Перспективы развития музыкального образования | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Муратова, И. Г. Перспективы развития музыкального образования / И. Г. Муратова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2014. — С. 8-11. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/101/5224/ (дата обращения: 19.04.2024).

«С одной стороны, люди не любят перемен, потому что не любят, чтобы их меняли, а с другой стороны, перемены не возможны, пока люди не изменятся» Р. Фарсон

Во всём мире признано качество Российского музыкального образования. Нам есть чем гордиться, но и есть что терять.

Многое изменилось с тех пор, как мы сами учились в музыкальном училище. «Сейчас учащиеся другие», — всё чаще повторяют учителя. В условиях информационно-насыщенной среды меняется и роль преподавателя: сегодня он перестаёт быть для учащегося единственным и авторитарным источником информации.

Мир не просто изменился и «стал другим». Он стал динамичным, требуя от человека мобильности, способности постоянно учиться и переучиваться, адаптировать к непрерывным технологическим новациям.

А потому велением времени становятся кадры новой формации, когда наряду с высокой подготовленностью в предметной сфере педагогу требуется освоить специфические знания в области современных информационных технологий. В перечень аттестационных требований включён вопрос об инновационной деятельности преподавателя и использовании компьютерных технологий. С каждым днём растёт число профессиональных конкурсов методических разработок мультимедийных уроков, иных мероприятий с применением цифровых образовательных ресурсов. Если выразиться образно, наверное, настал момент, когда преподавателю требуется владеть компьютером так же свободно, как и клавиатурой аккордеона.

К сожалению, здесь нечего скрывать, даже высококвалифицированные педагоги признают недостаточную осведомленность в области информационных технологий. Многие из нас не готовы работать в новых условиях: мы уступаем своим учащимся в уровне владения компьютером, имеем слабое представление об образовательных Интернет-ресурсах. Во многом это связано с отсутствием внятного общепризнанного представления о том, как должен выглядеть педагогический колледж информационного века. Добавим сюда консерватизм и известные проблемы технофобии учителей.

Образование тем и замечательно, что в нём всегда сосуществуют, соревнуются консервативные, прочно устоявшиеся традиции и динамические составляющие — то, что движет вперёд и позволяет идти в ногу со временем, обеспечивая развитие. В этом контексте информатизация ни в коей мере не призывает нас провести в прочном здании музыкального образования вместо грамотной реставрации евроремонт. Информационно-компьютерные технологии позволяют обогатить традиционные формы обучения, расширить горизонты образовательного пространства, предоставить преподавателям и учащимся доступ к дополнительным образовательным ресурсам, удалённым источникам.

По данным оренбургских учёных В. Рындак и Е. Полянской, учитель компетентен в области информационных технологий, если:

-       ведёт поиск и отбор дополнительной информации для обучения с использование Интернет-ресурсов;

-       представляет образовательную информацию с использованием различных компьютерных средств;

-       применяет готовые мультимедийные разработки в образовательных и воспитательных целях;

-       формирует собственные базы данных из Интернет-ресурсов учебного назначения;

-       создаёт учебные пособия и материалы на электронных носителях с использованием стандартных приложений и инструментальных средств;

-       разрабатывает компьютерные тесты, системы рейтинговой оценки знаний на основе стандартных приложений и программ-оболочек;

-       участвует в работе сетевых объединений преподавателей, Интернет-конференциях с целью повышения своего профессионального уровня.

Пока наши попытки использования компьютерной техники очень робки, и чаще не идут дальше оцифровки, набора нот, и того, что ноутбук с проектором обеспечивают известный дидактический принцип наглядности. С одной стороны, мы не поспеваем за изменениями (на смену РоwегРоiпt становятся более популярными Flash-технологии). А с другой, где-то и сопротивляемся, осознавал, что даже сам факт использования такого «чуда техники» как интерактивная доска не сделает учителя талантливее, а учащегося умнее.

Те преподаватели, кем движут мотивы профессионального совершенствования, стараются найти точки соприкосновения учебного предмета, внешних информационных потоков и современных технологических ресурсов. К примеру применение компьютера позволяет педагогу совместить ТСО с наглядными пособиями, упорядочить методический материал и эффективно использовать его на уроке. Мгновенный доступ к любой, входящей в мультимедиа продукт информации — будь то звук, видео, текст, фотографии, таблицы или графики, позволяют учащемуся взглянуть на предмет изучения одновременно с разных сторон. А значит, составить о нём более полное представление. Цель такого подхода — от развития интереса учащегося к предмету до позитивных изменений качества обучения. К тому же, учитель в глазах учащегося становится на порядок выше того, кто обучает в рамках привычной образовательной технологии.

В немалой степени на помощь педагогу-музыканту всегда придут Интернет-ресурсы. Не зря говорят; что всё знать не обязательно — но обязательно знать, где взять недостающие сведения. Работа по отбору авторитетных источников информации весьма трудоёмка. И чтобы педагогу, делающему первые шаги на пути к информационной компетентности, не заблудиться в сети, отсечь так называемый «информационный шум», мы можем рекомендовать следующий «краткий путеводитель по Интернет-ресурсам».

В первую очередь, такими «электронными помощниками» призваны стать успешно развивающиеся образовательные порталы типа еdи.ru: Федеральный портал «Российское образование» (http://edu.ru), портал «ВСЕОБУЧ» — всё об образовании (http://edu-all.ru/), Федеральный портал дополнительного образования детей (http://vidod.edu.ru/). К примеру, на образовательном портале МОиН РТ (httр://mоn.tаtаг.ru/) представлен проект «Образовательные ресурсы сети Интернет», содержащий ценные сведения о возможностях сети Интернет в педагогической деятельности, а также хотя и весьма немногочисленные, но полезные для преподавателей музыки и учащихся ссылки в разделе «Мировая художественная культура».

Учитель может снабдить ученика необходимыми ссылками на нужные источники, а для этого ему самому нужно знать ресурсы по своему профилю. На Российском общеобразовательном портале, работающем под девизом «Доступность, качество, эффективность», заслуживают внимания обширная «музыкальная коллекция» (http://music.edu.ru/) и коллекция «МХК» (http://artclassic.edu.ru/). Портал классической музыки (http://Сlassic-Мusiс.ru/) привлекателен по целому ряду показателей: здесь представлены биографии и творческие портреты композиторов и исполнителей классики, крупнейшая коллекция записей в формате mр3, словарь музыкальных терминов и инструментов, ссылки на сайты классической музыки, а также приглашение на форум об опере и классической музыке, новости, реклама, бесплатные уроки музыки LearnMusic и многое другое. Популярный мультипортал «Кирилл и Мефодий» (http://km.ru/) известен нам, прежде всего благодаря разделу «Мегаэнциклопедия» (http://megabook.гu/) в рубрике «Знания» Педагогам-музыкантам и учащимся будут интересны «Энциклопедия рока, джаза, популярной музыки», «Энциклопедия персонального компьютера». Музыкальный канал портала (http://vip.km.ru/) представляет собрание редких записей классической музыки. В бесплатном доступе серии «Виртуалыная школа» — новые мультимедиа-пособия «Ноты и звуки», разработанные для дошкольников и учащихся средней школы в соответствии с государственным стандартом образования РФ.

Сайту с большим рейтингом «Музыканты о классической музыке» (http://alI-2music.com/index.html) всего два года. Здесь можно найти интересную информацию о музыкантах, истории музыки и музыкальных инструментах, о музыке и духовном развитии, медицине и музыке. Педагогам со стажем и не только интересно самостоятельно пройти тест музыкального слуха.

Среди множества музыкальных порталов безусловного внимания заслуживает один из самых старых сайтов — Classikal.net, разместивший солидное собрание ссылок на различные музыкальные ресурсы. Ряд полезных для музыкантов линклистов (Liпk list — список ссылок) — в частности, популярный httр://ClassicalMusicLinks.ru/, содержит каталог Бориса Лифановcкого (http://lifanovsky.com/links/). Лифановский — создатель первого русскоязычного cайта об академической музыке — «Московского музыкального вестника» (http://mmv.ru/), основатель и администратор крупнейшего web-форума «Классика» (http://forumklassika.ru/), автор колонки «Обертоны по вторникам» (http://ezhe.ru/ib/tuesdау/), автор известного практического руководства «Интернет для музыканта» (Издательский дом «Классика — XXI», 2006), которое для многих стало настоящей настольной книгой.

«Музыка в Интернете» (http://terramusic.nm.ru/pedag.html) — пожалуй, самый полный путеводитель по сети, содержащий как универсальные, так и специализированные каталоги. Аудиоархивы и нотные архивы упорядочены по эпохам, стилям и направлениям.

Подавляющее большинство газет и журналов обзавелись собственными сайтами, что позволяет постоянно находиться в курсе новостей образования и классической музыкальной культуры. Спектр специализированных СМИ для педагогов — музыкантов достаточно широк: это газеты («Учительская газета» http://ug.гu/; «Музыкальное обозрение» http://muzobozrenie.ru/; «Культура-портал» http://kultura-роrtаl.гu/; «Искусство» http://art.1september.ru/), журналы («Музыкант классик» http://сl-music.com/; «Музыкальные инструменты» http://musinstruments.ru/; «Cтаринная музыка» http://stmus.nm.ru/; «Трибуна современной классики» http://tribunacm.ru/), телеканалы («Культура» http://tvkultura.ru/) и радиостанции («Культура» http://cultradio.ru/). Всегда полезные статьи предлагает Интернет-журнал о классической музыке «Classical music» (http://classika-journal.ru/).

Ссылки на музыкальные конкурсы содержат большое множество сайтов, мы рекомендуем наиболее авторитетный: «Ассоциация музыкальных конкурсов России» (http://music-competitions.ru/). Пожалуй, самая востребованная информация для музыкантов — это ноты.

В Российской онлайновой библиотеке классической музыки (http://nlib.naгod.ru/), состоящей из центрального каталога и сайтов-спутников, содержится более четырех тысяч страниц.

Один из самых известных сетевых собирателей нот — Борис Тараканов (http://notes.tarakanov.net/) — его нотный архив весьма внушителен. Здесь же содержатся полезные музыкальные ссылки, в т. ч. нотный архив Евгения Архипова. Заслуживают внимания нотный архив «Диаспора» (http://diaspora.ru/); музыкальная литература, ноты и книги из личной библиотеки Нины Дотан (http://Idn-knigi.Iib.ru/).

Собрания ссылок с бесплатными нотами часто содержат в адресе указания «frее» (http://frее-sсоres.соm/). Среди западных источников, предлагающих подборки нот для скачивания, пожалуй, следует назвать проект Мutорiа (http://mutopiaproject.оrg/), электронную библиотеку МuseData (http://musedata.org/), сайт хоровых партитур (http://срdl.org/) и др.

Развитие информационных технологий столь стремительно, что им нельзя научить и научиться «раз и навсегда» — знания быстро устаревают. К Интернету нельзя составить исчерпывающую инструкцию — настолько он сложно устроен и переменчив. А потому в движении к современным ИКТ просто не стоит пытаться увидеть наперёд весь путь. Конечно, обозначенные нами собрания ссылок для педагога-музыканта — это всего лишь очень маленькая частица образовательных потенциалов сети Интернет, возможная для. представления в рамках данной статьи. Но она может оказаться достаточной, чтобы преодолеть неуверенность в своих силах и сдвинуться с места. Недаром народная мудрость гласит: «Дорогу осилит идущий».

Работая в системе среднего профессионального образования, на первый план выходит проблема конкурентно способного выпускника, личности быстро приспосабливающийся, к изменяющимся условиям, обладающий активностью, целеустремленностью. Сегодня от будущего специалиста требуется умение работать не только с другими людьми, но и с самим собой, с учетом меняющихся жизненных ситуаций. Общество формирует социальный заказ, направленный на развитие активной творческой личности, которая способна к непрерывному обучению и саморазвитию. Чтобы подготовить молодое поколение к постоянно изменяющейся ситуации на рынке труда, в процессе образования необходимо создавать условия, чтобы молодые специалисты овладели технологиями самоорганизации и само презентации, выбора и принятия решений, развития критического и диагностического мышления.

В условиях модернизации современного образования, особую значимость приобретает сегодня поиск идей, в области преобразования учебного и воспитательного процесса, которые позволили бы в полной мере реализовать потенциал предметов образовательной области «Музыкальное искусство».

Ведущим принципом текущей реформы высшего и среднего профессионального образования избран компетентностный подход, как основа подготовки будущих специалистов. Современная система музыкального образования помогает создавать условия для формирования интеллектуальной и творческой элиты на ранних стадиях профессиональной ориентации. Новаторство, творческий поиск и компетентность педагогов станут залогом совершенствования реализации программы обучения и воспитания одаренных детей старшего возраста.

Литература:

1.      Лифановский Б. Интернет для музыканта. — М.: Издательский дом «Классика-ХХI», 2006. — 213 с., ил.

2.      Мацур В. Н. Применение компьютерных технологий на уроках музыки /www.соmuz.ru/сопfеrеnсе/04-Тоmsk.htmI.

3.      Рындак В. Г., Полянская Е. Е. Электронный лабораторный практикум как средство формирования ИКТ-компетентности будущего учителя //Интернет-журнал «Эйдос». -2007. -30 сентября//www.eidos.ru/journal/2007/0930–1.htm.

4.      Сергеев К. С. Основы педагогической деятельности: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2004. -316 с.

5.      Шарапов Р. С. Использование ИКТ и технологий мультимедиа в образовании //Информатизация образования: проблемы и поиски, — 2007. -№ 1, стр. 108–109.

Основные термины (генерируются автоматически): музыка, нотный архив, учащийся, Интернет, музыкальное образование, музыкант, педагог, профессиональное образование, ресурс, сайт, собрание ссылок, ссылка, учитель, Федеральный портал.

Похожие статьи

Важность музыкального образования | Статья в журнале...

нотный архив, музыка, учащийся, Федеральный портал, музыкальное образование, профессиональное образование, собрание ссылок, Интернет, музыкант, педагог, сайт, ресурс, учитель, ссылка.

Некоторые особенности современного музыкального...

Но ведь большинство детей, посещающих музыкальные школы, не собираются становиться профессиональными музыкантами.

музыка, музыкальное воспитание, ребенок, воздействие музыки, музыкальная школа, музыкальное образование, школа, век...

Музыкальное образование как необходимый аспект развития...

В XVI веке музыка впервые стала применяться во время хирургических операций. В XVII — XVIII веках в трудах музыкантов философов (среди которых

Все больше медиков, психологов и педагогов старалось донести до людей важность музыкального образования для культурной...

Мультимедийные ресурсы на уроках сольфеджио в ДШИ...

Например: ссылка на архив нотных сборников диктантов (дата обращения 22.04.15)- https

Ссылка (дата обращения: 22.04.15) на примерный ресурс (демонстративный тест для учащихся 3 класса, созданный автором статьи, включает 14 вопросов)

Использование современных компьютерных технологий в системе...

интернет, Информационные и коммуникационные технологии, Музыкальное образование, компьютер, учитель, энциклопедия, программа.

Ключевые слова: нотные редакторы, мультимедийный компьютер, инклюзивное образование...

Роль мультимедийных образовательных технологий...

Основные термины (генерируются автоматически): музыкальная культура, музыкальная педагогика, музыкальное образование, музыкальная культура учащихся, процесс воспитания

Посетите сайты наших проектов. Подпишитесь на нашу рассылку: Подписаться.

Специфика применения музыкально-компьютерных технологий...

Ключевые слова: музыкально-компьютерные технологии, музыкальное образование школьников, урок, МКТ, музыка.

Пути реализации концепции музыкально-компьютерного образования в подготовке педагога-музыканта: диссертация... кандидата педагогических...

Учитель музыки: профессионализм, педагогическое мастерство...

Профессиональная компетентность педагога дошкольного образования.

учитель музыки, учитель, педагогическое мастерство, ученик, урок музыки, урок, ребенок, профессиональное мастерство, профессиональная деятельность, личность учителя, компетентный специалист...

Научная конференция «Проблемы и перспективы развития...»

Проблемы и перспективы развития образования. IX международная научная конференция.

Размещение электронной версии сборника на сайте — 14 августа.

8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования.

Похожие статьи

Важность музыкального образования | Статья в журнале...

нотный архив, музыка, учащийся, Федеральный портал, музыкальное образование, профессиональное образование, собрание ссылок, Интернет, музыкант, педагог, сайт, ресурс, учитель, ссылка.

Некоторые особенности современного музыкального...

Но ведь большинство детей, посещающих музыкальные школы, не собираются становиться профессиональными музыкантами.

музыка, музыкальное воспитание, ребенок, воздействие музыки, музыкальная школа, музыкальное образование, школа, век...

Музыкальное образование как необходимый аспект развития...

В XVI веке музыка впервые стала применяться во время хирургических операций. В XVII — XVIII веках в трудах музыкантов философов (среди которых

Все больше медиков, психологов и педагогов старалось донести до людей важность музыкального образования для культурной...

Мультимедийные ресурсы на уроках сольфеджио в ДШИ...

Например: ссылка на архив нотных сборников диктантов (дата обращения 22.04.15)- https

Ссылка (дата обращения: 22.04.15) на примерный ресурс (демонстративный тест для учащихся 3 класса, созданный автором статьи, включает 14 вопросов)

Использование современных компьютерных технологий в системе...

интернет, Информационные и коммуникационные технологии, Музыкальное образование, компьютер, учитель, энциклопедия, программа.

Ключевые слова: нотные редакторы, мультимедийный компьютер, инклюзивное образование...

Роль мультимедийных образовательных технологий...

Основные термины (генерируются автоматически): музыкальная культура, музыкальная педагогика, музыкальное образование, музыкальная культура учащихся, процесс воспитания

Посетите сайты наших проектов. Подпишитесь на нашу рассылку: Подписаться.

Специфика применения музыкально-компьютерных технологий...

Ключевые слова: музыкально-компьютерные технологии, музыкальное образование школьников, урок, МКТ, музыка.

Пути реализации концепции музыкально-компьютерного образования в подготовке педагога-музыканта: диссертация... кандидата педагогических...

Учитель музыки: профессионализм, педагогическое мастерство...

Профессиональная компетентность педагога дошкольного образования.

учитель музыки, учитель, педагогическое мастерство, ученик, урок музыки, урок, ребенок, профессиональное мастерство, профессиональная деятельность, личность учителя, компетентный специалист...

Научная конференция «Проблемы и перспективы развития...»

Проблемы и перспективы развития образования. IX международная научная конференция.

Размещение электронной версии сборника на сайте — 14 августа.

8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования.