Библиографическое описание:

Муратова И. Г. Перспективы развития музыкального образования [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 8-11.

«С одной стороны, люди не любят перемен, потому что не любят, чтобы их меняли, а с другой стороны, перемены не возможны, пока люди не изменятся» Р. Фарсон

Во всём мире признано качество Российского музыкального образования. Нам есть чем гордиться, но и есть что терять.

Многое изменилось с тех пор, как мы сами учились в музыкальном училище. «Сейчас учащиеся другие», — всё чаще повторяют учителя. В условиях информационно-насыщенной среды меняется и роль преподавателя: сегодня он перестаёт быть для учащегося единственным и авторитарным источником информации.

Мир не просто изменился и «стал другим». Он стал динамичным, требуя от человека мобильности, способности постоянно учиться и переучиваться, адаптировать к непрерывным технологическим новациям.

А потому велением времени становятся кадры новой формации, когда наряду с высокой подготовленностью в предметной сфере педагогу требуется освоить специфические знания в области современных информационных технологий. В перечень аттестационных требований включён вопрос об инновационной деятельности преподавателя и использовании компьютерных технологий. С каждым днём растёт число профессиональных конкурсов методических разработок мультимедийных уроков, иных мероприятий с применением цифровых образовательных ресурсов. Если выразиться образно, наверное, настал момент, когда преподавателю требуется владеть компьютером так же свободно, как и клавиатурой аккордеона.

К сожалению, здесь нечего скрывать, даже высококвалифицированные педагоги признают недостаточную осведомленность в области информационных технологий. Многие из нас не готовы работать в новых условиях: мы уступаем своим учащимся в уровне владения компьютером, имеем слабое представление об образовательных Интернет-ресурсах. Во многом это связано с отсутствием внятного общепризнанного представления о том, как должен выглядеть педагогический колледж информационного века. Добавим сюда консерватизм и известные проблемы технофобии учителей.

Образование тем и замечательно, что в нём всегда сосуществуют, соревнуются консервативные, прочно устоявшиеся традиции и динамические составляющие — то, что движет вперёд и позволяет идти в ногу со временем, обеспечивая развитие. В этом контексте информатизация ни в коей мере не призывает нас провести в прочном здании музыкального образования вместо грамотной реставрации евроремонт. Информационно-компьютерные технологии позволяют обогатить традиционные формы обучения, расширить горизонты образовательного пространства, предоставить преподавателям и учащимся доступ к дополнительным образовательным ресурсам, удалённым источникам.

По данным оренбургских учёных В. Рындак и Е. Полянской, учитель компетентен в области информационных технологий, если:

-       ведёт поиск и отбор дополнительной информации для обучения с использование Интернет-ресурсов;

-       представляет образовательную информацию с использованием различных компьютерных средств;

-       применяет готовые мультимедийные разработки в образовательных и воспитательных целях;

-       формирует собственные базы данных из Интернет-ресурсов учебного назначения;

-       создаёт учебные пособия и материалы на электронных носителях с использованием стандартных приложений и инструментальных средств;

-       разрабатывает компьютерные тесты, системы рейтинговой оценки знаний на основе стандартных приложений и программ-оболочек;

-       участвует в работе сетевых объединений преподавателей, Интернет-конференциях с целью повышения своего профессионального уровня.

Пока наши попытки использования компьютерной техники очень робки, и чаще не идут дальше оцифровки, набора нот, и того, что ноутбук с проектором обеспечивают известный дидактический принцип наглядности. С одной стороны, мы не поспеваем за изменениями (на смену РоwегРоiпt становятся более популярными Flash-технологии). А с другой, где-то и сопротивляемся, осознавал, что даже сам факт использования такого «чуда техники» как интерактивная доска не сделает учителя талантливее, а учащегося умнее.

Те преподаватели, кем движут мотивы профессионального совершенствования, стараются найти точки соприкосновения учебного предмета, внешних информационных потоков и современных технологических ресурсов. К примеру применение компьютера позволяет педагогу совместить ТСО с наглядными пособиями, упорядочить методический материал и эффективно использовать его на уроке. Мгновенный доступ к любой, входящей в мультимедиа продукт информации — будь то звук, видео, текст, фотографии, таблицы или графики, позволяют учащемуся взглянуть на предмет изучения одновременно с разных сторон. А значит, составить о нём более полное представление. Цель такого подхода — от развития интереса учащегося к предмету до позитивных изменений качества обучения. К тому же, учитель в глазах учащегося становится на порядок выше того, кто обучает в рамках привычной образовательной технологии.

В немалой степени на помощь педагогу-музыканту всегда придут Интернет-ресурсы. Не зря говорят; что всё знать не обязательно — но обязательно знать, где взять недостающие сведения. Работа по отбору авторитетных источников информации весьма трудоёмка. И чтобы педагогу, делающему первые шаги на пути к информационной компетентности, не заблудиться в сети, отсечь так называемый «информационный шум», мы можем рекомендовать следующий «краткий путеводитель по Интернет-ресурсам».

В первую очередь, такими «электронными помощниками» призваны стать успешно развивающиеся образовательные порталы типа еdи.ru: Федеральный портал «Российское образование» (http://edu.ru), портал «ВСЕОБУЧ» — всё об образовании (http://edu-all.ru/), Федеральный портал дополнительного образования детей (http://vidod.edu.ru/). К примеру, на образовательном портале МОиН РТ (httр://mоn.tаtаг.ru/) представлен проект «Образовательные ресурсы сети Интернет», содержащий ценные сведения о возможностях сети Интернет в педагогической деятельности, а также хотя и весьма немногочисленные, но полезные для преподавателей музыки и учащихся ссылки в разделе «Мировая художественная культура».

Учитель может снабдить ученика необходимыми ссылками на нужные источники, а для этого ему самому нужно знать ресурсы по своему профилю. На Российском общеобразовательном портале, работающем под девизом «Доступность, качество, эффективность», заслуживают внимания обширная «музыкальная коллекция» (http://music.edu.ru/) и коллекция «МХК» (http://artclassic.edu.ru/). Портал классической музыки (http://Сlassic-Мusiс.ru/) привлекателен по целому ряду показателей: здесь представлены биографии и творческие портреты композиторов и исполнителей классики, крупнейшая коллекция записей в формате mр3, словарь музыкальных терминов и инструментов, ссылки на сайты классической музыки, а также приглашение на форум об опере и классической музыке, новости, реклама, бесплатные уроки музыки LearnMusic и многое другое. Популярный мультипортал «Кирилл и Мефодий» (http://km.ru/) известен нам, прежде всего благодаря разделу «Мегаэнциклопедия» (http://megabook.гu/) в рубрике «Знания» Педагогам-музыкантам и учащимся будут интересны «Энциклопедия рока, джаза, популярной музыки», «Энциклопедия персонального компьютера». Музыкальный канал портала (http://vip.km.ru/) представляет собрание редких записей классической музыки. В бесплатном доступе серии «Виртуалыная школа» — новые мультимедиа-пособия «Ноты и звуки», разработанные для дошкольников и учащихся средней школы в соответствии с государственным стандартом образования РФ.

Сайту с большим рейтингом «Музыканты о классической музыке» (http://alI-2music.com/index.html) всего два года. Здесь можно найти интересную информацию о музыкантах, истории музыки и музыкальных инструментах, о музыке и духовном развитии, медицине и музыке. Педагогам со стажем и не только интересно самостоятельно пройти тест музыкального слуха.

Среди множества музыкальных порталов безусловного внимания заслуживает один из самых старых сайтов — Classikal.net, разместивший солидное собрание ссылок на различные музыкальные ресурсы. Ряд полезных для музыкантов линклистов (Liпk list — список ссылок) — в частности, популярный httр://ClassicalMusicLinks.ru/, содержит каталог Бориса Лифановcкого (http://lifanovsky.com/links/). Лифановский — создатель первого русскоязычного cайта об академической музыке — «Московского музыкального вестника» (http://mmv.ru/), основатель и администратор крупнейшего web-форума «Классика» (http://forumklassika.ru/), автор колонки «Обертоны по вторникам» (http://ezhe.ru/ib/tuesdау/), автор известного практического руководства «Интернет для музыканта» (Издательский дом «Классика — XXI», 2006), которое для многих стало настоящей настольной книгой.

«Музыка в Интернете» (http://terramusic.nm.ru/pedag.html) — пожалуй, самый полный путеводитель по сети, содержащий как универсальные, так и специализированные каталоги. Аудиоархивы и нотные архивы упорядочены по эпохам, стилям и направлениям.

Подавляющее большинство газет и журналов обзавелись собственными сайтами, что позволяет постоянно находиться в курсе новостей образования и классической музыкальной культуры. Спектр специализированных СМИ для педагогов — музыкантов достаточно широк: это газеты («Учительская газета» http://ug.гu/; «Музыкальное обозрение» http://muzobozrenie.ru/; «Культура-портал» http://kultura-роrtаl.гu/; «Искусство» http://art.1september.ru/), журналы («Музыкант классик» http://сl-music.com/; «Музыкальные инструменты» http://musinstruments.ru/; «Cтаринная музыка» http://stmus.nm.ru/; «Трибуна современной классики» http://tribunacm.ru/), телеканалы («Культура» http://tvkultura.ru/) и радиостанции («Культура» http://cultradio.ru/). Всегда полезные статьи предлагает Интернет-журнал о классической музыке «Classical music» (http://classika-journal.ru/).

Ссылки на музыкальные конкурсы содержат большое множество сайтов, мы рекомендуем наиболее авторитетный: «Ассоциация музыкальных конкурсов России» (http://music-competitions.ru/). Пожалуй, самая востребованная информация для музыкантов — это ноты.

В Российской онлайновой библиотеке классической музыки (http://nlib.naгod.ru/), состоящей из центрального каталога и сайтов-спутников, содержится более четырех тысяч страниц.

Один из самых известных сетевых собирателей нот — Борис Тараканов (http://notes.tarakanov.net/) — его нотный архив весьма внушителен. Здесь же содержатся полезные музыкальные ссылки, в т. ч. нотный архив Евгения Архипова. Заслуживают внимания нотный архив «Диаспора» (http://diaspora.ru/); музыкальная литература, ноты и книги из личной библиотеки Нины Дотан (http://Idn-knigi.Iib.ru/).

Собрания ссылок с бесплатными нотами часто содержат в адресе указания «frее» (http://frее-sсоres.соm/). Среди западных источников, предлагающих подборки нот для скачивания, пожалуй, следует назвать проект Мutорiа (http://mutopiaproject.оrg/), электронную библиотеку МuseData (http://musedata.org/), сайт хоровых партитур (http://срdl.org/) и др.

Развитие информационных технологий столь стремительно, что им нельзя научить и научиться «раз и навсегда» — знания быстро устаревают. К Интернету нельзя составить исчерпывающую инструкцию — настолько он сложно устроен и переменчив. А потому в движении к современным ИКТ просто не стоит пытаться увидеть наперёд весь путь. Конечно, обозначенные нами собрания ссылок для педагога-музыканта — это всего лишь очень маленькая частица образовательных потенциалов сети Интернет, возможная для. представления в рамках данной статьи. Но она может оказаться достаточной, чтобы преодолеть неуверенность в своих силах и сдвинуться с места. Недаром народная мудрость гласит: «Дорогу осилит идущий».

Работая в системе среднего профессионального образования, на первый план выходит проблема конкурентно способного выпускника, личности быстро приспосабливающийся, к изменяющимся условиям, обладающий активностью, целеустремленностью. Сегодня от будущего специалиста требуется умение работать не только с другими людьми, но и с самим собой, с учетом меняющихся жизненных ситуаций. Общество формирует социальный заказ, направленный на развитие активной творческой личности, которая способна к непрерывному обучению и саморазвитию. Чтобы подготовить молодое поколение к постоянно изменяющейся ситуации на рынке труда, в процессе образования необходимо создавать условия, чтобы молодые специалисты овладели технологиями самоорганизации и само презентации, выбора и принятия решений, развития критического и диагностического мышления.

В условиях модернизации современного образования, особую значимость приобретает сегодня поиск идей, в области преобразования учебного и воспитательного процесса, которые позволили бы в полной мере реализовать потенциал предметов образовательной области «Музыкальное искусство».

Ведущим принципом текущей реформы высшего и среднего профессионального образования избран компетентностный подход, как основа подготовки будущих специалистов. Современная система музыкального образования помогает создавать условия для формирования интеллектуальной и творческой элиты на ранних стадиях профессиональной ориентации. Новаторство, творческий поиск и компетентность педагогов станут залогом совершенствования реализации программы обучения и воспитания одаренных детей старшего возраста.

Литература:

1.      Лифановский Б. Интернет для музыканта. — М.: Издательский дом «Классика-ХХI», 2006. — 213 с., ил.

2.      Мацур В. Н. Применение компьютерных технологий на уроках музыки /www.соmuz.ru/сопfеrеnсе/04-Тоmsk.htmI.

3.      Рындак В. Г., Полянская Е. Е. Электронный лабораторный практикум как средство формирования ИКТ-компетентности будущего учителя //Интернет-журнал «Эйдос». -2007. -30 сентября//www.eidos.ru/journal/2007/0930–1.htm.

4.      Сергеев К. С. Основы педагогической деятельности: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2004. -316 с.

5.      Шарапов Р. С. Использование ИКТ и технологий мультимедиа в образовании //Информатизация образования: проблемы и поиски, — 2007. -№ 1, стр. 108–109.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle