Библиографическое описание:

Кочерягина О. А. Использование Интернет-технологий в процессе обучения истории и обществознанию как условие получения нового образовательного результата, соответствующего ФГОСу (виртуальный кабинет истории и обществознания: из опыта работы) [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 244-246.

Ключевые слова: интернет-технологии, виртуальный кабинет, коммуникации.

Мы живем в эпоху информационно- телекоммуникационной революции в условиях которой, формируется новая глобальная информационно- коммуникационная среда жизни, образования, общения, которая получила название инфосфера, ядро которой составляет Интернет.

Интернет пока не стал постоянным профессиональным пространством учителя, в основном педагоги продолжают использовать глобальную сеть как большую электронную библиотеку материалов. Это при том, что интернет-технологии обладают огромным образовательным потенциалом: происходит активное вовлечение учеников в процесс обучения, формируются умения обобщать, анализировать, систематизировать информацию по теме, работать в группе, находить информацию в различных источниках, слышать и понимать собеседника, отстаивать собственную точку зрения. Данные умения прописаны в требованиях к результатам обучения и освоения курсов истории и обществознания в ФГОСу.

Интернет технологии качественно расширяют традиционную систему учебного взаимодействия. В этом, с моей точки зрения, состоит то главное, что делает Интернет технологии особенно привлекательными для современной школы. В условиях классно-урочной системы групповая и индивидуальная работа школьников стеснена временными и пространственными рамками организации учебного взаимодействия. Выход в виртуальное пространство качественно меняет ситуацию. Работа в учебном кабинете и дома (физической среде) дополняется работой и жизнью школьника в виртуальном пространстве. Сегодня каждому из нас вполне реально представить себе, как каждый из его учеников со своего индивидуального компьютера, планшета заходит в свой личный кабинет, где в рамках соответствующих сетей представлены его учителя, а также товарищи по учебной работе. Здесь у него — свое личное расписание (дня, недели, месяца), где динамически собираются все события жизни, главную часть которых составляют события образовательные. Здесь у него необходимые ссылки на образовательные ресурсы, портфель достижений, доступ к проектным группам, контрольным материалам и т. п. В принципе сегодня это реальный мир нашей новой школы.

Каждый из нас знает, что такое интернет обучение, которое невозможно представить без открытого обучения и дистанционных образовательных технологий. Одна из главных проблем в развитии системы открытого образования связана с формированием единой информационно-образовательной среды. Информационно-образовательная среда открытого образования должна включать в себя все структурные компоненты подсистем, которые в идеале должны представлять собой сеть виртуальных кабинетов, школ, университетов, учреждений культуры в рамках системы объединяющей на единых принципах множество разнообразных учебных заведений.

В последние годы утвердилось представление о смешанном учении, где занятия в классе естественно сочетаются с учебной работой в сети. Практическое внедрение технологий дистанционного обучения в образовательных учреждениях реализуется через индивидуальные сайты, блоги, виртуальные кабинеты учителей. Это весомое дополнение к системе государственного образования, первый практический шаг на пути функционирования открытого образования. Виртуальный кабинет истории и обществознания (балаково.su) — пример такого обучения. Для меня виртуальный кабинет истории ценен не просто тем, что он помогает мне поддерживать и выстраивать новые схемы и стратегии взаимодействия ученик — учитель, ученик — ученик (для чего собственно и предназначен). Главное в том, что он создавался с осознанной опорой на психолого-педагогические основания прежде всего групповой работы, которые давно стали одним из ключевых элементов современной педагогической практики (Макаренко А. С. Пед. соч. в 8 т. — М.: 1983–1985. Т. 8). Виртуальный кабинет — это яркий пример привлечения сразу множества участников из разных классов (по литерам) и из разных возрастных групп к совместному решению познавательных задач.

 «Виртуальный кабинет истории и обществознания» помогает мне формировать у моих учеников: способность вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать и понимать точку зрения собеседника, вести дискуссию; готовность решать коммуникативные задачи, адекватно вести себя в различных социальных ситуациях; владение устным и письменным общением, новыми информационными технологиями, понимание диапазона их применения, критическое отношение к распространяемой по каналам СМИ информации (коммуникативные, информационные компетенции) и.т.д.

Моя цель — поддержать, учеников в их стремлении осваивать интернет и применять его для пользы обучения, а также раскрытия и реализации творческого потенциала моих учеников.

«Виртуальный кабинет истории и обществознания» берёт на себя часть функций реального образовательного процесса, помогает делать его эффективнее.

На сайте размещается материал дистанционных уроков, задания для болеющих учеников, итоги оценки работ школьников, проблемные вопросы, информация для родителей и т. п. Пользователи виртуального кабинета могут разместить и обсудить на нём свои вопросы, творческие работы, работать над совместными проектами, использовать сайт как инструмент своего образования или педагогической деятельности. Сайт на данный момент имеет не столь впечатлительный дизайн, но у него есть одно ценное качество — он помогает реальному образованию, отражает его специфику, результаты, проблемы. Там почти всегда есть коммуникации, творчество и личностная ориентация на пользователей.

Страницы виртуального кабинета можно использовать для реализации идеи диалога во вех его аспектах. В качестве примера можно привести работу над дискуссионными и проблемными вопросами, в процессе которой происходит обмен мнениями между опытом и знаниями каждого участника. Например, 2012 год был определен указом президента России как год празднования 150-летия со дня рождения Петра Столыпина. В рамках празднования юбилейной даты в виртуальном кабинете истории и обществознания прошла заочная мини ученическая конференция (с 01.10.11 по 30.04.12), связанная с различными аспектами жизни и деятельности Петра Столыпина. На уроках истории в режиме реального времени тематические чтения по изучению богатого исторического наследия. В виртуальном кабинете был опубликован вопрос — «Петр Аркадьевич Столыпин — слава и гордость Отечества!», и представлена краткая биографическая справка.[1] А дальше в работу включаются учащиеся. Необходимо не просто оставить сухой комментарий, а попытаться оценить и высказать собственное мнение относительно деятельности исторической личности. Размышления, высказывания учеников говорят сами за себя. Из работ учащихся 9 класса:

«Я думаю, что П. А. Столыпин поистине великий человек и выдающаяся личность! Я восхищаюсь его стойкостью и характером, терпением и мужеством, и считаю, что у власти должны стоять именно такие люди, как он.

Что касается деятельности Петра Аркадьевича, нельзя однозначно утверждать, чего же было больше: положительных или отрицательных моментов в его политических реформах. Считаю, что плюсов всё-таки больше, так как Столыпин поднял Россию на новый уровень, сменил её политический строй, улучшил положение людей и их жизнь, что удалось далеко не многим правителям в истории нашей страны. Такими людьми, сильными и властными, действительно выдающимися личностями, и должна гордиться наша страна!»

«Я очень уважаю этого человека, за то, что он всю свою жизнь отдал родине, он реально думал об улучшении страны, и сделал все, что было в его силах.

Он был гениальной личностью и, одаренный в различных областях, избрал путь служения своей Родине. И там добился немалых успехов, был сначала самым молодым губернатором, потом самым молодым министром в правительстве. Он мыслил намного шире и превосходил по масштабам других политиков той эпохи.

И пусть многие критикуют его деятельность, но они не могут не согласиться с тем, что это была личность незаурядная и удивительная, что Столыпин думал только о том, чтобы сделать свою страну поистине Великой Россией».

«Вчерашние» дети пользователи виртуального кабинета сегодня уже студенты, а детские комментарии по-прежнему читаемы, интересны и актуальны.

Итак, когда в реальном учебном процессе осуществляется разумное сочетание традиционных и дистанционных форм взаимодействия, то эффективность и результативность обучения значительно повышается.

Впереди у нас огромная и очень интересная работа — создание нашей новой школы, которую невозможно представить без развития системы открытого дистанционного образования. В идеале современная школа должна объединить в себе все лучшее, что досталось нам в наследство от педагогов прошлых поколений, и новые методы учебно-воспитательной работы в условиях глобальной сети Интернет, которые предстоит спроектировать и отработать на практике нам — современным учителям. Без этого невозможно получить новые образовательные результаты, соответствующие ФГОС нового поколения.

Литература:

1.             Патаракин Е. Д. Социальные взаимодействия и сетевое обучение 2.0 — М.: НП «Современные технологии в образовании и культуре», 2009. — 176 с.

2.             Дятлов С. А., Толстопятенко А. В. Интернет-технологии и дистанционное образование. Информационное общество, 2000, вып. 5, с. 29–37.

3.             Бочков В. Е., Демин Ю. Н., Вержбицкий В. В. Межгосударственная сеть открытого дистанционного образования и реальное формирование единого образовательного пространства. В сб.: Дистанционное обучение — образовательная среда XXI века. /Труды III Международной научно-методической конференции (13–15 ноября 2003 г.) — Минск: БГУИР, 2003.- 536 с., с.451–452.

4.             http://www.psj.ru/saver_national/detail

5.             www.science-education.ru/22–737

6.             http://www.science-education.ru/22–737



[1] Петр Аркадьевич Столыпин - выдающийся российский государственный деятель, занимавший в 1906-1911 годах должность председателя Совета министров России. Под его руководством осуществлялась системная программа модернизации России, включавшая в себя аграрную реформу (землеустройство, развитие аграрного кредитования, технологическая модернизация), демократизацию местного самоуправления, активную переселенческую политику, направленную, в том числе, на освоение Сибири и Дальнего Востока, реформу судебной системы, укрепление обороноспособности, решение большого блока социальных вопросов, борьбу с терроризмом. Жизнь и деятельность Петра Аркадиевича Столыпина непосредственно связана с Саратовским краем.

С 15 февраля 1903 года по 26 апреля 1906 года он был саратовским губернатором.

Концепцией работы правительства Столыпина стали "успокоение, порядок и реформы". Программа его кабинета предусматривала эволюционное развитие страны, в том числе, укрепление института частной собственности, формирование на этой основе рыночной экономики и переход от традиционного сословного к гражданскому обществу. Фактически, российскому обществу была предложена национальная идеология, базовыми компонентами которой являлись законность и правовой порядок, раскрепощение личности, единое и неделимое государство, сильная исполнительная власть, частная собственность и свободный труд, патриотизм и внешнеполитический авторитет великой державы.

В результате проведенной Петром Столыпиным работы страна вышла на первое место в мире по темпам экономического роста, по объему экономики - на пятое место. В полтора раза увеличилось население Сибири, началось активное освоение Алтайского края, создание на его территории еще одной житницы России: "столыпинскими" переселенцами в регионе было основано 3,5 тысячи населенных пунктов.

Петр Столыпин был смертельно ранен террористом Дмитрием Богровым в Оперном театре Киева 14 сентября 1911 года. Скончался Столыпин в Киеве 18 сентября 1911 года. Он похоронен возле Трапезной церкви Киево-Печерской Лавры.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle