Личностно-ориентированное обучение в современной начальной школе | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

V международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, март 2014)

Дата публикации: 06.03.2014

Статья просмотрена: 1943 раза

Библиографическое описание:

Хабибуллина, Ф. Г. Личностно-ориентированное обучение в современной начальной школе / Ф. Г. Хабибуллина, Н. А. Куренова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2014. — С. 141-143. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/101/5243/ (дата обращения: 19.04.2024).

Одна из ведущих целей проекта нового федерального государственного образовательного стандарта — переход от знаниевой парадигмы к парадигме развития личности, чтобы на выходе из школы выпускник был «самостоятельным, инициативным, уверенным в себе, успешным в будущем, чтобы у него было больше друзей, он был лидером, умел ставить задачи». Анализ психолого-педагогической литературы последних лет позволяет утверждать, что этот вопрос находится под пристальным вниманием ученых, педагогов и родительской общественности.

Так в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года и государственной программе «Развитие воспитания детей в РФ до 2010 года» четко сформулированы требования к современной школе и обоснован социальный заказ: современному обществу нужны образованные, нравственные, творческие люди, которые смогут самостоятельно принимать ответственные решения. Другими словами, от школы сегодня ждут выпускников, способных на протяжении всей жизни добывать новые знания.

Реализация дидактической системы «школа 2000…», «2100», позволяет осуществлять основные положения Закона РФ «Об образовании» и служит успешным условием личностно — ориентированного образования обучающихся начальной школы, что является в свою очередь важной составной ФГОС нового поколения.

Основной целью реализации образовательной системы является деятельностный подход в обучении, который соответствует требованиям нового Стандарта образования. Деятельностный, системно-деятельностный подходы способствуют развитию личности учащихся на основе освоения ими универсальных способов деятельности.

Организация личностно-ориентированного обучения в начальной школе опирается на индивидуальный и дифференцированный подходы, как в обучении, так и в воспитании.

Работа с использованием данного подхода дает возможность осуществления личностно-ориентированного образования учащихся, отдельных групп учащихся, имеющих выраженные особенности развития. Система дифференцированного обучения направлена на максимальное раскрытие, развитие способностей обучающихся, на формирование положительных личностных качеств ребенка. Учебный материал используется не как самоцель, а как средство и инструмент, создающий условия для полноценного развития способностей своих учеников, для проявления и развития личностных качеств каждого субъекта образовательного процесса.

Организуя учебно-воспитательный процесс, необходимо создавать обучающимся условия для становления и готовности к дальнейшему развитию. В условиях, когда школа является «школой для всех», здесь находит свое место каждый ученик, «чувствует себя дома» независимо от индивидуальных способностей и особенностей. Необходимо дать возможность каждому ученику реализовать себя, свои индивидуальные особенности, свои мотивы, интересы, социальные установки, ту или иную направленность своей личности.

Дифференцированный подход в обучении и условиях массовой школы — это не построение особой, исключительной для каждого ребенка системы работы, а умение применять общие закономерности возрастного развития и организации деятельности в конкретных условиях определенной ситуации.

В ходе реализации учебных целей образовательного процесса дифференцированный подход должен использоваться в «разумной дифференциации» учебных заданий, поставленных перед учащимися посильных задач.

Современные педагогические технологии способствуют получению положительных результатов работы. Такие технологии, как здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные, компьютерные, проектные, игровые, технология опережающего обучения, интегрированного обучения. Использование данных технологий обогащает содержательную часть уроков, позволяет разнообразить их структуру, вводить новые оптимальные формы организации учебной работы, работы в группах, использовать индивидуальные задания. Творческий подход к планированию и использование современных технологий помогает создать на уроке обстановку увлеченности, стимулирует и активизирует учебную деятельность обучающихся, делает педагогическое воздействие эффективным.

Выполняя различные виды работ, ученик имеет возможность, отслеживать свое продвижение по изучению данного предмета, ребенок видит свой успех и перспективу своей работы, а учителю становится легче организовать индивидуальную работу с детьми.

Использование дидактических пособий позволяет сделать управляемой дифференцированную самостоятельную работу учащихся, содействовать рациональному сочетанию индивидуальной и групповой работы на уроке, увеличить количество упражнений тренировочного характера, уменьшить долю малоэффективной механической работы по переписыванию учебного материала, систематизировать повторение ранее изученного материала, оказывает методическую помощь, помогает рационализировать работу учителя и учащихся. Тренировочные упражнения содержат конкретные задания для практического повторения, способствуют развитию мышления, связной речи, формированию творчески мыслящей личности. Пошаговое выполнение приучает детей к самоконтролю, отслеживанию выполненных заданий.

Таким образом, работа в рамках образовательной системы «школа 2000…», «2100» с использованием дифференцированного подхода в обучении способствует личностно-ориентированному образованию учащихся, приобретению универсальных способов деятельности, являющихся ФГОС нового поколения.

Каждый педагог сегодня уже должен переосмыслить свой педагогический опыт и ответить для себя на вопрос как обучать в новых условиях?

Учителя, долгие годы работающие в школе, знают, какое бесчисленное количество методов и форм обучения приходило и уходило вместе со временем. Новое время ставит новые задачи, неизбежно требующие поиска новых решений.

Для многих педагогов на протяжении многих лет привлекательны были новые, нетрадиционные формы обучения и воспитания, позволяющие наиболее полно проявить себя как учителю, так и учащимся.

Во время педагогического опыталюбого учителя лежит целостная, постоянно понимающая система знаний о человеке и процессе его развития. Поэтому педагог должен стараться идти в ногу со временем. Каждого педагога всегда должны интересовать новинки педагогической и методической литературы. Охотно применять их на своих уроках, искать эффективные приемы обучения и воспитания учащихся.

Личностно-ориентированное обучение составная часть педагогического процесса. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал — одна из основных задач современной школы. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся познавательных интересов.

Индивидуализация обучения вызывается тем, что уровень подготовки и развития способностей к учению не у всех школьников одинаков. Учащиеся, собранные вместе только по возрастному принципу, без учета их интеллектуальных и индивидуальных способностей, не могут равномерно и одинаково продвигаться вперед в усвоении знаний. Ученики одного и того же класса для выполнения одного и того же задания могут тратить от 5 минут до полутора часов.

Одни ученики не обладают соответствующей данному возрасту гибкостью, подвижностью мышления, умением обобщать, творчески подходить к решению тех или иных задач, начинают отставать в овладении учебным материалом. У таких учеников пропадает мотивация к обучению, появляется отрицательное отношение к учебе. Не лучше положение и с сильными учениками, которые вынуждены работать не в полную силу своих возможностей в связи с тем, что учитель ведет обучение, ориентируясь на среднего ученика. Дети постоянно привыкают к легкости выполнения учебных заданий, а первые трудности порождают у них растерянность, неуверенность в себе. Поэтому задача достижения максимально высокой успеваемости каждым учеником может быть решена на основе изучения индивидуальных особенностей учащихся при личностно-ориентированном подходе.

Педагог в своей работе должен учитывать реальные учебные возможности всех учащихся с целью организации продуктивной деятельности всего класса. Зная возможности всех учащихся, можно правильно регулировать учебную нагрузку, осуществлять дифференцированный подход, так как для развития учебных возможностей учащихся решающую роль играет дифференциация заданий. Для этого необходимо составлять разноуровневые задания при формировании знаний и умений учащихся на уроке и для выполнения домашнего задания. К уроку контроля подбирать задания разных уровней с учетом подготовленности ребят по предмету, индивидуального развития. При проверке знаний и умений использовать тесты, тренинги. Предлагая дифференцированные задания, дать возможность справиться с ними, проверить силы, поддерживать интерес к учению. Таким образом, можно уделить достаточное внимание каждому ребенку.

Кроме основных уроков в школе осуществляется с детьми и внеурочная деятельность по программе. На внеклассных занятиях дети должны играть, рисовать, петь, сочинять, фантазировать, решать нестандартные задачи — все это способствует наиболее полному раскрытию творческих способностей учащихся, помогает не отставать в развитии от своих сверстников, расширяет возможности полного самовыражения, помогает преодолевать замкнутость, мнимую ущербность.

Цель воспитательной системы заключается в формировании и развитии творческой индивидуальности каждого школьника. Чтобы реализовать данную цель, необходимо решить следующие задачи:

1.         Развивать познавательную активность формировать интеллектуальный, нравственный, физический потенциал личности ребенка;

2.         Содействовать развитию творческих способностей;

3.         Поздавать содружество детей, педагогов и родителей.

Программа воспитательной работы, должна осуществляться через организацию детского творчества, обеспечивать поступательное развитие ребенка, создавать систему непрерывного образования.

Свою работу педагог должен строить на основе сотрудничества с родителями. Это значит регулярно проводить родительские собрания, основанные как на запросах родителей, так и на возникающих вопросах к проблеме обучения и воспитания. Например: «Особенности интеллектуального и личностного развития», «Домашние задания и их назначение», «Как развить внимание ребенка», «Учим пересказывать», «Учебные способности ребенка», «Пути их развития на уроке и во внеурочной деятельности».

Чтобы воспитать нравственно и духовно богатую личность, необходимо постоянное совершенствование самого родителя. Достаточно актуальной сегодня является проблема повышения педагогической культуры родителей. На протяжении всех лет обучения в начальном звене педагог должен перед собой ставить задачу проведения работы с родителями. На каждое школьное и классное мероприятие привлекать родителей. Каждый год проводить тематические праздники и родители также должны принимать в них активное участие. Ученики очень любят экскурсии на природу. Каждая новая встреча с ней будет вызывать чувство радости и удивления. После экскурсий дети пытаются ответить на вопросы: что дало им общение с природой? чему она учит?; какую помощь способны оказать?

Начальная школа является составной частью всей системы непрерывного образования, и значит, педагоги начальной школы призваны учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, умеющие находить. Эффективные способы решения проблемы, критически мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию.

Самая большая проблема федерального министерства образования и науки, равно как и региональных, органов, управления образованием, сегодня состоит в том, чтобы донести новую образовательную идеологию через региональный и муниципальный уровень до каждой школы, до каждого класса и до каждого ребенка. Реформа образования меняет жизнь маленького человека.

Поэтому лицо реформы — это ребенок, который вчера входил в школу, где все было устранено по старому, а сегодня и завтра войдет в другую школу-ту самую, которую президент Дмитрий Медведев назвал в своем послании Федеральному собранию «Нашей новой школой». В этой школе все должно быть устроено совсем по- другому.

Литература:

1.      Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начального общего образования — М-во образования и науки Рос.Федерации — М.,Просвещение, 2010г.

2.      Планируемые результаты в начальной школе. Система заданий. В 2ч.. Ч.1 М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, и др. под редакцией Г. С., Ковалевой, О. Б. Логиновой — М.; Просвещение, 2009г.

3.      Бухаткина М. Ю. Технология разноуровневого обучения в начальной школе — М., Просвещение, 2009г.

4.      Щукин А. Н. Современные и интенсивные методы обучения в начальной школе — 20010г.

5.      Коротаева Е. В. Личностно-ориентированное обучение. Народное образование. -2010г.

Основные термины (генерируются автоматически): дифференцированный подход, начальная школа, ребенок, ученик, школа, задание, задача, педагог, учащийся, учебный материал.

Похожие статьи

Технология дифференцированного обучения на уроках...

ученик, работа, задание, групповая работа, дифференцированный подход, начальная школа, урок, учащийся, учебный процесс, групповая форма работы.

Миссия, видение и ценности современной школы

дифференцированный подход, начальная школа, ребенок, ученик, школа, педагог, задача, задание, учебный материал, учащийся.

Дифференциация на уроках окружающего мира в начальной...

разноуровневое обучение, учебный материал, задание, дифференцированный подход, обучение, учащийся, уровень, возможность, группа, ученик.

Индивидуальный и дифференцированный подход на уроках...

Попадая в школу, учащиеся порой не имеют элементарных математических представлений.

Трудность обучения состоит в том, что учителям нелегко дифференцировать материал из учебников. Для детей с нарушением интеллекта учебного материала мало, поэтому возникает...

Разноуровневое и дифференцированное обучение как фактор...

разноуровневое обучение, учебный материал, задание, дифференцированный подход, обучение, учащийся, уровень, возможность, группа, ученик.

Взгляд на методы обучения в начальных классах...

учебный процесс, класс, ребенок, большинство случаев, учебный материал, усвоение материала, традиционный метод обучения, преподаватель, начальная школа, игра, домашнее задание, детский сад, ученик.

Пути реализации способов дифференциации на уроках математики

разноуровневое обучение, учебный материал, задание, дифференцированный подход, обучение, учащийся, уровень, возможность, группа, ученик.

Дифференцированное обучение в школе VIII вида как средство...

- использовать дифференцированные задачи, задания, упражнения с учетом результатов предварительной диагностики учащихся

Начальная школа. — № 3–2005. 2. Организация деятельности коррекционных образовательных учреждений: Учеб. пособие для студентов...

Проблемы преподавания математики в начальных классах...

учебный процесс, класс, ребенок, большинство случаев, учебный материал, усвоение материала, традиционный метод обучения, преподаватель, начальная школа, игра, домашнее задание, детский сад, ученик.

Похожие статьи

Технология дифференцированного обучения на уроках...

ученик, работа, задание, групповая работа, дифференцированный подход, начальная школа, урок, учащийся, учебный процесс, групповая форма работы.

Миссия, видение и ценности современной школы

дифференцированный подход, начальная школа, ребенок, ученик, школа, педагог, задача, задание, учебный материал, учащийся.

Дифференциация на уроках окружающего мира в начальной...

разноуровневое обучение, учебный материал, задание, дифференцированный подход, обучение, учащийся, уровень, возможность, группа, ученик.

Индивидуальный и дифференцированный подход на уроках...

Попадая в школу, учащиеся порой не имеют элементарных математических представлений.

Трудность обучения состоит в том, что учителям нелегко дифференцировать материал из учебников. Для детей с нарушением интеллекта учебного материала мало, поэтому возникает...

Разноуровневое и дифференцированное обучение как фактор...

разноуровневое обучение, учебный материал, задание, дифференцированный подход, обучение, учащийся, уровень, возможность, группа, ученик.

Взгляд на методы обучения в начальных классах...

учебный процесс, класс, ребенок, большинство случаев, учебный материал, усвоение материала, традиционный метод обучения, преподаватель, начальная школа, игра, домашнее задание, детский сад, ученик.

Пути реализации способов дифференциации на уроках математики

разноуровневое обучение, учебный материал, задание, дифференцированный подход, обучение, учащийся, уровень, возможность, группа, ученик.

Дифференцированное обучение в школе VIII вида как средство...

- использовать дифференцированные задачи, задания, упражнения с учетом результатов предварительной диагностики учащихся

Начальная школа. — № 3–2005. 2. Организация деятельности коррекционных образовательных учреждений: Учеб. пособие для студентов...

Проблемы преподавания математики в начальных классах...

учебный процесс, класс, ребенок, большинство случаев, учебный материал, усвоение материала, традиционный метод обучения, преподаватель, начальная школа, игра, домашнее задание, детский сад, ученик.