития и социализации личности спортсмена, занимающегося регби;

-          принцип реализации идей полисистемного становления личности в выборе «акме» и нахождения различных верифицируемых направлений решений личного и коллективного выбора в регби;

-          принцип целостности и уникальности личности, включенной в коллективный (регби-7 и регби-15) выбор стратегии в решении тактических и стратегических способов самоутверждения и самореализации в коллективе спортсмен-регбистов;

-          принцип устойчивости и конкурентоспособности личности в коллективном ведении игры, ситуативно и креативно определяющей способы и формы самоутверждения личности, а также возможности и качество достижения победы в игре (регби).

3.         Принцип включения личности в условия получения непрерывного профессионального образования:

-          принцип своевременного профессионального самоопределения личности;

-          принцип построения и реализации, оптимизации и верификации модели профессионального роста и мастерства спортсмена, включенного в условия полисистемных и мультисредовых отношений;

-          принцип единства моделей социализации и самореализации личности через спорт, науку, искусство и культуру;

-          принцип учета индивидуальных особенностей личности спортсмена, занимающегося регби;

-          принцип единства образования, обучения, развития и воспитания как ресурсов и продуктов, механизмов и моделей становления личности в структуре ведущей деятельности;

-          принцип пролонгации в структуре детерминации и оптимизации специфики и возможностей профессионального обучения и образования как процессов, определяющих приоритеты и возможности устойчивости и востребованности личности и ее результатов деятельности.

4.         Принцип оптимального подбора методов и упражнений, форм и средств, методик и технологий общей физической подготовки (ОФП).

5.         Принцип верификации и детализации специфики и возможностей специальной физической подготовки (СФП) в структуре занятий регби.

6.         Принцип формирования потребности в здоровом образе жизни (ЗОЖ), объективной картины мира и научного мировоззрения, пропаганды необходимости физической культуры и спорта в здоровом и своевременном становлении личности:

-          принцип распространения возможностей и качества формирования потребности в оптимальном, индивидуально подобранном двигательном режиме;

-          принцип верификации готовности к включению в тренировочный процесс спортсмена-регбиста в качестве тренера по регби или педагога по ФК;

-          принцип гибкости и тактичности в реализации идей педагогической и социально-педагогической поддержки личности;

-          принцип ситуативного, гуманно-личностного управления способностями и форами самовыражения и самореализации личности спортсмена, занимающегося регби;

-          принцип соблюдения режима дня и потребления своевременного, здорового питания личностью спортсмена;

-          принцип единства умственной, физической и духовной составляющих становления и развития в структуре ведущей деятельности и хобби;

-          принцип своевременного отдыха и восстановления организма спортсмена, психологической разрядки и поддержки личности в здоровом коллективе (команде спортсменов-регбистов).

7.         Принцип учета нормального распределения способностей и приоритетов выделения и достижения «акме» в различных направлениях деятельности и общении:

-          принцип формирования самостоятельности в контексте определения уровня сформированности культуры самостоятельной работы, коммуникативной культуры и общей культуры, регламентирующей и сохраняющей границы гуманно-личностных основ социального и социально-профессионального взаимодействия;

-          принцип расширения кругозора и возможностей личности в структуре ведущей деятельности и общении (в нашем случае — в структуре занятий регби).

8.         Принцип инновационной профессионально-педагогической практики в управлении качеством определения и решения дихотомически модифицируемых противоречий в модели учета традиционной и инновационной составляющих любой профессиональной деятельности, отдыха и досуга:

-          принцип воспитания в коллективе и через коллектив, т. е. управления командным духом и способами, формами и механизмами достижения победы на соревнованиях разного уровня;

-          принцип демократизации основ управления и комплексной подготовки спортсменов к соревнованиям;

-          принцип исторического и инновативного учета возможностей планирования и организации тренировочного и соревновательного процессов;

-          принцип обогащения личности и коллектива продуктами сотрудничества и сотворчества, науки и искусства, спорта, культуры и эзотерических основ понимания сохранения цивилизации и ноосферы.

Различные модифицированные системы принципов управления обучающимися, занимающимися регби, в структуре тренировочной-соревновательной работы тренера по регби и обучающихся, занимающихся регби, реализуется в структуре подготовки спортсменов в СДЮСШОР по регби «Буревестник». Такого рода работа не однократно обсуждалась на научно-практических конференциях будущими педагогами по ФК и тренерами-преподавателями по регби. Данного рода работа являлась частью проводимого научно-педагогического эксперимента, база которого в структуре общепедагогического знания закладывается в различных учебных предметах педагогического цикла, построенного в соответствии с ФГОС второго поколения (специалитет) и ФГОС третьего поколения (бакалавриат и магистратура).

Качество детерминации и соблюдения основ моделированной системы принципов управления или социально-педагогического взаимодействия зависит от объективных и субъективных факторов, от множества ситуативных возможностей и ограничений, располагающих неограниченными полисистемными способами соотнесения условий педагогически модифицируемых процессов и явлений в профессиональном становлении и самореализации.

Литература:

1.         Козырева, О. А. Управление образовательными системами: учебное пособие для студентов педагогических вузов / О. А. Козырева. — Новокузнецк: КузГПА, 2010. — 97 с. [+приложение на DVD]. — ISBN 978–5–85117–552–7.

2.         Козырева, О. А. Моделирование как социально-педагогический феномен: курс занятий для учителей, педагогов средней и высшей школы, слушателей ИПК и ФПК, студентов и аспирантов / О. А. Козырева. — Новокузнецк: КузГПА: МОУ ДПО ИПК, 2007. — 627 с. [+ приложение на CD]. — ISBN 978–5–85117–226–3.

3.         Козырева, О. А. Теория обучения. Педагогические технологии: программа и контрольно-измерительные материалы: курс занятий для студ. пед. спец. /О. А. Козырева. — Новокузнецк: КузГПА, 2007.– 209 с. [+прил. на CD]. — ISBN 978–5–85117–309–7.

4.         Козырева, О. А. Основы профориентологии: курс занятий для студентов специальности «031000 — «Педагогика и психология»» /О. А. Козырева.– Новокузнецк: КузГПА: МОУ ДПО ИПК, 2007. — 307 с. [+ прил. на CD]. — ISBN 978–5–85117–290–8.

5.         Козырева, О. А. Социальная педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов / О. А. Козырева. — Новокузнецк: КузГПА, 2010. — 217 с. [+приложение на CD]. — ISBN 978–5–85117–495–7.

6.         Кошелев, А. А. Культура самостоятельной работы обучающегося: монография / А. А. Кошелев, О. А. Козырева. — Новокузнецк: КузГПА, 2012. — 113 с. — ISBN 978–5-85117–675–3.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle