Библиографическое описание:

Андреева Л. Н. Формирование речевой культуры как средство личностного развития школьника [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 105-107.

На протяжении нескольких лет я работаю над методической темой «Формирование речевой культуры как средство личностного развития школьника». Причинами выбора данной темы стали невысокая речевая культура учащихся, неумение строить текст и выбирать нужные речевые средства, недостаточное проявление творческих способностей учащихся как результат невысокой познавательной активности.

В результате изучения трудов педагогов, психологов, лингвистов, собственных наблюдений и суждений мною была выдвинута следующая педагогическая идея работы:личностное развитие, полноценная социализация школьника невозможны без целенаправленного формирования его речевой культуры.

Средством формирования речевой культуры должно стать, по моему мнению, развитие лингвистической, коммуникативной и социокультурной компетенции.

Формирование речевой культуры школьника проводится мною в двух направлениях: на уроке и во внеурочной деятельности.

Цель работы заключается в становлении школьника как сильной языковой личности, обладающей высокой лингвориторической компетенцией.

Чтобы достичь данной цели, поставила перед собой следующие задачи:

1.                 Формирование точной, выразительной речи учащихся через систему творческих работ.

2.                 Формирование у учащихся потребности постоянного совершенствования речи, создавая при этом условия для личностного развития каждого ученика.

3.                 Воспитание уважения к языку и критического отношения к нарушениям языковых норм.

Моя система работы по формированию речевой культуры школьника состоит из следующих компонентов:

1.                 Расширение словарного запаса учащихся:

-       Работа со словарями;

-       Задания творческого характера (составить рассказ или написать сочинение — миниатюру на заданную тему, составить рассказ по сюжетным картинкам, инсценировать отрывок из произведения, составить кругограмму и др.);

-       Лексические игры;

-       Орфоэпические диктанты;

-       Анализ текста.

Приведу несколько примеров данного вида деятельности:

1.     Лексическая игра «Составь самое большое предложение». Суть игры заключается в следующем: составить одно связное предложение, используя как можно больше словарных слов.

В качестве примера приведу текст, составленный ученицей 7 класса: В нашей школе с красивым интерьером имеется богатая библиотека, глубокий бассейн для аккуратных учеников с хорошим аппетитом, которыелюбят вдыхать аромат цветущей сирени, растущей в школьной саду.

2.     Задания творческого характера. Составление кругограмм. Тема «Вводные слова».

Пример работы ученика 8 класса:

3.     Работа со словарями. Ученики (6 класс) делятся на несколько групп и получают карточки с диалектными словами. Нужно объяснить их значение, используя словарь диалектных слов, и составить с ними предложения:

1)                Певень, вишенник

2)                Лошак, кочи

3)                Бисной, лыва

4)                Утирка, курень

5)                Махотка, бурак

Такая деятельность позволяет расширять словарный запас школьников, развивать их творческие возможности, совершенствовать устную речь.

2.                 Организация активной речевой деятельности учащихся. Над данным компонентом работаю, исходя из четырёх фаз порождения высказывания, выделенных психологами:

1.     Ориентировка в ситуации общения (умение осмысливать и хорошо представлять себе речевую ситуацию).

2.     Планирование содержания высказывания (умение в соответствии с замыслом собирать материал для речи, пользуясь различными источниками информации).

3.     Реализация замысла во внешней речи (умение в соответствии с замыслом пользоваться разными стилями и типами речи).

4.     Контроль над результатами речевой деятельности (умение видеть реакцию слушателя во время устной речи, корректировать свою речь, совершенствовать написанное в соответствии с замыслом).

В процессе работы с учениками я пришла к выводу, что для формирования указанных умений необходимо предлагать учащимся такие задания, которые требуют не просто составления текста (изложения или сочинения), а содержат заданные условия общения, описание речевой ситуации, естественной или условной (учебной). Такие упражнения называют ситуативными.

Для примера сравним традиционные и ситуативные упражнения:

Традиционные упражнения

Ситуативные упражнения

1. Используя данные словосочетания, составьте текст «В осеннем лесу».

1. Представьте себе, что вы побывали в осеннем лесу и хотите поделиться своими впечатлениями с другом-одноклассником. Запишите возможный вариант своего рассказа. В меру необходимости используйте данные словосочетания.

2. Расскажите об имени прилагательном.

2.1. Сегодня на уроке мы будем говорить об имени прилагательном. Кто сможет так рассказать об этой части речи, чтобы все быстро повторили эти сведения?

2.2. Представьте себе, что вам нужно объяснить, что такое имя прилагательное сестрёнке, пропустившей уроки по болезни. Составьте устно такое объяснение.

3.Подготовьте рассказ о Васютке (Рассказ Астафьева «Васюткино озеро»).

3. Представьте себе, что мама просит вас рассказать ей о герое произведения, которое вы читаете дома. Это произведение — «Васюткино озеро». Мама не знает текста, поэтому вам нужно рассказать так, чтобы она поняла, кто такой Васютка и какой это человек.

Использование на уроках ситуативных упражнений значительно повышает практическую направленность занятий по русскому языку и литературе и интерес к ним со стороны учащихся. Это достигается за счет тех возможностей, которые заложены в самом содержании предметов, внутренне присущи им.

При решении ситуативных задач, анализируя речевую ситуацию, учащиеся могут самостоятельно овладевать новыми знаниями и навыками, осваивать коммуникативные умения и развивать свой творческий потенциал.

3.                 Использование современных образовательных технологий: исследовательская деятельность; проектная деятельность; ИКТ; технология сотрудничества.

В качестве примера исследовательской деятельности можно продемонстрировать элемент урока литературы в 5 классе по стихотворению М. Ю. Лермонтова «Бородино» на тему «Недаром помнит вся Россия про день Бородина»:

Учитель: Сейчас мы с вами постараемся выяснить, насколько верно Лермонтов изобразил в стихотворении «Бородино» события Бородинского сражения. Для этого на партах у вас лежат таблицы с цитатами из исторической справки по Бородинскому сражению. Вам нужно вписать во второй столбец цитаты из стихотворения, соответствующие цитатам из исторической справки.

Таблица

№ п/п

Цитаты из исторической справки

Цитаты из стихотворения (ученики вписывают самостоятельно)

1.

После оставления Смоленска русская армия отходила к Москве.

Мы долго молча отступали…

2.

3 сентября (22 августа) армия расположилась у села Бородино, на заранее избранной позиции, где М. И. Кутузов решил дать армии Наполеона решительное сражение.

И вот нашли большое поле…

3.

 Бой 5 сентября (24 августа) за Шевардинский редут позволил М. И. Кутузову разгадать замысел противника и перед сражением усилить армию П. И. Багратиона

Два дня мы были в перестрелке

4.

В течение 6 сентября (25 августа) обе стороны производили последние приготовления к сражению.

Прилёг вздремнуть я у лафета…

5.

Бородинское сражение началось на рассвете 7 сентября (26 августа) артиллерийской канонадой с обеих сторон. Решающие бои развернулись за Багратионовы флеши и батарею Раевского, которыми французам удалось овладеть ценой больших потерь.

Ну ж был денёк!...

6.

Армия Наполеона потеряла убитыми и ранеными свыше 50 тысяч человек. Потери русской армии достигали 44 тысяч человек.

Вам не видать таких сражений…

7.

Развить успех Наполеон не смог и отвел войска на исходные позиции.

Вот затрещали барабаны/ И отступили басурманы.

Сделаем вывод: Основные эпизоды Бородинского сражения, описанные в стихотворении, полностью совпадают с исторической справкой. Следовательно, поэт в основу стихотворения положил реальные исторические факты.

Данные технологии обеспечивают гармоничное и разностороннее развитие личности школьника, реализацию его творческих способностей, способствуют развитию его речевой культуры, стимулируют умственную деятельность учащихся.

4.                 Использование игровой методики.

Игровая методика, в отличие от традиционной, позволяет выбрать свой темп и форму работы для каждого ребенка, способствует развитию интеллекта и росту познавательной активности практически всех учащихся, выявлению их творческих способностей и развитию речевой культуры. В ходе игры учебная деятельность воспринимается как желанная и значимая цель.

Широко использую игровую методику в своей педагогической деятельности. Это может быть как целый урок, построенный в форме игры или соревнования, так и отдельное задание на уроке.

Приведу пример игры, в основе которой лежит технология сотрудничества:

Игра «Расскажи о фразеологизме». 6 класс.

Класс делится на группы по 5 человек. Получают задания и выполняют его. Распределяются роли в команде: 1 чел. –толкователь (определяет значение ФЕ),

1 чел. — грамматист (определяет строение ФЕ и синтаксическую роль в предложении), 2 чел. — систематики (подбирают к ФЕ синонимы, антонимы, омонимы; при затруднении работать со словарём), 1 чел. — сочинитель (сочиняет предложение с ФЕ).

5.                 Использование тестового контроля сцельювыявления степени усвоения материала и определения реального уровня знаний школьников.

Данные виды работы позволяют создавать все условия для личностного развития каждого обучающегося через формирование потребности постоянного совершенствования речевой деятельности. Сама речевая культура рассматривается как средство безопасного и комфортного самоопределения и самореализации личности в современном мире, как способ саморазвития и совершенствования, что имеет огромное воспитательное значение.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle