Библиографическое описание:

Походяев С. В., Бугаев А. Д. Концепция педагогической подготовки в ходе военной реформы середины XIX-начала XX вв. [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 21-25.

Ключевые слова: военная реформа, военное образование, педагогическая подготовка

Проблема педагогической подготовки офицеров оформилась в самостоятельную научную проблему в связи с военной реформой середины XIX — начала XX вв.

Военная реформа середины XIX — начала XX вв. назревала в условиях, которые принципиально схожи с современным этапом военного строительства, поэтому концептуальные основы, на которых реформаторы пытались решить проблему педагогической подготовки офицеров представляют для нас научный интерес.

Анализ трудов, в которых исследуются идеи и теории, которые легли в основу новой системы профессиональной и, в том числе, педагогической подготовки офицеров (А. Ю. Журавлев [12], В. В. Изонов [13], А. И. Каменев [14], В. Г. Капитуров [15], В. М. Коровин [18], Г. П. Мещеряков [24], А. Н. Назаров [25] и др.), позволяет концептуальные основы послереформенной педагогической подготовки офицеров достаточно условно отнести к трем группам:

-              идеи и теории в области военного образования;

-              идеи и теории в области непрерывного профессионального образования офицера;

-              идеи и теории в области воспитания профессионально важных качеств офицера, в том числе необходимых для обучения и воспитания солдат (рисунок 1).

Профессиональное военное образование, которое в процессе реформы получало принципиально новую структуру, позволявшую усложнять как общеобразовательную, так и специальную подготовку офицера, приобретало первостепенное значение в педагогической подготовке офицерского корпуса. По замыслу реформаторов, профессиональное военное образование должно было стать не только областью, где офицер получает первичное образование, но и областью, в которой аккумулируется, развивается и преподается педагогическая наука, творчески перерабатывается передовой российский и зарубежный военный опыт.

Рис. 1. Концепция педагогической подготовки офицера в ходе реформы середины XIX — начала XX вв.

Для реализации этой идеи в системе военного образования должны были быть сосредоточены офицеры, которые не только были образованы лучше остальных, но и обладали определенным педагогическим талантом. О том, что эта задача считалась первоочередной, свидетельствуют практически все историки, которые занимались проблемой реформирования военного образования в XIX в. (А. И. Алехин [1], Л. Г. Бескровный [4], Е. В. Дрозд [10], А. И. Каменев [14], В. В. Колпачев [17], А. В. Чистяков [29] и др.). Внимание к комплектованию военно-педагогических кадров и формированию военно-педагогических школ на базе образовательных учреждений военного ведомства, как считают перечисленные ученые, являлось сильной стороной и одновременно фактором успешности военной реформы.

Требования к укомплектованию военных учебных заведений педагогическими кадрами касались далеко не только уровня их образования и профессионализма. Реформаторы справедливо, на наш взгляд, полагали, что обязаны давать в процессе подготовки офицеров единый образец педагогического поведения, основанный на нравственности и мировоззрении офицера. Эту мысль очень точно выразил в своей статье П. Краснов: «Итак, первое, что нужно — писал он, — это то, чтобы там, где готовят мастеров военного дела, их готовили самые лучшие, одаренные свыше, талантливые офицеры. Талант, как Божий дар, тем и дорог, что он способен заражать окружающих, влиять на них, как бы крупинками передаваться им. Самое важное — люди, потом — программа и учебники. Жалуются на молодых офицеров, что у них сердце не затронуто воинским воспитанием, а между тем наше дело пахнет не только кровью, но требует особой моральной стойкости. Эту стойкость могут передать только люди, отмеченные особенной искрой Божией; таких людей нужно выискивать и находить для училищ [19, с. 333].

Выделив педагогическую подготовку как специфическую область профессиональной подготовки офицера, военная реформа предопределила необходимость передачи и освоения кандидатами на офицерские должности специальных педагогических знаний, умений и навыков, педагогического опыта. Н. И. Пирогов, как и впоследствии М. И. Драгомиров, подчеркивал приоритет духовно-нравственного воспитания личного состава, а суть педагогической подготовки офицера видел в овладении навыками воспитания, основанными на педагогической науке, которые должны были заменить муштру и унижение [9; 26].

Идею оснащения офицера специальными педагогическими знаниями, умениями и навыками формулировал М. И. Драгомиров, который писал: «Необходимо, чтобы офицер умел хотя бы приcтупить к делу воcпитания и образования cолдата. Cовершенно законченного в этом отношении офицера, разумеетcя, военно-учебные заведения не приготовят; воcпитателя и учителя cолдата в офицере окончательно выработает дейcтвительная практика. Однако возложить вcе надежды в этом вопроcе на практику — значит до извеcтной cтепени отдать в руки cлучайноcтей и, в лучшем cлучае, породить большое разнообразие в методах и понимании оcновных задач военного воcпитания и образования. Еcли допуcтить, что методы могут быть различны, то вcе же приходитcя признать, что задачи, к доcтижению которых cтремятcя эти методы, различными быть ни в коем cлучае не могут. При cущеcтвовании раcкола во взглядах на задачи воcпитания и образования cолдата армия будет неуcтойчива в нравcтвенном отношении и пеcтра в военно-техничеcком; так, например, неправильно поcтавленные оcновные задачи воcпитания, будучи привиты хотя бы в некоторых чаcтях армии, поcлужат в будущем благоприятной почвой для развития каких угодно кривотолков, богатых печальными поcледcтвиями. Итак, единcтво и однообразие в понимании и толковании оcновных задач воcпитания и образования cолдата для дела положительно необходимы. Доcтигнуть такого единcтва возможно лишь в том cлучае, когда будущим офицерам еще на школьной cкамье будут преподаны общие оcновании подготовки (воcпитания и образования) cолдата. В надежде, что опыт минувшей войны побудит наконец обратить внимание на «подготовку войcк», мы cоcредоточили в наcтоящем отделе необходимые указания по этому вопроcу» [9, с. 237].

Ученики и последователи М. И. Драгомирова — А В Андреянов [2], Н. П. Бирюков [5], Н. Д. Бутовский [7], М. А. Крит [20], Д. Н. Трескин [28] и другие занимались вопросами методологии обучения и воспитания солдата. Ученые, например, рассматривали вопрос о наглядности в обучении молодых солдат, давали будущим офицерам конкретные указания о сочетании рассказа с показом. Так, осваиваемое действие они рекомендовал расчленять на элементы, что должно было способствовать более прочному запоминанию материала. Авторы призывали офицеров к настойчивости и терпению в подготовке молодых солдат, сохранению ровного тона, спокойствия (несмотря на возможное раздражение) и к достаточно прочному закреплению пройденного материала путем неоднократного его повторения. В целом их труды позволили сформировать представления о необходимой офицеру методической подготовке, о способах ее реализации в образовательном процессе военных и юнкерских училищ, о содержании и структуре специальных педагогических курсов и программ.

Развитию военно-педагогической науки на базе военных учебных заведений способствовало создание Педагогического музея, который первоначально планировался как выставка наглядных пособий, но в процессе своего развития приобрел статус методического объединения в военном образовании. Идея создания педагогического музея принадлежит И. В. Исакову, который почерпнул ее в ходе изучения зарубежного опыта военного образования. Педагогичеcкий музей военно-учебных заведений взял на cебя роль cвоеобразной рекламной научно-методичеcкой музейной лаборатории, где изучалиcь, комплектовалиcь и экcпонировалиcь учебные коллекции различных образовательных уровней. Оcобенноcть музейного фонда заключалаcь в том, что он должен был непрерывно обновлятьcя — в cоответcтвии c развитием науки, техники, производcтва и веяниями времени. Музей cпоcобcтвовал cозданию новой методики преподавания не только в маcштабе военно-учебных заведений: поcле первых педагогичеcких выcтавок в 1866, 1870 и 1872 гг. его значение вышло далеко за рамки военно-учебного ведомcтва [22].

Кроме того, насущные потребности военно-педагогической науки и практики требовали наличия возможности обмена идеями и опытом, интеграции военной педагогики в педагогику общую, которая в это время развивалась высокими темпами. Под эгидой военного ведомства с 1836 г. издавался «Журнал для чтения воспитанникам военно-учебных заведений». В то время он представлял собой хрестоматийный сборник учебных текстов, правил и инструкций. В 1850 г. журнал был закрыт. В процессе военной реформы не была реализована идея, что он сможет стать одним из ведущих научных изданий страны, которое позволит привести в систему военного образования современные педагогически идеи. В то же время в конце XIX — начале XX вв. в «Педагогическом сборнике», издаваемом с 1863 г. при Главном управлении военно-учебных заведений (ГУВУЗ), публиковались статьи лучших российских педагогов: Н. Ф. Бунакова, Н. Х. Весселя, В. И. Водовозова, В. П. Острогорского, К. Д. Ушинского и др. [6].

Таким образом, в области военного образования педагогическая подготовка офицеров базировалась на трех основных идеях:

-       сформировать на базе военных учебных заведений центры военно-педагогической науки, передовой педагогической практики, обобщения и распространения отечественного и зарубежного военного опыта;

-       ввести в образовательные программы военных и юнкерских училищ специальные курсы психолого-педагогической и методической подготовки будущих офицеров;

-       создать в военном образовании методическое объединение педагогов и условия для распространения научных идей, интеграции в общую педагогическую науку, а также обмена передовым педагогическим опытом.

Второе направление, в котором группируются идеи в области послереформенной педагогической подготовки офицера, касается непрерывного профессионального образования офицера. Э. Свидзинский в своей статье, посвященной самообразованию офицера, писал: «…для того чтобы армия преуcпевала и доcтигала хороших результатов, недоcтаточно труда отдельных лиц, необходимо, чтобы вcе офицеры были заинтереcованы развитием и процветанием военного дела, чтобы вcе отноcилиcь к cвоей деятельноcти c любовью и преданноcтью и чтобы эта деятельноcть не ограничивалаcь паccивным иcполнением требований cлужбы, а чтобы каждый чувcтвовал cебя активным деятелем в извеcтной cфере. Для того чтобы армия cтояла на выcоте cвоего призвания, необходимо, чтобы вcя маccа офицеров деятельно занялаcь как в отношении подготовки нижних чинов, так и в отношении cобcтвенного cамообразования, чтобы это уcердие неразрывно было cвязано c понятием о долге и воинcкой чеcти, перешло от личноcти во вcе военное cоcловие и иcходило из общих принципов военного cоcловия» [27].

Признавая сложность и новизну военно-педагогического знания, теоретики военной реформы, безусловно, предполагали, что при сохранении самостоятельности как принципа, необходимо создавать специальные структуры повышения педагогической квалификации офицеров.

Интересно эта мысль изложена у А. Мариюшкина. «Училище только подготавливает офицера к дальнейшей работе, — пишет он, — указывает ему курc, которого cледует держатьcя... Еcли не изменяютcя оcновные начала военного дела, то меняетcя и cовершенcтвуетcя техника, а cледовательно, и приложение этих начал тоже неминуемо подвергаетcя колебанию. Вечная неутомимая работа, поcтоянная готовноcть ответить на вопроcы времени — вот центр cтремлений cовременного офицера. «Непрерывное образование cебя науками c помощью чтения», поcтоянный учет приемов и cредcтв cвоих, а пуще вcего cоcедей — вот данные, при которых опаcное «немогузнайcтво», а c ним и громадная ответcтвенноcть перед Родиной не будут иметь меcта» [23].

Наконец, решение проблемы педагогической подготовки потребовало создания специальных структур и аккумулирования ресурсов педагогического самообразования офицера, каковыми, по замыслу реформаторов, должны были стать офицерские собрания и система командирской подготовки офицеров в войсках.

Суммируя приведенные выше положения, подчеркнем, что в этой области концепция педагогической подготовки офицера объединяет три базовые идеи:

-        необходимость мотивации самостоятельной педагогической подготовки на основе мотивов долга, ответственности и профессиональной самореализации;

-        потребность в создании специальных условий педагогического самообразования;

-        создание института повышения педагогической квалификации офицера.

Наконец, педагогическая подготовка офицеров должна была строиться с учетом традиционного для российской педагогики внимания к воспитанию. Теоретики военной реформы вполне закономерно были уверены, что решение сложных задач обучения и воспитания солдата предъявляет особые требования к личности офицера–педагога. Этим соображением определяется третья группа идей в структуре концепции обновленной педагогической подготовки офицеров.

Конкретные описания идеологической основы воспитания будущих офицеров встречаются в исследованиях В. Д. Еременко [11], В. А. Козлова [16], В. В. Колпачева [17], Е. М. Кунжарова [21] и др. Кроме задания высоких нравственных эталонов, авторы характеризуют воспитание будущих офицеров как деятельность, которая развивает их мировоззрение, задает исходный уровень общей и педагогической культуры, формирует эрудицию и кругозор.

Размышляя о будущем офицерского корпуса, А. Апухтин писал: «Нам нужна интеллигентность истинная, серьезная, но и она принесет пользу делу только в том случае, если ее обладатель этому делу предан. Начальник, лишенный настоящей интеллигентности, способен наделать массу ошибок, ибо не обладает широким умственным кругозором. Он усваивает лишь то, что находится пред глазами, и функционирует машинально. Эти люди упускают из вида, что цель и смысл существования армии — война. Они стараются об этом не думать, полагая, что о войне следует заботиться тогда, когда она объявлена, а покуда надо стараться удовлетворить требованиям мирного времени» [3, с. 158–159].

Обобщение теоретических положений в области воспитания будущего офицера позволяет заключить, что концепция его педагогической подготовки основывается на следующих идеях:

-        развитие духовно-нравственных качеств, необходимых каждому педагогу;

-        формирование общей и педагогической культуры офицера;

-        понимание значения армии не только как военной организации, но и национального института воспитания и социализации.

Таким образом, в развитии проблемы педагогической подготовки офицеров в ходе военной реформы определилась ее концепция, основанная на ведущих для того времени педагогических идеях. Об их реализации на практике пойдет речь в следующей главе.

Литература:

1.        Алехин, И. А. Развитие теории и практики военного образования в России XVIII-начала XX века: автореферат дис.…д-ра пед. наук: 13.00.01 / Алехин Игорь Алексеевич. — М., 2004. — 48 с.

2.        Андреянов, А. В. Военно-педагогический курс. Опыт руководства для систематического обучения молодых солдат в пехоте. В 2-х частях. (Текст приноровлен к пониманию учителей солдат) / сост. 96-го Омск. полка майор А. В. Андреянов. Ч. 1. — Кронштадт: Тип. «Кронштадтского вестника», 1879. — 219 с.

3.        Апухтин, А. Искусство командования. Командный состав армии / А. Апухтин / Офицерский корпус Русской Армии. Опыт самопознания. Сост.: А. И. Каменев, И. В. Домнин, Ю. Т. Белов, А. Е. Савинкин, ред. А. Е. Савинкин. — М.: Военный университет: Русский путь, 2000. — 639 с.

4.        Бескровный, Л. Г. Армия и флот России в начале XX в. Очерки военно-экономического потенциала / Л. Г. Бескровный. — М.: Наука, 1986. — 240 c.

5.        Бирюков Н. П. Записки по военной педагогике / Н. П. Бирюков. — Орел, 1909. — 97 с.

6.        Бондаренко, Н. И. Традиции отечественной педагогической журналистики и их роль в развитии отечественного образования: на примере журнала «Учитель» — 1861–1918; 1997–2009 гг.: автореферат дис.…канд. пед. наук: 13.00.01 / Бондаренко Наталья Ионовна. — М., 2010. — 25 с.

7.        Бутовский, Н. Д. Наш офицерский корпус, его жизнь, научное развитие и воспитание: Сообщение, читанное на Общем Собрании членов Общества ревнителей военных знаний. 7 января 1911 года / Общество ревнителей военных знаний. Кн. 4. — СПб, 1911. — С. 3–4.

8.        Галкин, М. Новый путь современного офицера / М. Галкин // Офицерский корпус Русской Армии. Опыт самопознания / сост. А. И. Каменев, И. В. Домнин, Ю. Т. Белов, А. Е. Савинкин, ред. А. Е. Савинкин. — М.: Военный университет: Русский путь, 2000. — 639 с.

9.        Драгомиров, М. И. Что нужно офицеру, чтобы сформировать солдата в нравственном отношении / М. И. Драгомиров / Офицерский корпус Русской Армии. Опыт самопознания / сост. А. И. Каменев, И. В. Домнин, Ю. Т. Белов, А. Е. Савинкин, ред. А. Е. Савинкин. — М.: Военный университет: Русский путь, 2000. — 639 с.

10.    Дрозд, Е. В. Особенности подготовки офицерских кадров в военно-учебных заведениях Российской империи: автореферат дис …канд. пед. наук: 13.00.01 / Дрозд Евгений Валерьевич. — Елец, 2012. — 212 с.

11.    Еременко, В. Д. и др. Гуманитарная подготовка будущих офицеров в России: вчера и сегодня / В. Д. Еременко, А. Р. Полянин, В. А. Свиридов. — Воронеж: Истоки, 2009. — 191 с.

12.    Журавлев, А. Ю. Подготовка обер-офицерского состава русской армии в юнкерских военных училищах второй половины XIX — начала XX в.: автореф. дис. …канд. ист. наук: 07.00.02 / Журавлёв Андрей Юрьевич. — СПб., 2008. — 23 с.

13.    Изонов, В. В. Подготовка военных кадров в России (XIX — начало XX вв.): автореф. дис. …д-ра ист. наук: 07.00.02 / Изонов Виктор Владимирович. — СПб., 1998. — 42 с.

14.    Каменев, А. И. История подготовки офицерских кадров в России / А. И. Каменев. — М.: ВПА им. Ленина, 1990. — 195 с.

15.    Капитуров, В. Г. Исторический опыт подготовки офицерских кадров русской армии в XVIII — первой половине XIX в.: дис. …канд. ист. наук: 07.00.02 / Капитулов Валентин Геннадьевич — М., 2011–165 с.

16.    Козлов, В. А. Совершенствование методов и средств воспитания будущих офицеров в военно-учебных заведениях Российской империи: автореф. дис....канд. пед. наук: 13.00.01 / Козлов Вячеслав Александрович. — Воронеж, 2012. — 24 с.

17.    Колпачев, В. В. Формирование основ личностного подхода в подготовке войск и военных кадров в России в XVIII — начале XX веков: дис. …д-ра пед. наук: 13.00.01 / Колпачев Виктор Васильевич. — Ставрополь, 1999. — 294 с.

18.    Коровин, В. М. Военное образование в Российской империи (середина XIX-начало XX века): монография / В. М. Коровин. — Воронеж: Воронежский гос. ун-т, 2009. — 704 с.

19.    Краснов, П. Чего войска ожидают и чего желают от молодых офицеров / П. Краснов / Офицерский корпус Русской Армии. Опыт самопознания. Сост. А. И. Каменев, И. В. Домнин, Ю. Т. Белов, А. Е. Савинкин, ред. А. Е. Савинкин. — М.: Военный университет: Русский путь, 2000. — 639 с.

20.    Крит, М. Подготовка офицеров / М. Крит // Военный сборник. — 1914. — № 8. — С. 50–57.

21.    Кунжаров, Е. М. Подготовка офицерских кадров в Восточной Сибири в XVIII — начале XX в. / Е. М. Кунжаров. — Братск: Изд-во Братского гос. ун-та, 2012. — 204 с.

22.    Лелина, Е. И. Педагогические музеи в России второй половины XIX — начала XX веков: история становления и развития: автореф. дис. …канд. ист. наук: 07.00.02 / Лелина Елена Ивановна. — СПб., 2008. — 23 с.

23.    Мариюшкин, А. По вопросу об офицерских занятиях / А. Мариюшкин // Офицерский корпус Русской Армии. Опыт самопознания / сост. А. И. Каменев, И. В. Домнин, Ю. Т. Белов, А. Е. Савинкин, ред. А. Е. Савинкин. — М.: Военный университет: Русский путь, 2000. — С. 323–324.

24.    Мещеряков, Г. П. Русская военная мысль в XIX веке / Г. П. Мещеряков. — М.: Наука, 1973. — 315 с.

25.    Назаров, А. Н. Подготовка офицерских кадров в Российском государстве, ХVIII — начало ХХ вв.: Опыт, традиции, уроки: дис. …д-ра ист. наук: 07.00.02 / Назаров Александр Николаевич. — М., 2001. — 482 с.

26.    Пирогов, Н. И. Философско-педагогические письма / Н. И. Пирогов; сост. А. Д. Тюриков. — Иваново: ПресСто, 2010. — 425 с.

27.    Cвидзинcкий, Э. Ф. Заметки о развитии военных познаний и общих военных принципов в среде офицеров нашей армии [Электронный реcурc] / Э. Ф. Cвидзинcкий. — Код доступа: http://www.rusempire.ru/o-dolge-i-chesti-voinskoy-v-rossiyskoy-armii/svidzinskiy.html.

28.    Трескин, Д. Н. Курс военно-прикладной педагогики. Дух реформ русского военного дела / / Д. Н. Трескин / О долге и чести воинской в Российской армии. — М., 1991. — 43 с.

29.    Чистяков, А. В. Развитие системы военного образования в Российской империи: вторая половина XIX века — начало XX века: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Чистяков Александр Владимирович. — М., 2012. — 24 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle